uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Династия летчиков-испытателей «Яков»

Олег Григорьевич Кононенко в 1970-х годах дал путевку в небо самолету с вертикальным взлетом Як-38. Сегодня его сын Олег Олегович — ведущий летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева

dsvgsdfbvgbvgfxdfb

На фото: Олег Кононенко - сын и его Як-130.

В российских авиационных подразделениях часто можно встретить летчиков, носящих одну фамилию. Это достаточно привычное явление — сын продолжает дело отца и, следуя по его стопам, поднимает в небо новые самолеты. Такая преемственность существует и в летной службе Опытно-конструкторского бюро им. А.С.Яковлева. Сегодня новые машины этого ОКБ поднимает в небо старший летчик-испытатель, Герой России Олег Олегович Кононенко. Сорока годами ранее то же самое делал его отец — Олег Григорьевич Кононенко.

В августе этого года Олегу Григорьевичу исполнилось бы 75 лет. Его путь к работе летчика-испытателя был достаточно нетипичным. В подавляющем большинстве на эту работу приходят пилоты Военно-воздушных сил. Олег Кононенко пришел на испытательную работу из ДОСААФ. В 1956 году он окончил Ростовский авиационный техникум и одновременно Ростовский аэроклуб. Был неоднократным чемпионом СССР по авиамодельному спорту. После обучения в саранской Центральной объединенной летно-технической школе он работал летчиком-инструктором ДОСААФ.

В 1966 году Олег Кононенко окончил вертолетное отделение Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), после чего работал в Летно-исследовательском институте им. М.М.Громова, участвовал в испытаниях вертолетов Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Когда в начале 1970-х гг. ОКБ конструктора А.С.Яковлева приступило к испытаниям самолетов вертикального взлета и посадки, Олег Кононенко перешел работать в эту прославленную фирму. Как выяснилось, пилоты вертолетов успешнее справляются с необычными машинами, чем летчики самолетов, привыкших взлетать и садиться с пробегом. Кононенко был первым, кто выполнил на самолете Як-36М посадку на палубу противолодочного крейсера «Киев».

В конце августа 1980 года из Владивостока в Южно-Китайское море ушел тяжелый авианесущий крейсер «Минск» для отработки Як-38 в условиях повышенной температуры и влажности. 8 сентября при взлете на одноместном Як-38 Кононенко произошел отказ подъемно-маршевого двигателя.

Самолет сошел с палубы корабля, ударился колесами об ограничительный брус и стал полого снижаться. Видимо, не желая потерять самолет, Олег Григорьевич Кононенко не катапультировался, до последнего спасал машину. Около минуты Як-38 в фонтане брызг летел над самой водой.

«При ударе самолета об воду отец, видимо, потерял сознание и не смог катапультироваться, — рас-сказывает Олег Кононенко-младший. — Время было упущено, самолет затонул. Командир «Минска» выбросил на этом месте сигнальный буй. Отца подняли только через два месяца. Для этого была отправлена специальная бригада кораблей, которая занималась поисками самолета и останков отца. Его похоронили на Жуковском кладбище. Там похоронено очень много летчиков».

Олег Григорьевич погиб буквально через несколько дней после того, как его сын Олег поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М.Комарова.

«С авиацией я определился классе в десятом, до этого даже не представлял, куда мне направиться, — рассказывал Олег Олегович. — Отец тогда с нами уже не жил, а мама не очень хотела, чтобы я служил летчиком. Я пообещал ей, что после школы год подумаю. Чтобы не отрываться от авиации, я устроился на Смоленский авиационный завод, год работал клепальщиком, строил самолеты Як-42».

Через год Кононенко-младший собрался поступать в военное летное училище. «В военкомате на медицинской комиссии, посмотрев мою электрокардиограмму, сказали, что с такими данными в летчики не берут, — вспоминает Кононенко. — Я позвонил отцу, спросил его совета. Он попросил прислать ему электрокардиограмму, обратился в медицинский центр. Там ему сказали, что все нормально. Такие случаи на медкомиссиях, оказалось, бывали регулярно: из-за того, что слишком много людей хотели поступить в летное училище, надо было как-то их отсеивать. Отец поддержал мою мечту. Когда я считал, что с авиацией уже ничего не получится, он переубедил меня и помог в тот сложный момент».

Путь Олега Кононенко-младшего к испытательной работе оказался сложным. В 1984 году он закончил Ейское училище, затем проходил службу на различных должностях в частях ВВС. В 1993 году Олег уволился из ВВС и перешел на работу в ОКБ им. А.С.Яковлева. ШЛИ ему удалось закончить за два захода. Сначала в 1994 году он прошел теоретический курс обучения, получив свидетельство летчика-испытателя 3-го класса. Практический курс Кононенко прошел 1999-2000 годах, сдал экзамены и получил диплом об окончании. «При поступлении на работу в ОКБ им. А.С.Яковлева и ШЛИ мне, конечно, помогло то обстоятельство, что многие хорошо помнили отца как замечательного мастера своего дела», — считает Олег Олегович.

В Яковлевском ОКБ Кононенко-младший принимал участие в испытаниях более 20 типов самолетов. Он стал ведущим летчиком-испытателем нового российского реактивного учебно-тренировочного самолета Як-130. В летной биографии Олега Олеговича были и сложные моменты. 26 июля 2006 года при выполнении очередного испытательного полета у Як-130 на высоте 10 км отказала система управления.

Самолет самопроизвольно перевернулся на «спину» и перешел в снижение. Пилотировавшие самолет Олег Кононенко и военный летчик-испытатель полковник Сергей Щербина пытались спасти машину, но на отклонения ручек управления она не реагировала. Продолжая попытки восстановить управление самолетом, экипаж доложил на землю о возникших неполадках.

Як-130 стремительно приближался к земле. Поняв, что вывести Як-130 из неуправляемого пикирования не удается, и убедившись, что самолет падает в ненаселенной местности, экипаж катапультировался на высоте всего около 1000 метров. Летчики покинули самолет, летевший в перевернутом положении, и смогли успешно приземлиться на парашютах. Благодаря мужеству и самообладанию пилотов были выявлены и устранены причины этой неисправности.

8 сентября 2010 года, в день 30-летия гибели Олега Григорьевича Кононенко, был подписан Указ Президента России о присвоении старшему летчику-испытателю ОКБ им. А.С.Яковлева Олегу Олеговичу Кононенко звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники.

Статья из корпоративного журнала «Горизонты» (№1, 2014)
Tags: Авиация, история, люди, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments