uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Усиление «БраМосом»: сверхзвуковая противокорабельная ракета поднимет мощь истребителя

1P5A0452

Интеграция двух крупных российско-индийских проектов позволит придать каждому из них новые качества. Весной этого года начинаются летные испытания истребителя Су-30МКИ, производимого по российской лицензии в Индии, оснащенного крылатой ракетой «БраМос-А», разработанной совместно специалистами двух стран. В результате ударная мощь самолета вырастет, а ракета получит вариант воздушного базирования в дополнение к уже имеющимся наземному и морскому.

Во время официального визита в Индию в январе 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу посетил в том числе и российско-индийское совместное предприятие BrahMos Aerospace Private Limited, где он ознакомился с производством ракетной техники. В частности, глава российского военного ведомства осмотрел ракету «БраМос-А» авиационного базирования, которой будут оснащаться самолеты Су-30МКИ индийских ВВС. Об успехах проекта министру рассказал управляющий директор BrahMos Aerospace Судхир Кумар Мишра (Sudhir Kumar Mishra): «Мы уже модернизировали нашу ракетную систему с точки зрения ее массы и габаритов. Сейчас в партнерстве с корпорацией HAL и российскими специалистами проводим ее интеграцию с первым истребителем Су-30МКИ».

Первая партия истребителей Су-30МКИ, созданных специально для ВВС Индии, была изготовлена на Иркутском авиационном заводе — филиале корпорации «Иркут» в начале 2000-х. Затем лицензионное производство началось на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Corporation (HAL). Сначала это была «отверточная сборка» из комплектов, поставляемых из Иркутска, затем индийская авиационная промышленность перешла к изготовлению Су-30МКИ собственными силами с постепенно снижающимся российским участием. В настоящее время на вооружении индийских ВВС находится уже более 200 истребителей.

Сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета «БраМос» создана совместно Россией и Индией. Она названа в честь рек Брахмапутра и Москва. Ракета имеет дальность полета 290 км, максимальную скорость до 2,8 Маха, способна нести боеголовку массой до 300 килограммов. С 2005 года ракеты поставляются Вооруженным Силам Индии. Ими вооружены некоторые корабли Военно-морских сил, а также Сухопутные войска.

Авиационный вариант «БраМос-А», созданный для установки на Су-30МКИ, на 500 кг легче базового варианта и на полметра короче. При этом дальность действия, максимальная скорость и вес боезаряда не изменились. В октябре 2012 года правительственный комитет по безопасности Индии одобрил выделение 1,1 млрд долларов на приобретение 216 «БраМос-А» для оснащения ими Су-30МКИ.

Российская сторона обеспечила техническую поддержку, в частности, оказав содействие в модификации фюзеляжа самолета для размещения ракеты. Был разработан мощный подфюзеляжный узел подвески, значительно усилена конструкция планера. В России проводилось математическое моделирование процесса отделения ракеты от самолета и продувки модели комплекса «Су-30МКИ — БраМос-А» в аэродинамической трубе.

LYS_7515

В корпорации HAL также сообщили, что на заключительном этапе интеграции ракеты и истребителя было внесено несколько ключевых изменений, в том числе перераспределение нагрузок на несущие элементы самолета после проведения стендовых испытаний. «Российская сторона предоставила нам помощь целой команды технических консультантов, которые решили одну из самых сложных задач — размещение 9-метровой ракеты — путем внесения конструктивных изменений в конфигурацию фюзеляжа», — отметил в интервью газете Times of India директор корпорации HAL Шиварамакришнан Субраманьян (Shivaramakrishnan Subrahmanyan).

В конце 2014 года были завершены наземные испытания авиационной модификации ракеты. Исполнительный директор компании BrahMos Aerospace с российской стороны Александр Максичев сообщил, что летные испытания авиационного варианта ракеты «БраМос-А» начнутся с полетов Су-30МКИ с габаритно-весовыми макетами и технологическими ракетами, а завершатся пусками реальных ракет авиационного базирования, которые были изготовлены в России.

Как отметил Максичев, габаритно-весовой макет представляет собой не просто «болванку», а сложное технологическое изделие с большим количеством датчиков для замера нагрузок и вибраций, воздействующих на ракету на пусковой установке при полете самолета-носителя. Технологическая ракета с реальной бортовой аппаратурой предназначена для отработки штатной системы управления. У нее только нет стартового двигателя и жидкого топлива маршевой ступени.

В то же время эта ракета может подтвердить, что все полетные процедуры выполняются. Именно эта ракета используется для «отработки математики» и «электронных пусков» на земле.

«Первые испытания истребителя Су-30МКИ с крылатой ракетой "БраМос-А" на борту, которые позволят оценить результат свыше двух лет совместной работы индийских и российских специалистов, пройдут в марте, — заявил Субраманьян. —Завершена двухлетняя работа по интеграции крылатой ракеты, которая может нести и ядерную боеголовку, в состав авиационного комплекса вооружения Су-30МКИ. Первоначально планируется оснащение крылатыми ракетами двух истребителей».

По словам директора корпорации, второй истребитель планируется начать готовить к испытаниям сразу после мартовских тестов. К 2016 году BrahMos Aerospace начнет поставлять ВВС Индии серийные ракеты «БраМос-А». Всего ВВС Индии планируют модернизировать 42 истребителя
Су-30МКИ, которые смогут нести ракеты «БраМос-А».

AeroIndia_1528

Тем временем компания BrahMos Aerospace ведет разработку ракеты «БраМос-М» (известна также как «мини-БраМос»).

«Она будет разгоняться до 3,5 Маха, при этом масса полезной нагрузки составит до 300 кг, а дальность действия останется прежней — 290 км. Компактная версия будет почти вдвое меньше существующей ракеты», — сообщил Судхир Кумар Мишра. Если сейчас длина базовой версии «БраМос» составляет 10 м и диаметр 0,7 м, версии «БраМос-А» — около 9,5 м с тем же диаметром, то «БраМос-М» будет иметь длину около 6 м и диаметр 0,5 м. Изменение габаритных размеров ракеты существенно упростит ее использование. Проблема размещения базового «БраМоса» на подвеске под фюзеляжем Су-30МКИ заключалась в том, что истребителю с такой большой ракетой, если он ее не применил по цели, будет достаточно сложно приземлиться.

С «БраМос-А», а уже тем более с «БраМос-М» таких проблем, уверены конструкторы, быть не должно. «"Мини-БраМос" должен быть готов к испытаниям уже в 2017 году, — сообщил Мишра. — Эту ракету можно будет использовать и с истребителя 5-го поколения, разрабатываемого сейчас совместно Россией и Индией». По расчетам BrahMos Aerospace, один Су-30МКИ сможет нести до трех «БраМос-М», корабельный МиГ-29К/КУБ — две, индийский истребитель пятого поколения FGFA поднимет две ракеты. Новый «БраМос» будет интегрирован и в состав
вооружения патрульно-противолодочного самолета Ил-38SD индийских ВВС.

По словам Мишры, во время визита Сергея Шойгу в штаб-квартиру BrahMos Aerospace в январе этого года ракета «БраМос-М» вызвала у министра обороны России повышенный интерес. Особо Шойгу отметил возможность ее установки в будущем «на самых разных авиационных и морских
платформах».

Статья из корпоративного журнала «Горизонты» (№1, 2015)
Tags: Авиация, ВВС, Индия, вооружение, ракеты, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments