uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Русский ответ: как наши ученые учились преодолевать западные санкции

CIMG0330

Создание гражданских самолетов требует тесной международной кооперации с лидирующими производителями передовых технологий и комплектующих. Впрочем, за последние несколько лет отечественным авиастроителям приходилось сталкиваться с ситуациями, когда общепризнанные мировые решения приходилось в сжатые сроки и без большого урона заменять отечественными разработками. Яркий пример успешного решения подобной проблемы — поставки самолетов на Кубу.

Острову Свободы после победы революции в 1959 году под предводительством Фиделя Кастро пришлось столкнуться с жесточайшим режимом санкций. Ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции, наложенные США, коснулись и такой важной стратегической отрасли, как гражданская авиация. Во времена СССР проблем не было, но в новое время возникли трудности.

В 2004 году президенту компании Илюшин Финанс Ко. Александру Рубцову пришлось решать неожиданную задачу, связанную с продажей партии самолетов Ил-96 авиакомпании Cubana. К тому моменту россияне активно модернизировали лайнер, оснащая его новейшими приборами, в том числе и международного производства. Например, инерциальные системы навигации, позволяющие отслеживать положение машины в пространстве, были производства общепризнанного мирового лидера — американской компании Honeywell, то есть автоматически попадали под санкции.

«Перед собственником компании вопрос встал очень просто — либо решаете вопрос, либо сделка срывается», — вспоминает президент компании ИФК-Техник Владимир Клименко.

Вызов монополии

Решение предложила отечественная компания ЛАЗЕКС, основанная выходцами из Московского физико-технического института. «Нам поставили задачу — в сжатые сроки изготовить систему, параметры которой были бы не хуже западных аналогов, а в чем-то их и превосходили при меньшей цене», — вспоминает профессор Физтеха, генеральный директор компании ЛАЗЕКС Алексей Фомичев.

Над математикой прибора (принцип — отслеживание интерференции лазерного луча) параллельно работали две команды специалистов в Санкт-Петербурге и подмосковном Долгопрудном.

Прибор мог получать аэронавигационные данные и данные не только от американских спутников системы GPS, но и российской ГЛОНАСС. При адаптации системы учитывались даже такие «мелочи», как высокая влажность и солевой туман (особенности тропического климата создавали свою специфику эксплуатации машин).

«Чуть ранее» апробацию прибора начали на транспортниках Ил-76 Аэрофлота. Дальние перелеты, летчики перевозили рыбу из Норвегии в Южную Корею и Японию, показали отклонение показателей пути всего на 10–12 метров. «Требования предписывают, чтобы прибор
работал, поддерживая постоянную связь с шестью спутниками. Наш аппарат давал точные данные и при постоянной связи с четырьмя спутниками ГЛОНАСС», — говорит Фомичев.

Системы начали внедрять на ильюшинских машинах.

Первые несколько месяцев на «Илах» летали смешанные российско-кубинские экипажи, проходила притирка. В Гаване оборудовали специальный учебный стенд для обучения пилотов и техников. Стоимость российской системы получилась ниже — она стоила около $75 000, при каталожной цене аналогичных американских приборов в $120 000.

Фидель в Москве
На фото: первый раз Фидель Кастро прибыл в Москву в 1963 году на советском самолете. Сейчас у Кубы своя авиакомпания с современными российскими лайнерами.

«Ранее отечественные лазерные "инерциалки" успешно эксплуатировались в ракетах, на подводных лодках и морских кораблях. Кубинский контракт позволил отечественной авиации перейти на отечественные разработки. Физтеховская разработка стоит теперь на самолетах-амфибиях Бе-200, на специальных самолетах. Периодически поступают заказы оснастить подержанные Airbus и Boeing в африканских странах», — говорит Фомичев.

Наверное, успешный опыт разработки и адаптации инерциальной лазерной системы, о котором стало известно в профессиональных кругах, в том числе стал одним из факторов, объясняющих, почему до сих пор мы не получили отказов в поставке материалов или приборов для новых отечественных лайнеров SSJ100 и МС-21. И тем ни менее, еще на этапе выбора поставщиков систем для того же МС-21 для зарубежных участников тендера рекомендовалось иметь российского партнера. Это существенно снижало риски при реализации проекта.

Известный российский ученый-экономист, действительный член РАН Абел Аганбегян еще в 2010 году в своей книге «Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространств» писал: "Кризис — это нечто двойственное. И не случайно у китайцев понятие «кризис" обозначается двумя иероглифами, первый из которых — обозначает "беду", а второй — "шанс для развития"… Импортозамещение может стать важным фактором для выхода из кризиса». Российское самолетостроение также идет по пути импортозамещения, которое дает ему шанс для развития.

История одной аварии

Scan_20150224_164422

Алексей Фомичев, генеральный директор компании ЛАЗЕКС:

— На Физтехе у нас давно сформирована группа энтузиастов, увлекающихся яхтенным спортом. Во время регаты в Эгейском море у нас сломалась мачта, до промежуточного порта мы дошли, а вот дальше продолжить путь без мачты уже не могли бы. Страховка покрывала расходы на покупку и ремонт, но были проблемы с доставкой новой мачты из Англии. Тут на помощь пришли летчики «Аэрофлота», также увлекающиеся яхтенными гонками. Они организовали доставку мачты буквально по себестоимости на Ил-76. От них мы и узнали, что российские самолеты оснащены старыми, на механической платформе, системами навигации. Летчики были ими очень недовольны, а мы как раз и занимались лазерными инерциалками, правда, для других отраслей — космоса и кораблестроения. Так что мы решили помочь нашим спасителям. В короткие сроки (3–4 года) институт разработал новую высокотехнологическую систему, которую опробовали на транспортнике. Первый полет был из Норвегии в Японию, с грузом, как сейчас помню, рыбы. Так вот, отклонение составило всего порядка 12 метров. Для нас было, конечно, большим удовлетворением, что точность прибора такая высокая. Уже потом мы получили контракт с «Аэрофлотом» и стали по-настоящему известными в авиационных кругах.

Статья из корпоративного журнала «Горизонты» (№1, 2015)
Tags: Куба, Россия, Самолеты, авиация, история, санкции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments