uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

65 лет назад совершил первый полет учебно-тренировочный Ил-28У

100092
Фото: Павел Ванка

В 1948 году поднялся в небо фронтовой бомбардировщик Ил-28, один из самых успешных самолетов спроектированных в ОКБ Ильюшина. Обладавший высокими летно-техническими данными, хорошо вооруженный, простой и надежный в эксплуатации, этот самолет завоевал в жесткой конкурентной борьбе сначала право состоять на вооружении ВВС, а затем и любовь летного и технического персонала. Его появление ознаменовало качественно новый этап в развитии советской фронтовой авиации: начался массовый переход с поршневых самолетов-бомбардировщиков на реактивные. За создание Ил-28 С.В. Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.

Решение о запуске Ил-28 в серию принимал на специальном заседании лично И.В. Сталин. В Министерстве обороны страны мнения разделились: одни предлагали принять на вооружение уже запущенный в производство Ту-14, обладавший несколько большей дальностью полета, но более сложный в производстве и эксплуатации; другие - более простой Ил-28. Как вспоминал С.В. Ильюшин, Сталин детально рассмотрел предоставленные данные, выслушал мнение военных и решил принять на вооружение Ил-28.

Благодаря простоте и технологичности новой машины, производство фронтовых бомбардировщиков набирало темпы. В связи с этим, для переучивания строевых летчиков, переходивших с поршневого бомбардировщика на реактивный, срочно потребовался учебно-тренировочный самолет. ОКБ Ильюшина было поручено создать его в кратчайшие сроки.

Менее чем через месяц после выдачи задания, 14 октября 1949 года, С.В. Ильюшин утвердил эскизный проект учебно-тренировочного самолета
Ил-28У с двумя турбореактивными двигателями ВК-1. Он отличался от боевого самолета Ил-28 носовой частью фюзеляжа, в которой взамен кабины штурмана была размещена кабина летчика-инструктора.

Кабина ученика являлась копией кабины летчика боевого самолета, за исключением незначительных изменений в компоновке приборной доски. В ней был создан вырез для зрительной связи инструктора и ученика, что считалось очень важным для процесса обучения. Управление самолетом, агрегатами и системами сделали дублированным. По желанию инструктора, имевшего в своем распоряжении рычаги и тумблеры переключения, оно могло осуществляться как из передней, так и из основной кабины.

Вооружение с Ил-28У было снято. Но, в случае необходимости на самолете Ил-28У могли проходить обучение кормовые стрелки-радисты, для чего кормовая кабина оснащалась соответствующим оборудованием.

085223
Фото Мигитко Б.В. (N.Barannik)

18 марта 1950 года летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки впервые поднял самолет Ил-28У в воздух. Испытательные полеты показали, что летно-технические данные самолета, за исключением лучшей скороподъемности и характеристики продольной устойчивости, практически не отличаются от аналогичных характеристик боевого самолета.

Самолет оказался устойчивым на всем диапазоне скоростей, легко выполнял все маневры, необходимые для данного типа бомбардировщиков. Управление самолетом из кабины инструктора по простоте и удобству не отличалось от управления самолетом из кабины боевой машины Ил-28.
Заводские испытания опытного самолета Ил-28У продолжались до 30 марта. К этому времени первые серийные бомбардировщики Ил-28 стали поступать на вооружение авиационного полка Московского округа, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Анатолий Андреевич Анпилов. Для переучивания летчиков этого полка было решено использовать опытный самолет Ил-28У.

27 строевых летчиков переучилось с Ту-2 на новый самолет за 10 летных дней, в течение которых было выполнено 112 учебных полетов. В свое время, освоение этими же пилотами Ту-2 заняло более двух месяцев и потребовало значительно большего количества полетов. 1 мая 1950 года полк Анпилова практически в полном составе прошел над Красной площадью, продемонстрировав миру новый реактивный бомбардировщик Ил-28.
В боевых полках Ил-28 быстро завоевал симпатии наземных и летных экипажей. Конструкторы уделили много внимания условиям работы авиаторов. Летчики, привыкшие к холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, поражались комфортным условиям на борту новой машины, удобной компоновке и богатству оборудования. Отмечалась простая техника пилотирования, особенно на взлете и посадке, несоизмеримо возросшие скорость и скороподъемность, хорошая маневренность. Для штурманов открылись ранее недоступные приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Обслуживать новый самолет техническому составу было просто и удобно: двигатели легко раскапотировались, агрегаты были взаимозаменяемыми, к местам, требующим постоянный контроль, обеспечен удобный доступ. Надежность самолета и прочность конструкции стали поистине легендарными.

За шесть лет серийного производства в СССР было построено 6316 Ил-28 различных модификаций. Они нашли широкое применение в ВВС или ВМС зарубежных стран. В Китайской Народной Республике и Чехословакии строились серийно. Достаточно много боевых машин позже попало в летные училища, где они вместе с Ил-28У прослужили до середины 80-х гг.

По материалам ОАО «Ил»
Tags: Ильюшин, авиация, дата, история, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments