uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Летающая парта: умный самолет для подготовки лучших пилотов



В текущем году завершится поставка учебно-боевых самолетов Як-130 по первому крупному контракту с российским Министерством обороны. Самолет уже успешно используется на двух учебных авиабазах Военно-воздушных сил России: Борисоглебской и Армавирской.

В Параде Победы 9 мая впервые примет участие новая пилотажная группа «Крылья Тавриды» на Як-130. ОАК рассчитывает на новые заказы на самолет со стороны российских и зарубежных заказчиков.

В 2015 году корпорация «Иркут» завершает выполнение двух крупных контрактов на поставку Як-130 в рамках Государственного оборонного заказа. Кроме того, значительное количество этих современных самолетов будут поставлены в Бангладеш и Белоруссию. Всего в течение этого года Иркутский авиационный завод — филиал корпорации «Иркут» — передаст заказчикам около 40 Як-130. Такой годовой объем производства наглядно демонстрирует востребованность этого учебно-боевого самолета как в России, так и за рубежом.

«Профессионализм нашего коллектива и обновленная в последние годы производственная база позволяют нам наращивать выпуск самолетов военного назначения одновременно с постройкой первых пассажирских самолетов МС-21», — подчеркнул президент корпорации «Иркут», генеральный директор — генеральный конструктор ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Демченко.

Своевременный проект

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе сверхманевренных истребителей четвертого и пятого поколений. Сегодня он приходит на замену старым L-39 Albatros чешской компании Aero Vodochody, используемым в российских учебных подразделениях ВВС для основной и повышенной подготовки летчиков.

Разработка Як-130 стартовала в ОКБ им. А. С. Яковлева в начале 1990-х годов. В 1993 году был уже сформирован инновационный облик самолета, одобренный Министерством обороны России. Проект предпочли конкуренту МиГ-АТ и рекомендовали к полномасштабной разработке на конкурсной основе. Для создания новых самолетов требовались большие средства, которых на тот момент не имели ни разработчики, ни военные заказчики. Из-за недостаточного государственного финансирования российские разработчики ОКБ им. А. С. Яковлева объединили усилия с итальянской фирмой Aermacchi. Сотрудничество «яковлевцев» с итальянцами по программе продолжалось с 1993 по 1999 год. В дальнейшем обе фирмы пошли каждая своим путем. Но еще 25 апреля 1996 года на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова состоялся первый полет самолета-демонстратора Як-130Д, который поднял летчик Андрей Синицын. Шестью годами позже, в апреле 2002 года, самолет Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны РФ.

Первый Як-130 в серийной конфигурации поднял в небо старший летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой России Роман Таскаев. Это произошло 30 апреля 2004 года на аэродроме нижегородского авиационного завода «Сокол», где изготавливались первые серийные самолеты.


На фото: первый серийный Як-130 нижегородской сборки

Директор Дирекции программ военной авиации ОАО «ОАК», Герой Российской Федерации, генерал армии Владимир Михайлов, бывший в 2002–2007 годах главнокомандующим Военно-воздушными силами России, рассказывал о своем первом полете на Як-130: «Я прилетел на завод "Сокол" в феврале 2005 года на рабочее совещание по государственным испытаниям Як-130. Когда нам показали самолет, я решил слетать на нем. Переоделся в летную форму, сел в кабину вместе с летчиком-испытателем. Взлетели, выполнили пилотаж, приземлились. Вылезаю из самолета и вижу Олега Федоровича Демченко. Я подхожу к нему и сразу огорошиваю: "Хреновый самолет ты сделал!" Он сразу как-то напрягся, а я смеюсь и продолжаю: "Точно хреновый… На дурака рассчитанный. Он все делает за тебя… О выпуске шасси и закрылок напоминает, об отклонениях информирует. Даже если попытаешься ошибку сделать, он тебе этого не позволит". Демченко оттаял и заулыбался. Такая оценка летчиком его самолета произвела на него впечатление».

Государственные испытания Як-130 были успешно завершены в 2009 году. 24 декабря того же года главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолета Як-130». Первая партия серийных машин для российских ВВС собиралась тоже на «Соколе» в 2009–2011 годах. Но еще в 2006 году к постройке самолетов подключился Иркутский авиационный завод, освоивший выпуск Як-130 на базе цифровых технологий и позже ставший эксклюзивным поставщиком новых машин. С 2011 года самолеты Як-130 начали поставляться корпорацией «Иркут» на экспорт. В декабре того же года был подписан контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку большой партии самолетов Як-130. Их передача ВВС России началась в октябре 2012 года. В декабре 2013 года был заключен еще один контракт с Минобороны России. Эти три соглашения в сумме предусматривали поставку около 80 Як-130.

В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет «Иркут». Совершенствование самолета ведет Инженерный центр им. А. С. Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации. Серийное производство сосредоточено на Иркутском авиационном заводе. Маркетинг, продажи, поставки и послепродажное обслуживание Як-130 «Иркут» ведет во взаимодействии с ОАК, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и ОАО «Рособоронэкспорт».

Самолет нового поколения

Як-130 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как боевой самолет. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 и в ходе обучения, и при решении боевых задач. Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.

Як-130 стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета. Самолет имеет возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 35°, что соответствует возможностям перспективных сверхманевренных истребителей. Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолета скороподъемность и взлетные характеристики.

На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс. Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трех многофункциональных жидкокристаллических индикаторов (152 х 203 мм) в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает представление летчикам всей необходимой информации.

Важной особенностью Як-130 стала перепрограммируемая система управления, которая позволяет в учебных целях изменять характеристики в зависимости от типа боевого самолета, к полетам на котором готовятся курсанты. Хотя Як-130 рассматривается, в первую очередь, как самолет повышенной подготовки пилотов боевых самолетов, на нем можно пройти все этапы обучения, включая программы начальной и основной подготовки, а также обучение фигурам высшего пилотажа. Самолет позволяет обучать курсантов даже выполнению штопора.


На фото: летчики-испытатели ОКБ им. Яковлева Василий Севастьянов (слева) и Андрей Воропаев (справа)

Особое внимание при создании самолета было уделено обеспечению безопасности полетов на нем. С этой точки зрения наилучшим выбором для учебного самолета стала двухдвигательная силовая установка. Четырехкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления надежно парирует любые отказы, а бортовая автоматизированная система контроля своевременно выявит неисправности.

При проектировании самолета было реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах. Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки. При этом используются верхние воздухозаборники, расположенные над крылом. Из-за такой схемы на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) в 2012 году произошел курьезный случай: в один из дней Як-130 не получил разрешения на выполнение демонстрационного полета, поскольку британский диспетчер увидел закрытые нижние воздухозаборники и посчитал, что в такой ситуации самолет взлететь не сможет.

Перспективы — ближние и дальние

Хорошей рекламой самолету станет новая российская группа авиационного пилотажа, которая будет выступать на Як-130.
Она сформирована на базе Борисоглебского учебного авиационного центра. Как объявил в мае 2014 года главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, группа получила название «Крылья Тавриды». «Это название связано с историей России и Крыма, — сказал Бондарев. — В ней будет изначально четыре самолета Як-130, потом — шесть». Раскраска самолетов «Крыльев Тавриды» пока не утверждена, сейчас ее разрабатывают. Но Бондарев заверил, что она будет не хуже, чем у «Стрижей» и «Русских витязей». Впервые пилотажная группа «Крылья Тавриды» продемонстрирует свое мастерство публике 9 мая 2015 года в ходе парада в честь 70-летия Победы.

В целом потребность отечественного военного ведомства в подобных самолетах оценивается в 250 единиц. Так что закупки Як-130 Минобороны России скорее всего продолжатся.


На фото: Як-130 на воздушном параде в честь 100-летия ВВС России

Но Як-130 востребован не только в России, но и за границей. Первым крупным зарубежным эксплуатантом стали Военно-воздушные силы Алжира, получившие в 2011–2012 годах 16 самолетов. В текущем году партии Як-130 будут поставлены в Бангладеш и Белоруссию. Военно-воздушные силы ряда азиатских стран также рассматривают возможность закупки этого самолета.

«Россия получила практически идеальный самолет своего класса, а для многих стран этот учебно-боевой самолет очень близок к тому, чтобы обеспечить формирование своих ВВС XXI века на базе самолета одной марки», — заявил корреспондент журнала Flight International Питер Коллинз (Peter Collins). К мнению Коллинза прислушиваются в широких авиационных кругах, поскольку до того, как он стал журналистом одного из самых авторитетных авиационных журналов, Коллинз был военным пилотом и летчиком-испытателем. Он специализируется на оценке самых разных самолетов во всем мире. В мае 2012 года Коллинз посетил Иркутский авиационный завод, где совершил полет на Як-130. «Полет на Як-130 стал для меня откровением, — заявил в своей статье британец. — Я считаю, что аэрокосмическая индустрия подходит к окончанию периода, когда самолеты делились на "западные" и "восточные". Конструкторские, технические и производственные компетенции, продемонстрированные в Иркутске, в настоящее время равны западным. Дальновидные потребители будут по максимуму использовать эту возможность». По мнению пилота-журналиста, Як-130 в полном объеме выполняет функции и хорошего учебно-тренировочного самолета, и хорошего легкого штурмовика. «Любой командующий ВВС был бы рад иметь на вооружении такой многоцелевой самолет, как Як-130. Это объясняется большим диапазоном задач, которые самолет может эффективно выполнять, приемлемой стоимостью и возможностями встроенного цифрового оборудования», — резюмирует Коллинз.

По мнению создателей Як-130, приоритетным направлением развития самолета станет наращивание боевых возможностей и создание на его базе легкого ударного самолета. Кроме того, новые возможности для обучения и боевого применения откроет оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете. Круглосуточное и всепогодное применение обеспечит Як-130 установка современного цифрового оптико-электронного комплекса, а бортовая радиолокационная станция позволит превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.

«Очень детально прорабатывается вопрос о создании легкого ударного самолета на базе Як-130», — заявил в конце 2014 года советник министра обороны РФ, генерал-полковник Александр Зелин (в 2007–2012 годах он был главкомом ВВС России).

Летчики о Як-130

Виктор Бондарев, генерал-полковник главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ:
— В соответствии с решением Президента России, набор в летные училища планируется увеличивать. Мальчишкам, которые выберут делом своей жизни настоящую мужскую работу — авиацию, понадобится больше этих прекрасных самолетов. С их помощью мы поднимем Военно-воздушные силы и подготовим новое поколение летчиков, которые будут защищать небо нашей Родины.

Александр Грунь, полковник командир Борисоглебской учебной авиационной базы :
«Учебно-боевые Як-130 Борисоглебская авиабаза получила первой в стране. До января 2013 года летному мастерству обучали на стареньких L-39 чехословацкого производства. Эксплуатировать их в Борисоглебске начали еще в 80-х. По сравнению с Як-130 этот самолет выглядит устаревшим: никаких компьютеров, все приборы стрелочные, один двигатель, к тому же, сам борт менее маневренный.

Глеб Воробьев, курсант Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков им. В. П. Чкалова:
— От L-39, в которых буквально все приходилось настраивать вручную, Як-130 отличается во всем. Взлет особенно произвел впечатление. Если «элка» долго-долго разгоняется, то на Як-130 я в первый раз вообще не понял: меня вжало в кресло, и я уже в воздухе. Что делать? Быстрее убирать шасси.

Дмитрий Жданов, подполковник, заместитель командира Армавирской учебной авиационной базы по работе с личным составом:
— Як-130 — это учебно-боевой комплекс будущего. Главное, что он наш, отечественный. Для курсантов это просто НЛО. Ведь до сих пор они проходили обучение на чешских самолетах L-39 Albatros, выпущенных еще в 80-х. Во многих странах мира «Альбатросы» так и остаются в строю. А в России теперь новый Як-130 обеспечит высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит уже летать на авиакомплексах пятого поколения.

Tags: Авиация, ВВС, Як-130, авиапром, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments