uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

«Глаз» в индийском небе



«Глаз» в индийском небе: совместный российско-израильский самолет обеспечил надежную защиту воздушного пространства Индии

Индийские ВВС активно используют самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50ЭИ. Три таких лайнера изготовлены Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) им. Г. М. Бериева и поставлены в 2009–2011 годах заказчику. Они оснащены российским и израильским оборудованием, позволяющим контролировать воздушное пространство на дальностях в сотни километров.

В конце января 2015 года Дели посетил президент США Барак Обама. Для обеспечения его безопасности были выделены 50 тысяч сотрудников силовых ведомств. Ключевым событием визита было посещение 26 января Обамой вместе с премьер-министром Индии Нарендрой Моди парада в честь одного из главных национальных праздников страны — Дня республики. Как сообщала газета The Times of India, накануне парада американские спецслужбы предложили индийским коллегам свою помощь, а также настаивали, чтобы над Дели и вокруг города была установлена бесполетная зона. Однако силовые ведомства Индии отвергли американскую помощь. Заодно было отвергнуто и предложение о запрете полетов, поскольку это означало бы отмену нормального воздушного трафика и прекращение на несколько часов работы Международного аэропорта им. Индиры Ганди — самого загруженного по взлетам-посадкам аэропорта в Индии, а также главного хаба гражданской авиации в столичном регионе страны. «С нашей стороны, мы сделали все приготовления, — заявил министр обороны Индии Манохар Паррикар (Manohar Parrikar). — Границы хорошо защищены и хорошо охраняются. Предпринимаются дополнительные меры предосторожности».

«Дополнительными мерами», в том числе, стали и три самолета А-50ЭИ. На время подготовки и проведения парада они были подняты в воздух и перекрыли воздушное пространство над Дели. По сообщению представителя минобороны Индии, эти самолеты могли обнаружить истребитель или крылатую ракету за 400 км в любых погодных условиях, гораздо раньше, чем при использовании наземных радаров. Парад, в котором большинство техники было, кстати, российского производства (в том числе истребители Су-30МКИ и МиГ-29К/КУБ), прошел блестяще. Так российские самолеты с израильским радаром обеспечили безопасность в индийской столице американского президента.



Описывая преимущества самолетов А-50ЭИ, бывший генеральный директор Организации оборонных исследований и разработок DRDO Виджай Кумар Сарасват (Vijay Kumar Saraswat) сказал: «Эта система дает охват в 360 градусов, в то время как система AEW&C (тактический радар индийской разработки Airborne Early Warning and Control, устанавливаемый на более легком бразильском самолете ЕМВ-145 — ред.) имеет сектор обзора лишь 270 градусов». Кроме того, по словам Сарасвата, А-50ЭИ летит на большей высоте, чем AEW&C, и «благодаря этому он может проникнуть с помощью радара на территорию противника, сам не залетая на нее». Российский самолет также имеет большую дальность полета, продолжительность патрулирования и лучшее разрешение…

Отдают должное самолету и его эксплуатанты — индийские военные летчики. В частности, командующий Военно-воздушными силами Индии, главный маршал авиации Аруп Раха (Arup Raha) в интервью веб-сайту Second Line of Defense (SLD) недавно заявил: «Для обеспечения требуемой степени воздушного наблюдения и завоевания господства в воздухе в будущих операциях ВВС Индии необходимо иметь адекватный потенциал в области дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Именно для этого ВВС уже сделали первый шаг, закупив за рубежом (в России — ред.) три самолета ДРЛОиУ».

Российско-израильский проект


На фото: индийский экипаж А-50ЭИна авиабазе Агры в марте 2013 года

К началу 1990-х годов самолеты тактических систем ДРЛОиУ производили лишь Россия (система «Шмель» на самолетах А-50) и США (система AWAKS на самолетах E-3 Sentry). E-3 Sentry были также поставлены основным союзникам США: Великобритании, Франции, Саудовской Аравии. Кроме того, самолеты этого типа базировались в Германии в составе сил НАТО. В 1990-х годах шведская фирма Saab Microwave Systems создала тактическую систему ДРЛОиУ — Erieye. Однако она имела ограниченные возможности по сравнению с российским и американским аналогами. Тогда же израильская кампания Elta Systems Ltd., входящая в группу компаний Israel Aerospace Industries (IAI), разработала собственную систему, включающую радары разного радиуса действия.

Эффективность использования систем ДРЛОиУ была наглядно продемонстрирована в 1990-е годы в ходе вооруженных конфликтов в Персидском заливе и Югославии. ВВС многих стран выражали намерение иметь в своем распоряжении такие же средства. Среди них была и Индия. Параллельно с собственными работами индийскими военными было принято решение приобрести зарубежные тактические системы ДРЛОиУ. ВВС Индии, проведя тендер, выбрали самолет А-50 (модификация Ил-76) с израильским радаром EL/M-2075 Phalcon. Такой вариант был предпочтителен также потому, что на вооружении ВВС Индии уже имелось 18 военно-транспортных самолетов типа Ил-76МД и семь самолетов-заправщиков Ил-78МКИ.

В октябре 2003 года Минобороны Индии подписало с ФГУП «Рособоронэкспорт» и компанией Elta соглашение о поставке трех самолетов ДРЛОиУ А-50ЭИ (экспортная модификация А-50 для Индии). Со стороны России головным подрядчиком по проекту выступали ТАНТК им. Г. М. Бериева, Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина и концерн «Вега».

Базой для А-50ЭИ стал военно-транспортный самолет Ил-76ТД. Основное его отличие от серийного А-50 заключалось в новой силовой установке: вместо прежних четырех двигателей Д-30КП-2 (тяга каждого 12 т) самолет оснащен новыми — ПС-90А-76 (тяга 14,5 т). Это позволило повысить надежность и ресурсные показатели, улучшить экономичность, достичь стабильности параметров в процессе эксплуатации, увеличить пожаробезопасность в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические. За счет этого изменились и летно-технические характеристики всего самолета. Так, практический потолок вырос с 10 до 12 км (это позволяло увеличить радиус обзора радиолокатора), а практическая дальность полета — с 5100 до 7500 км (тем самым выросла длительность патрулирования без дозаправки).

Кабина летного экипажа самолета сделана двухпалубной. На верхней палубе располагаются кресла командира, второго пилота, бортинженера и резервное место члена летного экипажа, на нижней палубе — кресло штурмана. За пилотской кабиной располагается кабина операторов, совмещенная с комнатой отдыха. Такой комнаты на серийных самолетах А-50 российских ВВС не было. От грузовой кабины самолета она отделена звукоизолирующей стенкой. В кабине смонтированы десять рабочих мест операторов, а также стойки и блоки радиоэлектронной аппаратуры. В комнате отдыха установлены девять кресел: в них могут отдыхать операторы или сменный экипаж самолета. Кабина операторов и комната отдыха оснащены системами кондиционирования воздуха, освещения, сигнализации, оповещения и связи. Также в кабине естьнормальный самолетный туалет, которого не было на первых серийных А-50! Для обеспечения возможности аварийного покидания самолета доработана конструкция рампы грузовой кабины и установлен люк.

Помимо радара Phalkon на самолете установлена станция радиотехнической разведки. В нее входит четыре группы антенн, расположенных на законцовках крыла, в носовой и хвостовой частях самолета. Станция позволяет обнаруживать, классифицировать и определять местоположение наземных и корабельных источников радиоизлучения на дальности 400–500 км. Данные радиотехнической разведки совмещаются с радиолокационными, благодаря чему повышается дальность и вероятность распознавания класса и типа объектов.

На самолете А-50ЭИ установлена система связи и передачи данных концерна радиостроения «Вега». В комплект аппаратуры также входят программно-аппаратные средства управления связью, система внутренней связи и передачи данных.

«Мы будем доминировать в небе»


На фото: второй самолет А-50ЭИ на аэродроме ТАНТК им. Г.М. Бериева перед отправкой в Индию

Впервые новый самолет взлетел с заводского аэродрома Таганрога 29 ноября 2007 года. После завершения испытаний в январе 2008 года А-50ЭИ был перегнан в Израиль для установки и испытания радиоэлектронного комплекса.5 июня того же года полностью укомплектованный самолет выполнил первый полет с аэродрома Тель-Авива.

После завершения всех тестов первая машина, получившая бортовой номер KW-3551, 25 мая 2009 года отправилась в Индию. Спустя три дня, 28 мая, на военно-воздушной базе Палам в пригороде Дели состоялась церемония официального принятия ее на вооружение ВВС Индии. «Ввод в строй этого самолета даст столь необходимый импульс программе модернизации нашей авиации, — заявил на церемонии Аракапарамбил Куриен Энтони (Arackaparambil Kurien Antony), бывший тогда министром обороны Индии. — Сегодня сценарий обеспечения безопасности требует поддержания постоянной бдительности с нашей стороны. С вводом в эксплуатацию самолетов ДЛРОиУ Индия присоединяется к элитной группе стран, которая обладает такой сложной системой наблюдения».

На той же церемонии главный маршал авиации Фали Хоми Мейджор (Fali Homi Major), занимавший на тот момент пост главкома индийских ВВС, сказал: «Мы стремимся в полной мере использовать эти удивительные аппараты и благодаря им усовершенствовать нашу доктрину и образ действий в ближайшие годы». В целях обеспечения эффективной защиты границ, контроля воздушного пространства и предотвращения террористических угроз, особенно после теракта в Мумбае еще в ноябре 2008 года, военным руководством Индии было принято решение о создании единой системы защиты воздушного пространства AF NET, которая объединила системы воздушного наблюдения и каналы передачи оперативных данных. Маршал Мейджор рассказал тогда, что самолеты ДЛРОиУ стали важным компонентом этой структуры командования и управления, обеспечив предоставление необходимой информации о боевых действиях. «Учитывая огромную площадь нашей страны и наши обязанности по обеспечению ее безопасности, есть вероятность, что в будущем нам потребуются дополнительные подобные системы, — добавил Мейджор. — Это позволит нам существенно повысить ситуационную осведомленность и даст возможность создать настоящую систему воздушно-космической обороны. Я могу с гордостью сказать, что, введя в строй эти самолеты ДЛРОиУ, мы будем доминировать в небе — и в нашем собственном воздушном пространстве, и в пространстве вокруг нас».

Второй самолет с бортовым номером KW-3552 был передан заказчику в марте 2010 года, третий (бортовой номер__KW-3553) — в марте 2011 года. Все три самолета постоянно базируются на аэродроме города Агра. Это — одна из крупнейших баз ВВС Индии, имеющая стратегическое значение. На базе также развернута наземная часть системы ДРЛОиУ. Здесь же базируются военно-транспортные самолеты Ил-76МД и самолеты-заправщики Ил-78МКИ.

«Самолеты ДЛРОиУ значительно повысили эффективность как наступательных, так и оборонительных операций ВВС Индии, — цитировала в конце 2014 года газета The Times of India неназванного офицера с авиабазы Агры. — Их возможности эффективно обнаруживать и перехватывать цели, в том числе ракеты боевиков и средства зенитно-ракетных комплексов, придают нам огромные силы».

Вероятно, российско-израильский проект получит в Индии продолжение. В июле 2014 года секретарь Министерства обороны Индии Радха Кришна Матур (Radha Krishna Mathur) побывал с визитом в Тель-Авиве. Там он обсуждал с представителями минобороны Израиля ряд новых соглашений. В частности сообщалось, что для ВВС Индии планируется закупить еще два самолета ДЛРОиУ.

Эту информацию также подтверждает аналитик британского журнала Flight International Атул Чандра (Atul Chandra), сообщивший в своем материале о перспективах индийских ВВС, что к 2017–2018 годам планируется иметь пять самолетов ДЛРОиУ типа А-50ЭИ с радаром Phalcon.

Статья из корпоративного журнала «Горизонты» (№1, 2015)
Tags: Авиация, Израиль, Индия, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments