uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Для самолетов и людей: в Жуковском создается новая авиастроительная инфраструктура



В этом году Объединенная авиастроительная корпорация завершает большую часть работ по модернизации Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском. Расширение и ремонт аэродромной инфраструктуры, строительство новых ангаров и зданий для конструкторских бюро приведут к появлению в подмосковном городе нескольких тысяч новых рабочих мест.

Создававшийся в тридцатые-сороковые годы город Жуковский (до 1947 года он назывался поселок Стаханово) заслуженно считается колыбелью отечественной авиации. 8 марта 1941 года здесь был основан Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова. Сегодня в его распоряжении находится аэродром «Раменское» с самой большой в Европе взлетно-посадочной полосой длиной 5500 метров. С полосы поднимаются в небо опытные машины, самолеты и вертолеты специальных ведомств, спецтехника. Здесь же в Жуковском расположена одна из самых авторитетных в мире школа-летчиков испытателей, ежедневно проводятся до нескольких сотен полетов — испытательных и коммерческих.

20 февраля 2008 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о создании Национального центра авиастроения в Жуковском. Участниками проекта стали ОАК, Госкорпорация «Ростех», Московская область и Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).

К настоящему времени ОАК уже инвестировала более 10 млрд рублей в модернизацию своих объектов в Жуковском.

Один из уже готовых — Центр подготовки пилотов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Здесь установлен тренажер по обучению пилотированию самолета, на котором прошло обучение около 500 пилотов и бортпроводников, более 700 техников со всего мира. Реконструирован ангар, где обслуживаются самолеты SSJ100.

«Пик работ в НЦА приходится на этот год, — говорит первый вице-президент ОАК Александр Туляков. — Строители завершают создание целого ряда новых объектов».

Обновленный аэродром для безопасных испытаний



В этом году ЛИИ им. М. М. Громова завершает крупнейшую за свою почти 75-летнюю историю реконструкцию аэродромно-технической базы. К концу года аэродром «Раменское» сможет принимать воздушные суда с двух направлений посадки без снижения интенсивности воздушного движения, а его эксплуатация будет соответствовать самым строгим отечественным и международным нормам.

В 2008-2015 годах на реконструкцию «Раменского» было выделено около 2,5 млрд рублей, вторая половина этих средств осваивается в этом году. «Сегодня реконструируются искусственные покрытия магистральных рулежных дорожек МРД-3 и МРД-5, — рассказывает заместитель генерального директора ЛИИ им. М. М. Громова по капитальному строительству и техническому перевооружению Валерий Гафиатуллин. — Для размещения вновь приобретенного высокотехнологического оборудования и улучшения условий работы персонала реконструированы командно-диспетчерский пункт и здание центрального узла связи, установлена цифровая АТС, проложены оптико-волоконные каналы связи, ведутся работы по созданию IT-центра». Модернизация позволит проводить в полном объеме испытания опытных и модифицированных самолетов всех ОКБ отрасли, входящих в состав ОАК.

В соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации ICAO обновлена вся наземная инфраструктура аэропорта. Выполнены работы по оснащению аэродрома объектами радиотехнического обмена и средствами электросвязи. Введены в эксплуатацию ближние и дальние приводные радиомаячные пункты, автоматический радиопеленгатор, посадочный радиолокатор, радио-технические средства ближней навигации, радиомаячные системы посадки, радиолокационная станция летного поля, средства радио- и проводной связи, средства объективного контроля, центральная система дистанционного управления и контроля технического состояния средств связи и многое другое.

Новые КБ, ангары и тренажеры



Но программа реконструкции охватывает не только инфраструктуру «Раменского». На территории, прилегающей к аэродрому, находятся десятки ангаров по обслуживанию летной техники ведущих предприятий ОАК. Сегодня ведется строительство не только новых предприятий по обслуживанию техники, но и проводится модернизация построенных ранее объектов.

«В прошлом году на нашем предприятии начата реализация “Программы развития ОКБ до 2017 года”. Ее основная задача — доведение численности ОКБ до 450 человек, оснащение их современными рабочими станциями с программным обеспечением, позволяющим проводить полный цикл электронного проектирования», — говорит управляющий директор Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) им. В. М. Мясищева Александр Горбунов. В этом году на предприятие принято 80 молодых специалистов. Завершен первый этап масштабной реконструкции: отремонтировано четыре этажа здания общей площадью 2600 квадратных метров, начат ремонт еще трех этажей.

Специалисты ЭМЗ им. В. М. Мясищева совместно с компанией «Ил» участвуют в проектах Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А, Ил-112В, совместно с корпорацией «Иркут» — в проекте МС-21.

Ведутся экспериментальные работы с ЦАГИ. Предприятие также вместе с «Ил» примет участие в создании новых самолетов — среднего транспортного МТА и семейства сверхтяжелых транспортных самолетов.

По соседству с ЭМЗ им. В. М. Мясищева корпорация «Иркут» завершает строительство «с нуля» ангара для обслуживания нового гражданского лайнера МС-21.

ОАО «Ил» реализует проект реконструкции и технического перевооружения базы по ремонту и модернизации транспортных самолетов Ил-76 и противолодочных Ил-38Н.

Проводится капитальный ремонт ангара. Полностью меняется покрытие крыши, остекление, устанавливаются новые раздвижные ворота. Производственные участки оснащаются более современным оборудованием российского производства.

Для конструкторов и инженеров будет построен современный производственно-лабораторный корпус. Работы планируется завершить к концу 2015 года. К этому моменту мощности для ремонта самолетов вырастут в два раза. Чуть раньше компания «Туполев» на своей летно-испытательной базе в Жуковском провела реконструкцию ангара для ремонта ракетоносцев Ту-95МС. Весной этого года завершена установка и тестирование тренажерного комплекса для самолетов семейства Ту-204/214. Учебный центр оснастили лекционными и компьютерными классами, брифинговыми комнатами, залами для процедурных и комплексных тренажеров, буфетом-столовой, помещениями для отдыха и оказания медицинской помощи.

«Тренажер полностью имитирует возможности самолетов семейства Ту-204/214, — комментирует летчик-испытатель первого класса филиала ПАО «Туполев» — Жуковская летно-испытательная и доводочная база Денис Вязанкин. — Шум двигателя, воздушные ямы, иногда даже уши закладывает как во время реального полета. Тренажер позволяет сымитировать любую внештатную ситуацию — отказ двигателя, неблагоприятные метеоусловия, опасность столкновения с землей или другим лайнером».

«Тренировки, которые в реальной жизни невозможны и опасны для жизни, здесь позволяют до автоматизма отработать варианты выхода из аварийных ситуаций», — отмечает директор учебного центра Олег Логунов.

По мнению специалистов, степень реализации тренажерного комплекса экипажа Ту-204/214 очень высока и находится на одном уровне с такими фирмами, как Boeing и Airbus.

В ближайших планах туполевцев — постройка дополнительного корпуса с универсальным тренажером самолета семейства Ту-204/214. Для переподготовки специалистов там будут размещены оборудование и устройства самолета, его технические отсеки. Они существенно облегчат изучение особенностей лайнера. Бортпроводники, пилоты и техники получат возможность отрабатывать аварийно-спасательные операции и совершенствовать профессиональные навыки при имитации внештатных ситуаций.

Для дела и людей

Самый крупный объект строительства — новое здание штаб-квартиры ОАК. К его проектированию в начале 2012 года привлекли творческое производственное объединение «РЕЗЕРВ» архитектора Владимира Плоткина. «РЕЗЕРВ» создавал штаб-квартиру «Аэрофлота» на Международном шоссе, здание Федерального арбитражного суда на Селезневской улице в Москве, торгово-развлекательный комплекс «Времена года» на Кутузовском проспекте.

К августу здание штаб-квартиры площадью 39 500 квадратных метров построено. Общая готовность объекта превышает 85 %, близятся к завершению отделочные работы и благоустройство территории. Большая часть материалов — отечественные: например, 2000 тонн металлоконструкций из Тулы, гранит Мансуровской мануфактуры.



В новое здание переезжает корпоративный центр ОАК. Здесь оборудуются специализированные помещения для центров поддержки заказчиков. Целый этаж выделяется под корпоративный университет ОАК для обучения сотрудников холдинга и других компаний. На крыше создается специальная смотровая площадка для наблюдения заказчикам за полетами авиационной техники. В здании будут современные переговорные комнаты, большой актовый зал.

Одно из достоинств корпоративного центра — хорошо продуманная эргономика помещений, где будут работать около 1600 человек. «Мы старались строить здание так, чтобы создать максимально комфортную атмосферу для работы сотрудников и заказчиков техники, клиентов компании», — говорит руководитель проекта Андрей Арджеванизде.

При внутренней планировке используется принцип open space, помещения легко поддаются перепланировке. Встроенные системы кондиционирования поддерживают одинаково удобный микроклимат как зимой, так и летом. На 1800 квадратных метрах размещается фитнес-центр, а также 25-метровый плавательный бассейн. Строится столовая на 200 мест, кафе и специальный буфет.

Строительство штаб-квартиры планируется завершить к концу этого года. Сегодня утверждаются планы по размещению подразделений компании и «дочек». Для перевозки сотрудников к месту работы организуются специальные маршруты транспорта.

Жуковский-2

Развитие основной площадки НЦА дало импульс для активного освоения правобережных территорий Жуковского в целях жилищного строительства. Речь идет о создании полноценного города с населением порядка 64 тыс. человек. Концепция правобережного Жуковского предполагает создание самодостаточной и комфортной для проживания и работы среды за счет правильного баланса жилой, социальной и коммерческой составляющих. Всего планируется построитель объекты различного назначения общей площадью более 5 млн квадратных метров, 2 млн из которых приходится на жилую застройку. Возводимое жилье главным образом предназначено для сотрудников предприятий — участников НЦА.



Для строительства жилья для сотрудников ОАК в конце 2014 года Некоммерческое партнерство «НЦА» был привлечен инвестор, выкупивший порядка 122 га правобережных территорий центра. Компания DARS Development построит в общем 600 тыс. квадратных метров малоэтажного жилья эконом-класса, объектов социальной и коммерческой инфраструктуры. «До конца текущего года застройщик планирует выйти на площадку, и в 2017 году ОАК сможет получить первые квартиры», — говорит президент НП «НЦА» Тигран Алексанян.

Сегодня руководство ОАК ведет переговоры с рядом крупнейших отечественных банков, в том числе с ВТБ и Сбербанком России, о возможности выкупа на льготных условиях квартир во вновь построенных домах. «Корпорация также изучает возможность компенсации ставки по ипотеке», — уточняет вице-президент ОАК по персоналу Светлана Крайчинская.

Павел Власов, Генеральный директор ЛИИ им. М. М. Громова:
— С советских времен аэродром Летно-исследовательского института не подвергался такой существенной трансформации в части реконструкции — как оборудование аэродрома, так и, собственно, его рабочие поверхности. Реализация проектов государственной программы «Развитие гражданской авиации» и иных федеральных целевых программ в нашем институте шла непросто. В частности, были сложности с прохождением государственной экспертизы. Сейчас трудности позади, идет успешная реализация этого проекта. Завершится все до конца этого года, и тогда наш аэродром «Раменское» сможет принимать воздушные суда без снижения интенсивности воздушного движения с двух направлений посадки за счет магистральной рулежной дорожки. Это снимет дискуссионный вопрос о возможности сосуществования испытательной работы и полетов гражданской авиации по расписанию, повысит пропускную способность аэродрома с точки зрения взлетно-посадочных операций и снизит риски повреждения авиационных двигателей посторонними предметами благодаря повышению качества покрытия аэродрома.

Владимир Плоткин, главный архитектор творческого производственного объединения «РЕЗЕРВ»:
— Задание на проектирование зданий, связанных с авиационной спецификой, изначально содержит определенный импульс, провоцирующий к динамичному формообразованию. Подобная задача уже стояла перед нами в 2006 году, когда мы работали над зданием офисного комплекса ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии». Тогда мы нашли образ в виде симметричных крыльев. Преимущества такой схемы — два независимых подобных блока, объединенных общим атриумом — это и отличная освещенность рабочих мест, и возможность перекомпоновки подразделений в зависимости от меняющейся структуры предприятия, и легкая доступность общественных пространств и коммуникаций.

В проекте штаб-квартиры ОАК схема «два корпуса» задает геометрию, которая автоматически считывается как «авиаобъект», напоминает о крыльях самолетов, которые выпускает и испытывает корпорация. Учитывая расположение здания вблизи летного поля, мы предусмотрели возможность обзора с верхних представительских этажей. Работа над этим проектом и общение с заказчиком была исключительно продуктивными и еще раз дала возможность подумать о том, как по-разному может сработать одна и та же схема в зависимости от специфики клиента.

***

Инвестиции в аэропорт «Раменское» составят 13 млрд рублей Госкорпорация «Ростех», ОАК, ЦАГИ и Правительство Московской области продолжают совместную работу по развитию НЦА. В рамках этого проекта госкорпорация «Ростех» на базе аэродрома «Раменское» создает четвертый гражданский аэропорт Московского авиационного узла.

Советник президента ОАК по науке и технологиям, председатель совета директоров компании «РАМПОРТ» Борис Алешин рассказал о реализации проекта:

— Дальнейшее развитие города Жуковский неразрывно связано с созданием международного аэропорта «Раменское». Проект реализуется в три этапа. Сейчас идет стадия активного строительства аэровокзального комплекса для гражданской авиации. Открытие аэропорта запланировано на первый квартал 2016 года. К этому времени будут введены в эксплуатацию здания общей инфраструктуры и международный пассажирский терминал площадью 15 600 квадратных метров. К 2019 году его площадь увеличится до 60 000. В 2016 году аэропорт планирует обслужить 3 млн пассажиров. После завершения трех этапов развития пассажиропоток возрастет до 12 млн человек в год. При дальнейшем эффективном развитии аэропорта этот показатель может составить 20 млн.

Для проведения работ госкорпорация «Ростех», ОАО «ТВК “Россия”» и АО «Авиа Солюшенс Груп» учредили совместное авиационное предприятие «РАМПОРТ АЭРО». За пять лет инвестиции в международный аэропорт «Раменское» составят около 13 млрд рублей. Планируется построить более 240 тыс. квадратных метров сопутствующей инфраструктуры. Это принесет экономике Жуковского и всему региону в целом положительный стимулирующий эффект. Благодаря работе международного аэропорта «Раменское» город Жуковский и близлежащие районы выйдут на качественно новый уровень развития. Улучшится транспортная доступность, увеличится торговый оборот. Аэропорт и связанные с ним предприятия внесут колоссальный вклад в решение проблемы занятости населения. В 2015 году будет создано 280 рабочих мест, к 2017 году их количество составит 6 000, в 2019 году — 10 000. Международный аэропорт «Раменское» станет полноценным четвертым аэропортом в Московском авиационном узле.

По материалам корпоративного журнала "Горизонты" №3 (2015)
Tags: Жуковский, ОАК, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments