uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Т-50 уходит в серию: новый российский истребитель заставляет нервничать «наших зарубежных партнеров»


Фото: Владислав Перминов

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 начнет поступать на вооружение российских ВВС c 2017 года. В его создании использованы самые передовые технологии. Самолет еще проходит испытания, но ему уже дают высокую оценку как заказчики в России и Индии, так и зарубежные эксперты.

Российский истребитель пятого поколения Т-50, именуемый также перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), создан компанией «Сухой», входящей в ОАК. По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

Основная силовая установка прототипов Т-50, а также первых серийных образцов, которые поступят на вооружение ВВС РФ, состоит из двух двигателей «Изделие-117». Это авиационные турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

Они позволяют Т-50 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. «Изделие-117» имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания.

Т-50 оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности, что позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и по наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре был осуществлен первый полет опытного самолета Т-50-1. Его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан. Первый публичный показ Т-50 состоялся на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. Через два года на МАКС-2013 были показаны уже три ПАК ФА: машины впервые продемонстрировали групповой пилотаж. На сегодня изготовлены пять опытных образцов ПАК ФА. В феврале 2014 года для проведения государственных совместных испытаний один из опытных Т-50 прибыл на аэродром 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске.

«Самолет состоялся»



Главнокомандующий Воздушно-космических сил России, генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что перспективный авиационный комплекс Т-50 начнет поступать на вооружение российских ВВС уже в 2017 году. «Мы завершаем испытания самолета, и с 2017 года самолет пойдет в серию», — уточняет главнокомандующий. По его словам, количество закупаемых истребителей пятого поколения будет зависеть исключительно от возможностей промышленности. «Сколько они смогут сделать, столько и возьмем.

Сделают четыре — возьмем четыре, сделают десять — возьмем десять», — отметил Бондарев.

Такие уточнения потребовались из-за неправильной трактовки средствами массовой информации заявления, сделанного в конце марта 2015 года заместителем министра обороны РФ Юрием Борисовым во время его визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. «В новых экономических условиях, — отметил тогда замглавы российского военного ведомства, — первоначальные планы могут быть скорректированы, тем более что истребители поколения 4++ демонстрируют высокие характеристики».

В СМИ запестрели заголовки «Кризис может помешать массовым закупкам истребителей ПАК ФА для ВВС России».

Замминистра же говорил лишь о том, что возможно изменение количества закупаемого в различные года Т-50 при неизменности параметров государственного оборонного заказа, утвержденного президентом РФ Владимиром Путиным. Такие корректировки могут потребоваться в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране.

Юрий Борисов уточнил, что Министерство обороны РФ рассчитывает на сохранение прежних параметров закупки ПАК ФА. «У нас по плану в следующем году должна быть первая поставка серийных истребителей пятого поколения, — сказал замминистра. — В этом году [Комсомольский-на-Амуре. — Ред.] завод еще поставит опытные самолеты для испытаний. Самое главное, что можно сказать, — самолет состоялся».

В свою очередь президент ОАК Юрий Слюсарь на международном авиакосмическом салоне Paris Air Show 2015, который прошел на территории аэродрома и выставочного комплекса в Ле Бурже в июне этого года, заявил: «Программа ПАК ФА развивается успешно, в соответствии с графиком.

Самолет в процессе испытаний демонстрирует соответствие тем характеристикам, которые были изначально заявлены.

Пока никаких препятствий, которые затормозили бы или отбросили программу на несколько шагов назад, мы не встретили». Глава ОАК добавил, что три образца ПАК ФА, которые подключатся к летным испытаниям в 2015 году, позволят значительно расширить программу испытаний. «Поставка установочной партии ожидается точно в сроки, согласованными с заказчиком и зафиксированными в контракте», — подчеркнул Слюсарь.

Все самое современное



Т-50 является сегодня одним из самых современных и перспективных авиационных комплексов в мире. Во многом этого удалось достичь, используя при проектировании истребителя передовые разработки и технологии. В нем интегрированы лучшие продукты таких отечественных отраслей, как двигателестроение, приборостроение, радаростроение, материаловедение. Развитие систем и элементов самолета продолжается, что позволяет постоянно его совершенствовать.

В настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) взамен «Изделия-117» — двигателя первого этапа для ПАК ФА — создает уже основную силовую установку второго этапа. «Создание первого опытного образца двигателя второго этапа мы планируем завершить в 2016 году, а в 2017-м обеспечить его установку на летающую лабораторию, — сообщил в феврале 2015 года глава ОДК Владислав Масалов. — Опытно-конструкторские работы по двигателю должны быть завершены в 2020 году». Также он рассказал, что в 2015 году будут проводиться стендовые испытания как узлов, так и газогенератора. «Двигатель второго этапа ПАК ФА по топливной эффективности и удельной тяге значительно превзойдет “Изделие-117”, а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения», — отметил Масалов. Двигатель второго этапа для ПАК ФА создается в кооперации всех конструкторских бюро ОДК, головным разработчиком является Опытно-конструкторское бюро им. А. М. Люльки.

Головным предприятием по созданию радиоэлектронной системы для ПАК ФА является Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) им. В. В. Тихомирова.

Радары этого предприятия установлены на 70 % закупаемых боевых истребителей. Генеральный директор НИИП им. В. В. Тихомирова Юрий Белый рассказал: «Для истребителя пятого поколения мы делаем довольно большой “кусок” — многофункциональную радиоэлектронную систему
с активными фазированными антенными решетками (АФАР).

Серия полетов подтвердила возможность достижения заданных характеристик в основных режимах “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”, что свидетельствует о хорошем научно-техническом заделе разработки. Однако неожиданных проблем возникает множество, что естественно для пионерских разработок, и на решение их требуется время».

Еще одним из ключевых элементов Т-50 стала новейшая станция радиоэлектронной борьбы «Гималаи». Ее изготовил концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). «Средства радиоэлектронной борьбы для Т-50 имеют гораздо меньшие габариты, чем станции предыдущего поколения, — сообщил представитель КРЭТ. — Там использована несколько другая идеология».

«Остерегайтесь stealth-истребителя ПАК ФА»

Высоко оценили Т-50 американские военные эксперты. В частности, ему был посвящен большой аналитический материал в журнале The National Interest под заголовком The Russian Air Force’s Super Weapon: Beware the PAK-FA Stealth Fighter («Супероружие ВВС России: остерегайтесь
stealth-истребителя ПАК ФА»).

«Анализ характеристик ПАК ФА, с которыми я смог познакомится, позволяет говорить о довольно сложном проекте, который, по крайней мере, такой же, а по некоторым показателям даже превосходит американские самолеты пятого поколения, — сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула (Dave Deptula) в интервью журналу. — В сравнении с F-35 он, безусловно, имеет большую маневренность благодаря управляемому вектору тяги и полностью подвижному хвостовому оперению, а также отличной аэродинамике».

Издание сообщает, что Т-50 стал первым российским боевым самолетом, в конструкции которого высокая доля композиционных материалов — 25 % от общей массы самолета и около 70 % покрытия его поверхности. «Русский истребитель также оснащен современной авионикой, — говорит Дептула. — Есть основания полагать, что она является модернизацией авионики Су-35С с добавлением очень мощного многорежимного радара с АФАР X-диапазона».

Другой высокопоставленный военный чиновник США заявил The National Interest: «По эффективности Т-50 выглядит вполне конкурентным в сравнении с истребителем F-35».

По мнению американских экспертов, «ПАК ФА, как и F-22, создан в качестве самолета для завоевания превосходства в воздухе». «Он имеет возможность поддерживать в течение длительного периода времени сверхзвуковую скорость больше, чем 1,5 Маха, а максимальная скорость самолета должна быть больше, чем 2 Маха», — считает ответственный редактор The National Interest Закари Кек (Zachary Keck).

Глава ВВС США генерал Марк Уэлш (Mark Welsh) настроен ненамного оптимистичнее. Он заявил The National Interest: «Россия и Китай являются двумя хорошими примерами стран, которые стремительно сокращают разрыв с нами во многих областях. Их истребители через три–пять лет будут иметь те же возможности, какими мы располагаем в настоящее время». Уэлш, однако, высказал сомнения в том, что Россия обладает необходимыми stealth-технологиями, обеспечивающими незаметность, а также радаром с АФАР, обладающим такими же характеристиками, как американские аналоги. Кроме того, глава ВВС США заявил, что при создании ПАК ФА не использовалась идеология «боевого облака» (combat cloud), примененная при разработке F-22 и F-35. По этой идеологии самолет является не только носителем оружия, но и элементом общего информационного пространства. Он служит датчиком, передающим данные о ситуации на театре боевых действий и целеуказания для других элементов «облака».

Тем ни менее Уэлш сообщил, что для противодействия российским и китайским разработкам ВВС США активно поддерживают исследования для создания самолетов следующего поколения. Последнее заявление лучше всего характеризует озабоченность американских военных возможностями ПАК ФА.

«Индийцы очень сильно хотят FGFA»

Достоинства Т-50 оценили не только американцы. Индийские военные выбрали ПАК ФА в качестве прототипа при создании своего нового истребителя. 17 октября 2007 года в Москве в ходе заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству было подписано соглашение о совместной разработке Россией и Индией перспективного многофункционального истребителя (ПМИ) пятого поколения. В Индии проект получил название Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) — истребитель пятого поколения. Непосредственными исполнителями проекта были определены компания «Сухой» и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL). В декабре 2010 года ОАК и HAL подписали контракт на разработку эскизного проекта FGFA.

«Программа ПМИ/FGFA развивается достаточно успешно, — заявил в июне этого года президент ОАК Юрий Слюсарь. — Эскизный проект закончен, ожидаем до конца года подписания контракта на переход к опытно-конструкторским работам». Совместная программа получила высокую оценку у индийской стороны. «ВВС Индии очень сильно хотят FGFA.

Он уже построен русскими. Мы нуждаемся только в его кастомизации под требования ВВС [Индии. — Ред.]», — говорит маршал авиации в отставке Виджай Кришна Пандей (Bijoy Krishna Pandey).

Процесс интеграции в проект нового партнера — Индии - естественно, не был простым. «Учитывая, что Индия вошла в проект FGFA после того, как [в России. — Ред.] уже был “заморожен” проект и начаты летные испытания прототипов, попытки внести в самолет изменения будут сталкиваться с объективными трудностями. Но Индия все же сможет оснастить свою версию FGFA собственной авионикой, системами навигации и связи, использовать свой силовой набор и конструкционные материалы», — заявил вице-маршал авиации в отставке и аналитик по вопросам обороны Капил Как (Kapil Kak) в интервью еженедельнику Defense News в июне этого года.

«Базовая конструкция самолета, обеспечивающая малую заметность, сверхзвуковые скорости и сверхманевренность, сохранится [в проекте FGFA. — Ред.], — считает маршал авиации в отставке Падамжит Сингх Ахлувалия (Padamjit Singh Ahluwalia). — Поэтому конструкция самолета и его двигатели будут одинаковыми для военно-воздушных сил обоих государств, что обеспечит более низкие затраты на разработку.

ВВС Индии, исходя из собственных потребностей, могут потребовать для своих самолетов собственные [индийские. — Ред.] датчики, авионику и вооружение».

«FGFA является знаковым совместным оборонным проектом, который, несомненно, пойдет на пользу обеим странам, — считает Капил Как. — Россия нуждается в проекте FGFA для поддержки своей промышленности, обеспечения конкурентоспособности с западными проектами, снижения стоимости разработки и сохранения экспорта. Индии же этот самолет необходим в качестве средства устранения дисбаланса с ВВС Народно-освободительной армии Китая и повышения потенциала боевой авиации. Поэтому для Индии слишком поздно изучать другие варианты, учитывая крайнюю сложность и огромные расходы, связанные с программой FGFA».

Defense News сообщает, что Дели намерен заказать не менее 154 истребителей FGFA. Однако в индийской прессе в этом году фигурируют другие цифры заказа FGFA — около 250 единиц на первом этапе и более 500 в целом.

На фоне столь положительных оценок странными выглядели публикации в индийской прессе, в которых говорилось чуть ли не о сворачивании программы FGFA. «Пресса всегда изобилует дезинформацией, в том числе и той, которую поставляют конкуренты, — говорит посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван (Pundi Srinivasan Raghavan). — И нужно понимать, что многие из этих сообщений в прессе пишутся людьми, которые не заинтересованы в реализации этого проекта по каким-то своим соображениям. Так что они не обязательно сообщают правду. Или сообщают, но исходя из собственного понимания, а не основываясь на точке зрения правительства или истеблишмента». По мнению посла, Индия и Россия имеют уникальный опыт совместных исследований, разработки и производства военной техники. «Результаты нашего сотрудничества великолепны, и мы полностью довольны доступом к технологиям, которые получили наши предприятия. И в разработке нового истребителя мы наблюдаем такой же уровень сотрудничества», — заявил Рагхаван.

С послом согласен и президент ОАК. «Наша работа с индийскими коллегами [над FGFA. — Ред.] показала — нам есть, что предложить друг другу. Мы очень довольны сотрудничеством, которое сложилось и на уровне руководителей, и на рабочем уровне», — говорит Юрий Слюсарь.

Он выразил надежду, что подобное сотрудничество продолжится и на этапе детального проектирования FGFA, который должен начаться в 2015 году.

Материал из корпоративного журнала "Горизонты"
Tags: pakfa, ПАКФА, Сухой, Т50, авиация, истребитель, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments