uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

18 октября исполняется 55 лет со дня первого полета самолета-амфибии Бе-12



Работы над новой турбовинтовой амфибией Бе-12 которая должна была заменить летающую лодку Бе-6, были начаты в ОКБ Г.М. Бериева в 1956 г. Предусматривалось создание противолодочного самолета для борьбы с многоцелевыми подводными лодками в ближней морской зоне, а также поисково-спасательной машины на его базе.

Важной особенностью в проектировании новой машины стал системный подход к созданию авиационного комплекса. До этого основное внимание уделялось летно-тактическим характеристикам летательного аппарата - носителя, а средства борьбы с подводными лодками считались второстепенным. Теперь же требовалось создать единый авиационный противолодочный комплекс, обеспечивающий как поиск, так и поражение подводной лодки. Новый самолет, призванный заменить Бе-6, в отличии от своего предшественника, должен был располагать радиолокационной станцией, поисково-прицельной системой, магнитометром, нести радиогидроакустические буи, глубинные бомбы и противолодочные торпеды, а также иметь амфибийные качества.

В июне 1960 г. первый опытный самолет-амфибия Бе-12 был закончен постройкой и передан на летно-испытательную станцию для проведения заводских летных испытаний. После наземной отработки систем, 18 октября 1960 г. состоялся его первый полет. Машину поднял в воздух с заводского аэродрома в Таганроге экипаж в составе командира корабля летчика-испытателя Г.И. Бурьянова, второго летчика-испытателя Н.И. Сапачева, штурмана В.М. Богача и радиста Г.В. Галяткина.

Самолет Бе-12 строился серийно на Таганрогском авиационном заводе №86 имени Георгия Димитрова с 1963 по 1973 гг. В период с 1964 по 1981 гг. на Бе-12 установлено 42 мировых рекорда в своем классе. Всего было построено 142 машины всех модификаций (основной противолодочной модификации Бе-12 и поисково-спасательной - Бе-12ПС).

Самолет-амфибия Бе-12 стал первым авиационным противолодочным комплексом специальной постройки, поступившим на вооружение отечественной морской авиации. В целом положительно оценивали самолет летавшие на Бе-12 летчики. Для технического состава наземное обслуживание машины также не представляло серьезных трудностей, тем более что доступ ко многим агрегатам и блокам, располагавшимся открыто на этажерках по бортам лодки, был свободным. Отмечалась и фирменная "бериевская" прочность планера Бе-12. Строевые экипажи, также отмечали хорошие мореходные качества "Чайки" (так нередко сами морские летчики называли эту машину в частях).

В 1992 г. Бе-12 был официально снят с вооружения, хотя сами машины продолжали эксплуатироваться до выработки ресурса. Таким образом, к началу 21-го века, "Чайки", как противолодочные Бе-12, так и поисково-спасательные Бе-12ПС, в российской морской авиации оставались только в боевом строю Черноморского флота, входя в состав противолодочной эскадрильи, которая базируется на крымском аэродроме Кача.

Не смотря на то, что поисково-прицельный комплекс Бе-12 устарел, в руках подготовленного экипажа, это еще вполне эффективное оружие, что наглядно показали прошедшие этой весной на Северном флоте соревнования экипажей противолодочной авиации. Летчики-противолодочники морской авиации Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов состязались в выполнении тактических приемов поиска, классификации и слежения за подводными лодками с применением радиолокационных и гидроакустических средств противолодочного обнаружения. Черноморцы принимали участие в состязаниях на своих штатных амфибиях Бе-12 и выступили вполне достойно.

Тем не менее, техническое состояние самолетов эксплуатировавшихся более 20 лет без выполнения капитального ремонта (выполнялись только работы по продлению ресурса), вызывало серьезные проблемы.

В итоге, в 2012 г. было принято решение о проведении на ТАНТК им. Г.М. Бериева капитально-восстановительного ремонта на самолетах Бе-12, включая ремонт двигателей и замену воздушных винтов. В течение 2012-2015 гг. четыре амфибии прошли капитальный ремонт в Таганроге и сейчас все они переданы обратно в строевую часть.

Отремонтированные в Таганроге Бе-12, будут летать в ближайшие годы. Одной из важнейших задач для Бе-12 станет сохранение и подготовка кадров летного и инженерно-технического состава для гидроавиации. Планируется возобновить полеты амфибий с воды.

Поэтому получившие "вторую молодость" заслуженные самолеты-амфибии Бе-12 вероятно будут эксплуатироваться до конца нынешнего десятилетия, и имеют все шансы встретить и свой 60-летний юбилей не в виде памятников и музейных экспонатов, а в боевом строю российской морской авиации.

Фото bonsai

Источник: «ТАНТК им. Г.М. Бериева»
Tags: Бериев, авиация, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments