uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

«Зритель должен наслаждаться ощущением полета, а не думать откуда снят, чем и кем сделан снимок...»



Бывший летчик-истребитель, а ныне признанный гуру авиационной видео и фотосъемки, Артур Саркисян рассказывает о том, как поймать в кадр «Стрижей» и почему летать с камерой на борту истребителя сложнее, чем пилотировать сам истребитель.

- Артур, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию? Вы помните свой первый вылет с камерой в руках?


На фото: Артур Саркисян в конце 80-х в Германии во время совместных учений стран Варшавского Договора, авиабаза Пенемюнде, ГДР.

К воздушным съемкам я пришел через профессию летчика-истребителя. Первые попытки снимать в полете были предприняты мной еще в летном училище, но эти попытки в основном заканчивались неудачными фотографиями. С появлением летного опыта я серьезно задумался о съемках из кабины. Проблема заключалась в том, что вести съемку и управлять самолетом нужно было одновременно, ведь в кабине МиГа я был один. Сложнее всего было снимать в группе из 4-х самолетов, находясь внутри строя. Со стороны мои действия с камерой̆  в кабине могли показаться авантюрой̆ , ведь по сути я нарушал определенные правила безопасности полетов. На самом деле, к съемкам я готовился задолго до вылета.

Отрабатывал до автоматизма действия в полете, в том числе, с фотоаппаратом в кабине. В полете на работу с камерой у меня оставались считанные секунды. В те годы фототехника была полностью механическая, с ручными настройками фокуса, экспозиции и с механическим затвором. Более того, на пленке тогда было только 36 кадров. Разумеется, что в таких жестких условиях вероятность «попадания в десятку» была минимальная, а о разделении функций летчика и воздушного фотографа оставалось только мечтать. Но, как известно, мечты сбываются, главное идти к мечте.

- В каких странах Вам довелось проводить съемки? Не считали, сколько налетали часов с камерой в руках?

По работе побывал в разных странах, был в США, Японии, Швейцарии, Англии, Франции, Германии, ОАЭ, Индии и др. Мне всегда нравились съемки на авиасалонах, особенно если удавалось участвовать в воздушных съемках.

4.jpg
На фото: Пилотажная группа "Стрижи", Кубинка, 2012

Количество вылетов и налёт вел только как летчик: более 3000 вылетов. С учетом специфики истребительной авиации, налет в часах не имеет особого значения, сложность полетного задания важнее, чем длительность полета. При выполнении воздушных съемок, налет в часах тем более не имеет значения. Единственным критерием в этой работе может быть только результат работы и удовлетворенность результатом.

- Пишите ли Вы сценарий полета, и что делать, если все идет не по сценарию?

В случае, если полет на съемку заранее планируется, я составляю план полета на съемку с учетом ожидаемых и интересных ракурсов в полете. С летчиками до вылета мы все обговариваем, чтобы в полете оставались только небольшие корректировки.


На фото: подготовка к полетам на съемку, Кубинка, 1997

При съемках испытательных полетов, прежде всего, необходимо соблюдать определенные технические условия, чтобы обеспечить достаточный объем фото и видеоматериалов, и по возможности улавливать какие-то интересные, художественные композиции.


На фото: испытания системы дозаправки в полете МиГ-29, 1996

При работе с ручной камерой доля импровизации большая, и, как бы ты хорошо не готовился на земле, в небе сюрпризов всегда хватает. Успех при съемке из кабины во многом зависит от действий пилота самолета с оператором на борту. Требуется особая техника пилотирования и четкое взаимодействие с летчиками. Как правило с этим проблем особо не было, ведь с коллегами-летчиками я общался на одном языке. Особенно важной становится слаженность работы при видеосъемке, когда требуется удержать самолет длительное время без резких эволюций.


На фото: рекламная съемка МиГ-29, аэродром Луховицы, 1995

Если в полете все таки что-то идет не по задумке, то в небе всегда найдется место для импровизации.


На фото: рекламная съемка МиГ-29, аэродром Луховицы, 1996

Я рад, что мне довелось летать на воздушную съемку с такими асами, летчиками- испытателями, как Павел Власов, Михаил Беляев, Роман Таскаев, Марат Алыков, Владимир Логиновский, Юрий Абрамович, Геннадий Скоромный, Александр Пелих, Сергей Шапошников.  Со многими до сих пор поддерживаем связь.

- Существуют ли какие-либо отдельные регламенты полетов для съемки? Трудно ли вообще снимать в полете?


На фото: совместный строй "Русских Витязей" и "Стрижей", "Кубинский бриллиант", Жуковский, 12 августа в день 100-летия ВВС


На фото: п.г. "Стрижи", Кубинка, 1997


На фото: п.г. "Стрижи", Кубинка, 1997

Как правило, приоритетным является регламент проведения полетов. Чаще всего съемка планируется под полетное задание. В конце 90-х я летал штатном фотографом и видеооператором в составе пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Тогда случалось, что выполняли полеты специально под съемку. Таким полетам предшествовала тщательная подготовка, с разработкой полетного задания совместно с летчиками. Съемка велась в основном из кабины самолета сопровождения, МиГ-29УБ или Су-27УБ.

Я всегда работал и фотоаппаратами, и видеокамерой параллельно.

Основная сложность съемки из кабины истребителя - работа в условиях вибраций, перегрузок, ограниченного обзора и рабочего пространства в целом. Во время съемки все мысли направлены на фиксацию наиболее интересной композиции в динамично меняющейся обстановке. Надо заметить, что в таких условиях, в отличие от фотосъемки, работать с видеокамерой гораздо сложнее, и без твердых навыков сложно удержать стабильную картинку, хотя бы в течение 10-15 секунд.


На фото: рекламная съемка МиГ-29, аэродром Луховицы, 1997

Важнее всего при выполнении съемок в полете - обеспечение безопасности. При этом не имеет значения какого типа летательный аппарат. Все, что поднимается в небо, тем более с человеком на борту, должно быть максимально надежным, в особенности, если это полет в составе пилотажных групп. Для обеспечения безопасности работы в кабине истребителя я продумывал различные способы фиксации камер (застежки, швартовки и т.п.), чтобы при маневрировании ничего по кабине не болталось и не мешало управлению самолетом. Цена оплошности и нарушения методики воздушных съемок слишком высока.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашей технике для съемок.

За 20 лет воздушных съемок, съемочная техника и технологии вышли на принципиально новый уровень.

В 90-х я еще работал аналоговой, ручной видеокамерой и пленочными фотоаппаратами. Для дополнительной съемки в кабинах пилотов и с наружных частей самолета использовал относительно компактную камеру. Впервые проводить съемки с внешнего контейнера я попробовал при создании моего дебютного авторского фильма «Эскадрилья РУСЬ», зже эту методику применял при съемках следующего фильма о пилотажных группах - «Стрижи».


На фото: выступление пилотажной группы "Русь", авиашоу в Праге, 1996


На фото: съемка передачи "Авиаторы", НТВ, 2007

С появлением современных цифровых фотоаппаратов и экшн камер, стала возможной съемка с самых неожиданных точек. Творческие просторы расширились вслед за количеством одновременно работающих камер в одном полете. Установка 8-10 камер на пилотажную группу стала реальностью.


На фото: выступление "Стрижей" на фестивале "Крылья Пармы", аэродром Пермь, 2015

Разумеется, при таком количестве точек съемки, итоговый монтаж получается очень эффектными, динамичным, зрителям очень нравится.
Удалось реализовать еще одно направление, на базе воздушных съемок – прямую трансляцию видео с камер, как из кабины пилота, так и с внешних точек. Зрители получили возможность увидеть на большом экране то, как работают летчики в кабинах, как попадают в объективы наружных камер вихревые жгуты с крыльев крупным планом и вообще смогли наблюдать пилотаж “сидя верхом” на истребителе. Онлай трансляцию с борта успешны были осуществлены на таких мероприятиях, как  «Шоу форсаж», церемония открытия Гран-при РФ «Формулы-1», выступление пилотажной группы «Стрижи» на фестивале «Крылья Пармы»,  авиашоу «Олимпийское небо».


На фото: выступление пилотажной группы "Русь" в Санкт-Петербурге, 2013


На фото: выступление "Стрижей" на фестивале "Крылья Пармы", аэродром Пермь, 2015


На фото: выступление п.г. "Русь", авиашоу "Олимпийское небо"

Надо заметить, что по системам крепления камер на наружные части самолета не существует готовых решений, тем более для реактивного истребителя. Все эти конструкции я разрабатываю сам. Способ крепления и сама конструкция контейнера зависит от типа самолета, места установки и режимов полета.

Самую сложную систему я разработал для съемок полета в стратосферу на МиГ-31. Видео контейнер был рассчитан на высоту до 30 000 м и на скорость до 2,5 Маха. Контейнер представлял собой вакуумный гермобокс с теплозащитным экраном от кинетического нагрева до температуры 200 градусов и с кварцевым защитным стеклом.

Хотя, в виду ряда ограничений по самолету, в место этого устройства использую его облегченную версию, для обеспечения съемок до высот 20 000м и М1,8.


На фото: съемка с наружных камер МиГ-29, с выходом в стратосферу, аэродром "Сокол", 2015


На фото: съемка с наружных камер МиГ-29, на сверхзвуковых режимах, аэродром "Сокол", 2015

Кстати, этот же бокс я использовал для воздушных съемок художественного фильма «Обнимая небо».


На фото: МиГ-29 на съемках фильма "Обнимая небо", Мосфильм, 2013

- Скажите, а есть ли у Вас эталоны среди фотографов или любимые фотокадры?

Фотография, в том числе воздушная съемка – очень субъективный, творческий процесс. В этой категории, мне кажется, сравнение с каким-то эталоном не очень правильно. Каждый автор имеет свой индивидуальный подход и свой неповторимый почерк в съемках, поэтому не вижу смысла в сравнении. Я одинаково высоко ценю работы разных авторов и с удовольствием смотрю удачные работы коллег. Что касается меня, то предпочитаю иметь свой собственный стиль, придумывать что-то новое, экспериментировать и воплощать свои задумки  в конечный̆    результат.


На фото:тренировочные полеты МиГ-31, 2014

В последние годы я часто вижу в публикациях авиационных фотографов и споттеров великолепные работы, не уступающие по зрелищности воздушным съемкам. Зритель должен наслаждаться ощущением полета, а не думать откуда снят, чем и кем сделан снимок...

- Расскажите о рисках при съемке с воздуха: случались ли экстремальные ситуации во время полетов?

Съемка в полете всегда сопряжена с риском большим, чем полет без съемки. Это относится ко всем основным видам воздушной съемки. Минимизировать риск можно только соблюдая правила безопасности и основные принципы воздушной съемки. Если вкратце - на самолете вся съемочная аппаратура должна быть прочно зафиксирована, а внешние крепления для камер должны быть надежно закреплены и законтрены. При взгляде на крепление камеры не должен возникать вопрос «сдует-не сдует». Рисковать полетом ради картинки совершенно недопустимо.

Безопасность и результат съемок во многом зависит от летчика сопровождающего самолета. Однажды на МиГ-29УБ во время съемки перевернутого полета, пилот второго самолета перепутал направление вывода и столкновения избежали благодаря мгновенной реакции моего пилота.


На фото: рекламная съемка МиГ-29, аэродром Луховицы, 1996

Бывали и просто банальные везения. Так, при съемке с рампы Ил-76 пилотажной группы «Стрижи», после получасовой активной работы с видеокамерой и двумя фотоаппаратами, перед закрытием рампы я заметил, что мой страховочный пояс был расстегнут. Вероятность оказаться за бортом сопровождала меня весь полет.


На фото: МиГ-29УБ, п.г. "Стрижи", Кубинка, 1997

- Есть ли у Вас любимый самолет, который Вы считаете самым фотогеничным?

Еще с детства я влюбился в МиГ-21. Мечтал обуздать эту красивую машину, и когда осуществил мечту, ценил каждую минуту полета на этом легендарном истребителе. Мне нравился этот самолет не только внешне, но и по ощущениям в полете. На МиГ-23 я прошел основной курс боевой подготовки, стал первоклассным летчиком, но в моей душе навсегда остался МиГ-21.

Фотогеничность самолета понятие относительное – у каждой машины есть наилучшая точка съемки. Многое зависит от ракурса съемки и фокусного расстояния объектива. Важно уловить этот самый правильный ракурс, и если на земле это особого труда не составляет, то в полете это не всегда представляется возможным. В какой-то степени эту задачу облегчает современная цифровая техника.  С удовольствием бы снимал истребители Т-50, Су-34 и Су-35.

- Хотели бы Вы снимать гражданские суда?

С не меньшим удовольствием готов снимать и гражданские самолеты. На мой взгляд, технические и творческие возможности для воздушной съемки этих судов намного шире, чем на истребителях. Мне интересно снимать любые летательные аппараты, в том числе радиоуправляемые летающие модели-копии. Самую миниатюрную систему крепления камер я реализовал на модели Як-130 масштаба 1:4, для победителя чемпионатов мира Джет Ворлд Мастерс в Швейцарии и Германии. Кстати, на этой модели пилот российской команды RusJet трижды становился чемпионом мира.

- Поделитесь Вашим секретом успеха?

Я всегда делюсь опытом с теми, кто нуждается, в некоторых случаях оказываю техническую поддержку. Особых секретов у меня нет, просто есть многолетний опыт, и я очень ответственно отношусь к любой съемке. Хотя есть один «секрет» - я влюблен в авиацию с детства.


На фото: Трехлетний Артур Саркисян с самолетиком в руках

- Что бы Вы хотели посоветовать начинающим фотографам авиационного жанра?

Авиационная фотография и видеосъемка, прежде всего, требует соблюдения авиационных законов. Давать какие-либо советы сложно, так как многое зависит от конкретной задачи и условий ее выполнения. Важны и тип летательного аппарата, и высотно-скоростные режимы полета, и место нахождения фотографа во время воздушной съемки, места установки наружных камер - много других условий. К примеру, по установке наружных камер могу дать один общий совет. Надежность любых креплений наружных камер автор должен испытать собственным весом.


На фото: установка видеоконтейнера на Су-30, 2014

- Спасибо большое Артур, за интересный рассказ! Наступает новый 2016 год, который, мы надеемся, принесет много новых увлекательных полетов, в том числе, на «Сушках».

Желаю в новом году попутного ветра большому авианосцу, под названием ОАК и встречного ветра каждому его самолету,  а поклонникам авиации - распахнутого неба!

- И Вам желаем попутного ветра, отличной погоды и захватывающих кадров!



Ссылки на видеоматериалы:
Документальный фильм "Эскадрилья РУСЬ" 2001г. http://www.youtube.com/watch?v=fPN7ycytb3M&index=1&list=PL0MpGaI0c-TSMu4bS- ye3iVSHKpaUNwmq
Пилотажная группа СТРИЖИ, МиГ-29. 2003 год http://www.youtube.com/watch?v=Pl0Prd1XWgU&list=PL0MpGaI0c-TSMu4bS- ye3iVSHKpaUNwmq&index=2
Термические испытания бокса рассчитанного на съемку камерами GoPro в стратосфере на сверхзвуковых скоростях http://www.youtube.com/watch?v=z59Vg1frNoc&list=PL0MpGaI0c-TSqjTDRhuXWWtUPmte9nnuF
"Обнимая небо": как снимался сериал http://www.1tv.ru/cinema/ts=640

Артур Саркисян в соцсетях:
Канал Ютьюб http://www.youtube.com/user/ArturSarkisyan326
Фейсбук https://www.facebook.com/a326s
Instagram https://www.instagram.com/ARTURSARKISYAN__/
Tags: Интервью, авиация, видеосъемки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments