uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Новые производства ОАК: в корпорации формируются новые центры компетенций и специализации



Около пяти лет назад в различных городах страны корпорация начала формирование центров компетенций и специализации, деятельность которых направлена на создание новых технологий и материалов в авиастроении. Мы решили посмотреть, какие еще проекты реализуются в различных городах страны, и выяснить, работа над чем начнется в ближайшем будущем.

Из Новосибирска — для всей страны

Новосибирский филиал ЗАО «Авиакомпозит» считается одним из первых центров специализации, построенных за последние годы. Предприятие производит радиопрозрачные обтекатели, 90% объема продукции изготовлено из композиционных материалов для военных и гражданских самолетов.

Несколько лет назад инновационное производство в Новосибирске разворачивали практически с нуля. Перед началом проекта специалисты «Авиакомпозита» побывали на зарубежных предприятиях, изучили лучший мировой опыт, выбрали и приобрели технологическое оборудование: машину экономного программного раскроя препрега (композиционного материала-полуфабриката), проекционный комплекс и программное обеспечение, которые сократили трудоемкость ручных работ по выкладке слоев в два раза.

Сотрудники «Авиакомпозита» прошли обучение в европейских компаниях по проектированию деталей из композиционных материалов, курсы по изготовлению композиционной оснастки.

Сегодня предприятие поставляет обтекатели и другие детали из полимерных композиционных материалов для компании «Сухой». Их ставят на фронтовые бомбардировщики Су‑34, истребители Су‑35С, гражданский лайнер SSJ100.

Новосибирская продукция идет также в корпорацию «Иркут» для самолетов Су‑30МКИ, Су‑30СМ, Як‑130. «Авиакомпозит» готовится принять участие в конкурсе за право серийного изготовления деталей для магистрального пассажирского самолета МС‑21.

За пределами холдинга ОАК выполняются заказы по оказанию услуг для различных организаций, связанных с авиацией, таких как СибНИА им. С. А. Чаплыгина (изготавливает модернизированный самолет Ан‑2), «Сибирь Техник» (ремонтирует воздушные суда в аэропорту Толмачево).

В 2015 году на «Авиакомпозите» завершен процесс производства изделия по полному циклу. Участок лакокрасочных покрытий передан предприятию. Теперь «Авиакомпозит» может выпускать готовую продукцию.

Хотелось бы отметить, что все этапы развития сопровождались постоянным обучением персонала и совершенствованием навыков основных производственных рабочих.

Особенности комплексирования в Москве

Важным элементом самолета является его авионика — комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Как показывает практика, на долю БРЭО приходится до 15% стоимости самолета. Унификация некоторых решений позволяет завершить работу быстрее и с дополнительной экономией. При разработке любого комплекса бортового оборудования (КБО) необходимо проводить испытания.

Компоненты КБО тестируются с применением комплексных стендов, что позволяет уменьшить количество ошибок перед сертификацией самолета. Стенды включают в себя имитирующий комплекс, реальное оборудование из состава авионики с системой индикации, модели взаимодействующих систем и динамики движения, а также другие компоненты.

Созданное Объединенной авиастроительной корпорацией предприятие «ОАК — Центр комплексирования» (ОАО-ЦК) ведет работу над первым крупным проектом — разработкой комплекса бортового оборудования для гражданского лайнера МС‑21.

Несколько месяцев назад специалисты ОАК-ЦК представили новую площадку стендового испытательного комплекса для МС‑21. Уже разработан стенд интеграции ядра авионики, который готовится к проведению приемо-сдаточных испытаний. Готов стенд интеграции КБО, позволяющий не только интегрировать авионику, но и отладить ее взаимодействие с комплексной системой управления и системой управления общесамолетным оборудованием.

При создании стенда для отработки и интеграции вычислительных и дисплейных систем (стенд интеграции ядра авионики) велика доля отечественного программного обеспечения. В его разработке принимали участие специалисты из российских учебных заведений, в том числе ученые из МГУ, Научно-конструкторского бюро моделирующих и управляющих систем Южного федерального университета и ООО «РЕДЛАБ-И». «В ядре авионики МС‑21 используется 100% отечественного функционального программного обеспечения. Накопленный опыт в работе с отечественными предприятиями позволяет решать целый ряд задач силами российских специалистов», — отметил главный конструктор ОАК-ЦК Алексей Герасимов.

В дальнейшем центр продолжит заниматься интеграцией авионики на создаваемых конструкторскими бюро ОАК самолетах.

Ренессанс Ульяновска



Три года назад ульяновский завод «Авиастар-СП» получил от Министерства обороны Российской Федерации самый крупный в стране заказ на выпуск 39 военно-транспортных самолетов Ил‑76МД‑90А. Грузоподъемность машины увеличили с 47 до 60 тонн, оснастили современной стеклянной кабиной. В то же время авиастроители задумывались, как лучше использовать существующие мощности для развития новых технологий и производств.
Сегодня Ульяновск можно назвать столицей центров компетенций. Построено отдельное производство компании «АэроКомпозит» для выпуска крыльев из композиционных материалов. Благодаря высокому уровню автоматизации на некоторых участках этого предприятия задействовано больше роботов, чем людей.

Начальник проектного офиса «Авиастар-СП» Алексей Пирогов вспоминает, как несколько лет рассматривали различные сценарии развития предприятия. Специалисты обсуждали с ОАК концепции реконструкции и перевооружения агрегатно-сборочного производства, цеха производства трубопроводов для систем воздушных судов, заготовительно-штамповочного производства, а главное — компоновку цехов окончательной сборки.

«Мощности одного из крупнейших в мире авиазаводов позволяли нам отлично вписаться в кооперацию по выпуску высокотехнологичных изделий для других заводов ОАК, — рассказывает Алексей Пирогов. — Была хорошая возможность задействовать имеющиеся площади и удобную инфраструктуру под развертывание новых современных профильных высокорентабельных производств, тем более что такие мировые гиганты, как Boeing и Airbus, уже успешно применяют индустриальную модель, при которой головные предприятия оставляют за собой лишь ключевые производственно-технологические процессы, конечную сборку и испытания воздушных судов».

Одним из первых стартовал проект перевооружения заготовительно-штамповочного производства, продуктом которого являются обшивка, стрингера, компенсаторы для сборки панелей фюзеляжа. Здесь производят панели для транспортников Ил‑76МД‑90А, дополнительно освоили выпуск панелей для самолета МС‑21. Под выпуск новой продукции реконструировали один из корпусов предприятия.

О масштабности цеха говорит его площадь — более 15 тыс. м2. Из него полностью вынесли старое оборудование, отремонтировали помещение, сделали современные наливные полы, чтобы было удобнее следить за чистотой, а стены покрасили в светлые тона.

К 2015 году цех оснастили самым современным оборудованием. По договоренности с зарубежным интегратором проекта оснастку частично изготовили собственными силами. Кроме того, внедрили одну из лучших в мире клепальных линий. Сегодня в цехе работают около 200 инженеров, специалистов и рабочих, средний возраст которых — чуть больше 30 лет, около половины рабочих имеет высшее образование.

В этом году цех произвел и отправил в Иркутск на завод корпорации «Иркут» четыре комплекта панелей для МС‑21. Каждый комплект состоит почти из полусотни панелей. «Уже сегодня можно сказать, что эксперимент по развертыванию на площадях “Авиастар-СП” центра специализации оправдывается. На нашу долю с учетом перспективных проектов приходится около 2/3 всего объема производства панелей. Со временем мы планируем существенно увеличить долю сторонних заказов», — рассказывает Пирогов.

Центр по люкам и дверям

Еще одно перспективное направление производства — выпуск люков и дверей. К 2015 году появилась уникальная возможность в короткие сроки запустить рентабельный проект по производству люков и дверей для большинства заводов ОАК. «Еще несколько лет назад, когда мы только обсчитывали бизнес-план проекта, получалось, что выпуск дверей для гражданского самолета в России и импорт обходятся примерно в одну цену. Существенное повышение стоимости доллара и евро к рублю создало хорошие предпосылки для налаживания рентабельного производства на российских мощностях», — отмечает руководитель проекта Владимир Кудряшов.

Новый центр специализации выстраивается вокруг аналогичного производства для Ил‑76МД‑90А. Транспортные самолеты традиционно оснащались дверями и люками ульяновского производства. Это можно сказать и про двери для «Руслана» — сверхтяжелого Ан‑124–100. Из деталей специальных сплавов здесь же изготавливались крупные рамповые двери, грузовые створки размером до 4 х 9 м. Размер самого малого люка для аварийного покидания — примерно 1 х 1 м.

В настоящее время изготавливаются все типы дверей: передние и задние пассажирские, служебные, аварийные, грузовые и багажные. Полным ходом идет сборка дверей для самолета МС‑21, они проходят программу испытаний.

Осенью 2015 года на Иркутский авиационный завод была оправлена первая опытная багажная дверь, остальные двери — в различной стадии сборки.

Уже сейчас для новых перспективных самолетов выпускаются двери, конструкция элементов которых существенно модифицирована, применены современные типы алюминиевых сплавов, новые виды заклепок (в том числе универсальные). Улучшена технология сборки дверей: используются современные подходы к оснащению при выполнении клепально-сборочных работ и к самому процессу клепки. Заложенные в конструкции дверей заклепки соответствуют требованиям международных авиационных стандартов. Намечены мероприятия по оптимизации средств технологического оснащения за счет применения принципов универсальности, использования стапель-паллет.

У предприятия в Ульяновске также есть опыт сборки дверей для пассажирских самолетов Ту‑204 и Ту‑204СМ.

Люки и двери для другого самолета семейства Туполева — Ту‑214 — производятся в Казани. Выпуск дверей и люков для Ту‑204 и Ту‑214 до сих пор различается. Унификации дверей можно добиться за счет использования однотипного крепежа, замков и других элементов. На уровне конструкторской документации необходимо внести и одобрить изменения в проектирование дверей для самолетов семейства «Туполев», чтобы производство можно было унифицировать на базе одной ульяновской площадки. В перспективе в Ульяновске планируют развернуть выпуск дверей и для других типов самолетов.

В настоящее время прорабатывается программа по импортозамещению в части локализации производства компонентов, относящихся к силовому каркасу двери и элементам механизации. Среди ближайших задач — достижение существенной (в разы) оптимизации производственного процесса за счет борьбы с издержками.

Разработан план мероприятий, позволяющих сократить цикл сборки одной условной двери самолета с 60 до 35 смен.

Новые проекты

Сегодня в активной проработке находятся сразу несколько новых центров компетенций. Обсуждается план создания на базе Воронежского авиационного завода современного композитного производства мотогондол и пилонов для текущих и новых программ ОАК.

Министерство образования и науки Российской Федерации выделило средства в размере 150 млн. рублей для производства оснастки из композиционных материалов отечественного производства. Над реализацией проекта ОАК работает со специалистами химического факультета Московского государственного университета. Образец оснастки был выпущен во второй половине 2015 года.

В Ульяновске продолжается работа по развитию металлургического производства, создан центр специализации. Сегодня завод выпускает более 2 тыс. типов деталей из магния, алюминия, титана и других сплавов. «Цифра» активно внедряется при разработке технологии и проектировании литейной и кузнечной оснастки. Разработан план технического перевооружения производства. Внедрение компьютерного моделирования и оснащение центра современным оборудованием позволят существенно увеличить объем производства и со временем брать заказы сторонних предприятий и заводов ОАК. Сегодня ульяновские литейщики уже выполняют заказы для Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова.

Экспорт технологий



Разработка и применение лучших в мире технологий для отечественного авиастроения является, конечно, главной, но не единственной задачей для центров компетенций и специализации. Планируется, что в будущем для оптимальной загрузки новых производств существенную часть их выручки будут формировать заказы сторонних российских и иностранных организаций.

Некоторые разработки математиков ОАК-ЦК уже внедряются французской компанией Thales на ряде зарубежных авиалайнеров.

Осенью этого года компания «ВР-Технологии» (входит в холдинг «Вертолеты России») и компания «АэроКомпозит» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере научно-исследовательских работ, разработки и производства авиационных конструкций из полимерных и термопластичных композиционных материалов.

По словам генерального директора «ВР-Технологии» Александра Охонько, предприятия холдинга «Вертолеты России» заинтересованы в развитии перспективных технологий производства изделий из полимерных и термопластичных композиционных материалов. Например, производство изделий по технологии вакуумной инфузии, которую компания «АэроКомпозит» применяет для программы МС‑21, позволяет изготавливать крупногабаритные интегральные конструкции, существенно сокращая объем сборочных операций.

Применение же термопластичных материалов позволяет получать детали и агрегаты с повышенной ударостойкостью и ремонтопригодностью.
Tags: Горизонты, ОАК, производство, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments