uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Библиотека авиатора: отрывок из книги «Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160»



Ту-160 был разработан ОКБ А.Н. Туполева в 70-х - 80-х годах прошлого века (в ответ на американскую программу AMSA, в рамках которой был разработан стратегический бомбардировщик В-1) и почти по всем параметрам превзошел своего соперника. Среди сверхзвуковых самолетов и самолетов с изменяемой геометрией крыла Ту-160 является самым крупным и мощным. Он обладает наибольшей среди бомбардировщиков скоростью и максимальной взлетной массой. В настоящее время самолет состоит на вооружении Дальней авиации России.

«В том, что создатели самолетов Ту-160 и В-1 сошлись в свое время во взглядах относительно аэродинамической и конструктивно-технологической компоновки машин, включающей элементы интегральной конструкции и крыло изменяемой стреловидности, нет ничего удивительного. Близкий научно-промышленный уровень СССР и США, а также схожесть тактико-технических требований к новым видам вооружений неизбежно и приводит к похожим техническим решениям. Но если глубже разобраться в данном вопросе, то общего у бомбардировщиков окажется не так много.» – рассказывают авторы в своей книге «Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160».

Самолет, которым гордится Россия, за свои элегантные формы справедливо получил неофициальное название «Белый лебедь».

А все начиналось более века тому назад. В 1913 году, когда Игорь Иванович Сикорский ошеломил весь мир, построив четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Гигантский самолет, по меркам начала века, успешно летал, ставил рекорды и накануне Первой мировой войны стал бомбардировщиком. Внедрение ВВС этого самолета повлекло за собой одно из важнейших решений в истории отечественной авиации – впервые в мире была сформирована эскадра этих кораблей, которая успешно использовалась на фронтах войны и стала предвестницей тяжелобомбардировочной и Дальней авиации СССР.

В советское время, в 1920-е и 1930-е годы, отечественная тяжелобомбардировочная авиация получает последовательно на вооружение сотни туполевских тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, а затем и самолеты более высокого класса: ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4) и ТБ-7 (П3-8). К началу Великой Отечественной войны в составе Дальнебомбардировочной авиации Главного командования Красной Армии имелось около 1200 боевых кораблей различных типов. В ходе войны экипажи Авиации дальнего действия (АДД) выполнили огромный объем боевой работы по нанесению стратегических ударов по глубоким тылам противники и при выполнении оперативно-тактических задач в интересах фронтов и армий.

После окончания Второй мировой войны и в начале холодной войны Дальняя авиация СССР в своей стратегической составляющей постоянно развивалась постоянно развивалась и совершенствовалась и до начала 60-х годов XX века, до момента развертывания реальной системы стратегического ракетного сдерживания на основе межконтинентальных ракетных комплексов, была одним из важнейших факторов сдерживания в холодной войне со стороны СССР. После войны, в 1950-е годы в Дальнюю авиацию в больших количествах последовательно поступали дальние бомбардировщики Ту-4, Ту-16, а затем и сверхзвуковые Ту-22, стратегические Ту-95, М-4 и ЗМ. Самолеты, поступавшие на вооружение, могли нести ядерное и термоядерное оружие, и им были доступны цели на европейском, азиатском и североамериканском театрах военных действий. С середины 1960-х годов под руководством А.Н. Туполева активно велись работы над новым многорежимным дальнем бомбардировщиком-ракетоносцем, который должен был в ближайшей перспективе заменить в строю Дальней авиации и Ту-16, и Ту-22.

Выдержка из книги «Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160» (Затучный А.М., Ригмант В.Г., Синеокий П.М.).

Для справки

Основу комплекса Ту-160 составляет многорежимный самолет-носитель, обладающий уникальными возможностями, реализуемыми в широком диапазоне скоростей и высот полета. В том числе решение боевых задач не только на дозвуковой скорости на малых высотах, но и на сверхзвуковых режимах полета для повышения гибкости применения комплекса и повышения его боевой устойчивости в ходе ограниченного или глобального ядерного конфликта. Перспективы дальнейшей модернизации комплекса Ту-160 в основном связаны с необходимостью решения ударных задач с применением обычного (неядерного) вооружения, в том числе высокоточного, путем модернизации систем бортового радио-электронного оборудования и расширения номенклатуры применяемого вооружения.

По результатам сравнительной оценки эффективности существующих авиационных комплексов, самолет Ту-160 превосходит по мощи и боевым возможностям все современные аналоги. Более того, он может служить вполне реализуемым вариантом по созданию на его базе перспективного комплекса Дальней авиации. Так, в 2008 году компания «Туполев» выиграла конкурс на разработку перспективного комплекса Дальней авиации. Одним из вариантов рассматривалось создание самолета на базе Ту-160.

Сегодня самолеты Дальней авиации способны выполнять практически любые задачи в самых отдаленных точках земного шара. Ту-160, как отметил на одном из селекторных совещаний министр обороны РФ Сергей Шойгу - это уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. "В сверхзвуковом классе лучшего самолета никто еще не придумал", - сказал Сергей Шойгу.

В настоящее время проводится модернизация авиационного комплекса и создание нового Ту-160М – принципиально нового самолета, имеющего схожую с существующей модификацией «Белого лебедя» конструкцию планера и новые системы бортовой электроники бомбардировщика.
Tags: Книга, Ту-160, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments