uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Женщины в авиации: представительницы прекрасного пола создают и испытывают самолеты



Уже второй год подряд в номере «Горизонтов», выходящим в свет весной, мы рассказываем о сотрудницах корпорации. Они живут в разных городах, работают в различных подразделениях, занимают разные должности. Но все они – прекрасные профессионалы, вызывающие уважение и восхищение своих коллег-мужчин.

Леди Босс

На известную фразу из песни «Первым делом самолеты, ну а девушки потом» заместитель Главного конструктора по аэродинамике, динамике полета и системе управления-заместитель начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова отвечает, что одно другого не исключает. Она одинаково успешно работает и с самолетами, и с мужчинами.

Работа Ольги Валентиновны, порой, преподносит необычные командировки. Одна из последних – поездка в Антарктиду, где проводились летные эксплуатационные испытания самолета Ил-76ТД-90ВД. Здесь проводились летные испытания Ил-76ТД-90ВД по определению взлетно-посадочных характеристик на ледовых аэродромах для допуска воздушного судна к эксплуатации в условиях Антарктиды, также тестировалась работоспособность двигателя.

«Я оказалась словно в другом мире. Здесь погода проверяет людей на прочность. Работать пришлось в сложных условиях, когда лицо обжигает ветер, а снять специальные очки нельзя, так как рискуешь ослепнуть», – рассказывает Ольга Валентиновна. Несмотря на сложности, работа была выполнения качественно и в срок. Так география маршрутов самолетов Ил-76ТД-90ВД пополнилась еще одним – в Антарктиду.

Ольга Круглягова в авиации с 1987 года. Подразделение, где она работает, занимается сопровождением самолетов от начала проектирования до окончания их эксплуатации. Ее деятельность связана с командировками. Чаще всего она – руководитель делегации, которая, как правило, состоит исключительно из мужчин. Так в одной из поездок в Индию за Ольгой Валентиновной прикрепилось прозвище «Леди Босс». Прозвали ее так военнослужащие индийских ВВС за требовательность и принципиальность.

Коллеги на предприятии признаются, что, несмотря на твердость характера, Ольга Валентиновна умеет слышать другого человека, принять чужую точку зрения, работать в коллективе. Она дает свободу инициативе, но при этом должен быть получен нужный результат.

Строгость и требовательность «Леди Босс» объясняется ее спортивным прошлым. Ольга Круглякова – чемпионка Советского Союза по фигурному катанию среди юниоров. Не зря ее девиз: «Если что-то делаешь, делай это лучше других!».
Отец Ольги Кругляковой проработал на фирме «Ил» порядка пятидесяти лет. «К нам в гости часто приходили люди, которые так или иначе были связаны с самолетами. Они вызывали у меня огромное восхищение и уважение», – вспоминает Ольга Валентиновна.

Когда пришло время определяться с выбором профессии, отец предложил дочери поступить в Московский авиационный институт. Она согласилась, и после окончания института пришла на «Ил».
Возможности для роста

В Инженерный центр им. А. С. Яковлева – основное конструкторское подразделение корпорации «Иркут» – Галина Гвоздева пришла в 2009 году. Отличница МГТУ им. Н. Э. Баумана, имеющая опыт конструкторской работы в студенческие годы, быстро освоила сложную профессию инженера-прочниста.

Коллеги говорят: «Современные методы расчетов конструкций даются ей с поразительной легкостью». Сегодня ведущий инженер отделения прочности Галина Гвоздева участвует в проектировании самолета Як-152 и работает по программе МС-21.

Круг ее интересов и профессиональных контактов далеко выходит за пределы служебных обязанностей. Галина прошла две полугодовые научно-исследовательские стажировки в научных центрах Германии и Франция. Готовит к защите кандидатскую диссертацию по результатам научной работы в российско-французской лаборатории аддитивных технологий по теме «Селективное лазерное сплавление». Выступает на конференциях в России и за рубежом, публикует труды в авторитетных научных изданиях.

«Создавать конкурентоспособные на мировом рынке самолеты могут только конкурентоспособные в глобальном масштабе конструкторы», – так считают в корпорации «Иркут». Именно поэтому молодые таланты получают здесь все возможности для профессионального, научного и карьерного роста.

Светлый проект

В последние два года на ульяновском авиастроительном заводе «Авиастар-СП» параллельно с запуском нового производства по выпуску панелей фюзеляжа для самолетов Ил-476 и МС-21 проходил проект по оснащению цехов инновационными системами электрического освещения.

Один из ключевых участников проекта – выпускница Ульяновского государственного технического университета Екатерина Ларионова.

Два года назад специально проведенное исследование показало, что не на всех производственных участках нормы освещенности соответствуют нормам.

Большой проект выполнялся разными службами предприятия – энергетиками, производственниками в цехах. В ходе проекта Екатерине приходилось общаться с потенциальными партнерами и участвовать в выборе подрядчика.

До того, как заняться проектом освещения у Екатерины были самые общие представления об энергетике. «Я, конечно, знала о галогенных лампах, но при начале проекта пришлось изучить все предмете - от до – ведь приходилось выбирать предложения восьми поставщиков, среди которых были лучшие в мире компании», – говорит Ларионова.

Здесь и пригодились полученные недавно знания о свете. Ежедневно с главными энергетиками поднимаемся под потолок производственных цехов на мосты, где производим плановый осмотр осветительных установок (оценка их внешнего вида, технического состояния для дальнейшей безопасной эксплуатации) в рамках инвестиционных проектов.

«Приходилось залазить на потолок цеха по лестнице, ходить по мосткам. Задание – "не для девочек", было страшно, но потом ничего – привыкла», – говорит Ларионова.

В цехах установили инновационные системы освещения. Норма освещенности в цехах увеличена с 400 до 500 люкс. Благодаря выбору современных металлогалогенными лампами существенно, до трех раз удалось повысить степень защиты осветительных установок в цехах.

В результате произошло резкое сокращение энергопотребления в 2 раза (с 571 до 278 тыс. кВт/час.), затраты на энергопотребление в год сократились в два раза, затраты на замену ламп в год сократились в три раза, а ожидаемая экономия в год составила почти полтора миллиона рублей.

Математика и поэзия

Без малого 40 лет трудится на ТАНТК им. Г. М. Бериева Ирина Ледовских. Окончив с отличием механико-математический факультет Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, попала по распределению в Таганрог на авиационное предприятие в отдел прочности, в группу расчета крыла и силовой установки. Это определило весь дальнейший карьерный путь: «Прочность – это высокая мера ответственности, поиск решений нетривиальных задач, прочнист – это диагноз».

Сейчас она начальник отдела расчетов по МКЭ (расчеты на прочность с применением метода конечных элементов), главный специалист. Помимо этого Ирина Викторовна еще и педагог: преподает высшую математику на вечернем факультете филиала Московского авиационного института в Таганроге, проводит обучающие курсы для сотрудников подразделений ОКБ по расчетам на прочность с применением МКЭ. Несмотря на огромный профессиональный опыт, преподаватель Ледовских не перестает учиться: «Своим студентам говорю, что "образование" – не имя существительное, а глагол несовершенного вида, то есть образовываться надо постоянно».

Учитывая такой успех в совсем не женской профессии, удивительным кажется то, что связать свою жизнь именно с авиационной отраслью Ледовских никогда не думала. И литературу с математикой любит одинаково, поэтому коллектив отдела прочности славится не только уникальными разработками, но и искрометными капустниками с песнями и стихами.

«Сквозь огонь и кинжалов лезвия
С математикой шла поэзия.
Да они друг без друга топчутся,
неспособные врозь на творчество»,
– улыбается Ирина Викторовна.

В 2014 году Ирина Ледовских получила звание «Лучший инженер Дона», а в 2015-м – медаль «За доблестный труд на благо Донского края».

«ОчУмелые ручки» Светланы

Для Светланы Пятковой дорога в авиацию была предопределена с детства. Она, что называется, впитала любовь к «железным птицам» с молоком матери. Девочка родилась в многодетной семье, где воспитывалось пятеро детей. Родители познакомились, будучи студентами Казанского авиационного института, и на протяжении жизни своим личным примером доказывают всем свою преданность одному делу.

Маленькая Света мечтала стать мультипликатором, но взрослея увлекалась конструированием, ей нравилось создавать что-то новое. Постоянно следила за рубрикой «ОчУмелые ручки» в передаче «Пока все дома». После восьмого класса перешла в физико-математический лицей, затем поступила в альма-матер родителей на факультет самолетостроения. К тому моменту отец Светланы уже 40 лет проработал инженером-конструктором 1 категории в ОКБ «Сокол», ныне НПО «ОКБ им. М. П. Симонова», а мама 15 лет проработала в Казанском НИИ авиационной технологии, ныне КНИАТ. Стремление к новым высотам – оказалось чертой семейной. Итог учебы дочери – красный диплом.

Более шести лет девушка проработала в Учебно-производственном центре КАПО им. С. П. Горбунова, занималась обработкой металлов, прежде чем узнала о новом перспективном центре компетенций ОАК – заводе «КАПО-Композит», спецификой которого стало изготовление элементов композитных конструкций для воздушных судов.

Весной 2014 года Светлана пришла на завод и приступила к работе в должности инженера – программиста 1-й категории. «Я знала, как тяжело осваиваться на молодом предприятии, и морально я была готова к усиленной работе. Немаловажную роль сыграла поддержка коллектива и руководителей. Первое время работала много, внедряя на станки с ЧПУ новые программы, что привело к своим результатам», – вспоминает девушка.

Светлана создает программы для пяти-координатных фрезерных станков, занимается их внедрением и отладкой, ведением документации, проверкой правильности изготовленных изделий. В прошлом году она освоила новую профессию «оператор станков с программным управлением (ПУ)» и теперь изготавливает детали, обеспечивая весь технологический процесс от создания программы до получения готовой продукции. Глядя на Свету, неловко задумываешься, а ведь не каждый мужчина может справиться с подобной спецификой работы, а вот она – может.

«Женщина – создание многогранное и духовно сильное. Я считаю, что создавать какие-либо рамки мужской или женской профессии – неправильно. Не зря же старинная поговорка о русских женщинах гласит: и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», – поясняет Пяткова.

Светлана твердо убеждена, что специфика ее работы на новом современном заводе позволила расширить ее профессиональные знания и получить бесценный опыт работы, связанный с изготовлением элементов конструкций из композиционных материалов.

«Для меня каждый день – это время новых знаний, – говорит Светлана. – Настраиваясь на работу, в голове только одна мысль: что нового я сегодня почерпну и что смогу полезного сделать для родной авиации…».
Tags: Горизонты, Женщины, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments