uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Летающие «бензоколонки»: состояние и перспективы развития рынка самолетов-заправщиков в 2016-2025 г



В военных конфликтах последних лет в достижении победы над противником все более возрастающую роль играет боевая авиация. Одной из особенностей современных военных конфликтов отмечается устойчивая тенденция роста доли самолето-вылетов, выполненных на решение задач боевого обеспечения, к боевым вылетам по поражению воздушных и наземных (морских) целей противника.

Например, за период воздушной операции «Объединенный защитник» (Unified Protector) в Ливии ВВС коалиционных сил во главе с США с марта по октябрь 2011 года выполнили более 26 500 самолето-вылетов. Из них боевых было лишь 9 700 (36,6 %). Остальные 16 800 выполнены для боевого обеспечения – разведки, ретрансляции, воздушных перевозок, снабжения, а также дозаправки самолетов в воздухе. Причем, на долю самолетов-заправщиков пришлось 6 700 вылетов – это 40 % от общего числа «небоевых» полетов.

Основными причинами необходимости дозаправки в воздухе являются:
• значительное до 1500-1800 км удаление аэродромов базирования тактической авиации от района боевых действий;
• повышенный расход топлива и существенное сокращения диапазона высот и скоростей полета с боевой нагрузкой на внешних подвесках.

На вооружении ВВС США находятся порядка 415 танкеров KC-135, которые обеспечили более 80 % дозаправок в воздухе самолетов коалиционных сил в операции в Ливии. Ситуация коренным образом не изменилась и в воздушных операциях в Ираке и Сирии. Однако у ВВС стран Запада и Ближнего Востока сохраняется острый дефицит возможностей по дозаправке топливом в воздухе. Он усугубляется необходимостью вывода из эксплуатации KC-135, срок службы которых составляет более 50 лет.

Создание новых танкеров на базе массово выпускаемых гражданских лайнеров типа Airbus 330-200 и Boeing-767, которых поставлено в различные страны по 1000 самолетов, существенно расширяет возможности по обеспечению эксплуатации в регионах мира этих самолетов-заправщиков. Вместе с тем, в настоящее время завершается разработка новой модификации самолета-заправщика Ил-78М-90А на базе Ил-76МД-90А для Минобороны России (о нем подробно было рассказано в журнале «Горизонты» №4 (8), 2015, стр. 36-37). Ил-78М-90А, в отличие от Ил-78М, сохранит возможность использования в качестве военно-транспортного: он будет иметь рампу и десантное оборудование. Возможность использования как в качестве заправщика, так и военно-транспортного самолета, наряду с установкой более экономичного двигателя ПС-90А-76, позволит существенно снизить прямые эксплуатационные расходы и повысить экспортный потенциал.

Airbus

На современном этапе безусловным лидером по экспорту танкеров является компания Airbus: в последние пять лет поставлены 6 заправщиков на базе A310 и 26 на базе А-330.

Самолет A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport) был создан на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера A330-200 как самолет двойного назначения: самолет-заправщик и транспортный. Он может быть оборудован:
• системой штанговой дозаправки ARBS (Aerial Refuelling Boom System) собственной разработки Airbus;
• двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами «шланг-конус» Cobham 905E;
• подфюзеляжным заправочным агрегатом «шланг-конус» Cobham 805E;
• универсальной установкой дозаправки топливом в воздухе UARRSI (Universal Aerial Refueling Receptacle Slipway Installation) от другого самолета-заправщика, располагаемой в носовой части фюзеляжа сверху.

Портфель заказов со сроками поставки в 2016-2025 годах составляет 26 A330 MRTT: Австралия – 2, Великобритания – 2, Сингапур – 6, Франция – 12, Республика Корея – 4.

A330 MRTT объявлен также победителем в тендерах на закупку шести самолетов-заправщиков ВВС Индии в 2012 году и двух ВВС Катара в 2014 году. В Индии в тендере участвовал старый российский Ил-78М. Одной из основных причин победы A330 MRTT отмечалось оснащение его двумя двигателями, что давало лучшие параметры топливной экономичности и эксплуатационных расходов на протяжении всего жизненного цикла по сравнению с Ил-78М, имеющего четыре двигателя. Тендер проводится второй раз: первый в 2009 году также завершился победой A330 MRTT. Но тогда закупка была отложена из-за высокой стоимости контракта. Аналогичная ситуация, видимо, складывается и сейчас: прошло три года после объявления итогов тендера, но контракт не подписан. Ввиду острой потребности в самолетах-заправщиках ВВС Индии активно настаивает на оперативном решении проблемы путем закупки A330 MRTT или проведении нового тендера. При этом ценовые преимущества A330 MRTT на протяжении всего жизненного цикла вызывают сомнения при стоимости одного A330 MRTT на 70 % выше, чем Ил-78М.

A330 MRTT является практически безальтернативным кандидатом для европейской программы совместного приобретения и эксплуатации многоцелевых самолетов-заправщиков (Multinational MRTT Fleet). Контракт на закупку четырех A330 MRTT с опционом на восемь самолетов с ориентировочными сроками поставки в 2019-2020 годах планируется подписать в текущем году.

Boeing

Главным конкурентом A330 MRTT на мировом рынке, несомненно, является KC-46A Pegasus на базе Boeing-767-200, разрабатываемый для ВВС США по программе КС-Х. Самолет оснащен системой штанговой дозаправки, двумя подкрыльевыми и одним подфюзеляжным заправочными агрегатами «шланг-конус», а также установкой дозаправки топливом в воздухе от других самолетов-заправщиков.

Тендер КС-Х был открыт в 2007 году. В тендере приняли участие компания Boeing с КС-767, получившего обозначение КС-46, и консорциум Airbus и американской Northrop Grumman с A330 MRTT (КС-45). В феврале 2008 года победителем был объявлен A330 MRTT и подписан контракт. Boeing подал протест в Главное контрольно-финансовое управление США: программа закупки A330 MRTT была дороже на $330 млн, чем КС-46. Протест Boeing был удовлетворен, контракт расторгнут. По итогам следующем тендера в 2011 году Boeing одержал «закономерную» победу, в том числе благодаря плану по стимулированию национальной экономики «Покупай американское» (Buy American). В новом тендере Northrop Grumman не принимал участие, поскольку требования к новому танкеру были изменены явно в пользу КС-46.

Программа разработки и закупки до 2027 года 179 KC-46А стоимостью $35 млрд является одной из трех приоритетных программ ВВС США (наряду с истребителем пятого поколения F-35 и стратегическим бомбардировщиком LRS-В). Общий объем поставок до 2050 года с учетом последующих тендеров KC-Y и KC-Z оценивается в 400 KC-46A стоимостью до $100 млрд. Производственные возможности Boeing – до 2 KC-46A в месяц.

Преимуществом КС-46А является наличие бронированной кабины, систем защиты от воздействия ядерного, биологического и химического воздействия, а также систем активной защиты от поражения управляемыми ракетами «воздух-воздух».

Важным событием в развитии программы КС-46А стала его победа над A330 MRTT в тендере в Японии в декабре 2015 года, которая остановила победное шествие Airbus с 2004 года в международных тендерах на закупку самолетов-заправщиков.

Альтернативы новым

Израильская компания Bedek Aviation Group (подразделение Israel Aerospace Industries) выполняет работы по конвертации бывших в эксплуатации гражданских лайнеров B767-300 в заправщики по программе Multi-Mission Tanker Transport (MMTT). Самолет, созданный на базе одной и той же платформы с KC-46A, имеет аналогичные характеристики по объему и скорости передачи топлива, составу топливного оборудования собственной разработки, однако, не оснащен системами целевого назначения, а также защитой, которыми оборудован KC-46A. Стоимость B767-300 MMTT по данным компании Bedek составляет порядка 25% от стоимости новых A330 MRTT или KC-46A. Программа может быть достаточно востребована среди зарубежных ВВС, ограниченных в финансовых ресурсах. Первый B767-300 MMTT поставлен ВВС Колумбии в ноябре 2010 года. Заключен контракт на конвертацию двух машин для ВВС Бразилии. В числе потенциальных покупателей – ВВС Чили, Перу и ЮАР.

На рынке предоставления услуг по дозаправке топливом в воздухе работают две частные компании – американская Omega Air Refueling и британская Global Air Tanker. Стоимость услуг Omega по дозаправке дешевле в пять раз по сравнению с затратами ВВС США. Обе компании стремятся расширить деятельность по оказанию услуг по дозаправке, по перевозке грузов и пассажиров и для других стран.
Кроме того, Boeing предлагает иностранным заказчикам выведенные из эксплуатации ВВС США старые KC-135. Однако со старением парка KC-135 данное предложение становится все менее привлекательным. По крайней мере, за последние три года заявок от иностранных ВВС на поставку KC-135 бывших в эксплуатации не поступало.

Рыночный прогноз

По оценке ОАК, общий объем экспорта новых стратегических самолетов-заправщиков в период 2016-2025 гг. представляется возможным оценить чуть более 100 единиц. Лидирующее положение на рынке сохранит A330 MRTT – 52 самолета, вторую позицию займет KC-46A – 32 танкера.

С учетом того, что решение на закупку вооружений не всегда основывается только на экономической целесообразности, но исходит и из военно-политических отношений, объем поставок на экспорт Ил-78М-90А в последующее десятилетие может составить до 16 единиц.

Определенную нишу на рынке стратегических самолетов-заправщиков может занять к 2025 году Ил-96-400Т, разрабатываемый на базе широкофюзеляжного гражданского лайнера, а в дальнейшей перспективе – и заправщик на основе платформы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, разработка которого в России только стартовала.

Анализ состояния и перспектив развития рынка самолетов оперативно-тактического уровня двойного назначения типа A400M, KC-130J и KC-390 способных выполнить дозаправку в воздухе, требует отдельного рассмотрения.

Основные характеристики новых стратегических самолетов-заправщиков

Tags: Горизонты, прогноз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment