uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

РСК «МиГ» и казанские специалисты разработали первый динамический тренажер для дозаправки в воздухе



Специалисты РСК «МиГ» и казанской компании «Эйдос» — резидента инновационного фонда «Сколково» — начали комплексную отработку процедурного тренажера стереодозаправки в воздухе на динамической платформе для истребителя МиГ‑29.

Динамическая платформа для тренажера дозаправки в воздухе, благодаря команде компании «Эйдос», осуществляется на отечественной элементной базе, что является истинно национальной идеей в современной постановке Правительства Российской Федерации.

Производство динамических тренажеров самолетов — достаточно редкая для России дисциплина. Больше всего такого рода агрегаты востребованы эксплуатантами гражданских самолетов. И самые современные тренажеры для отечественных машин — SSJ100, семейство Ту‑204/214 и МС‑21 — сделаны на иностранной платформе. Агрегаты отлично имитируют турбулентность и позволяют отрабатывать наиболее ответственные элементы полета. Использование одного из таких аппаратов демонстрируется в недавно вышедшем отечественном блокбастере «Экипаж».

Но для подготовки летчиков истребительной авиации динамические тренажеры используются редко, что обусловлено высокими маневренными характеристиками самолетов. С одной стороны, одна из основных целей процедурного тренажера — помочь летчику в освоении многочисленных элементов управления самолетом на базе информационно управляющего поля кабины самолета. На современном многофункциональном истребителе, каковым является МиГ‑29 поколения 4+, количество пультов управления и управляющих символов, индицируемых на многофункциональных индикаторах, превышает 500 элементов, что по большому счету превышает возможности человека. Такое положение дел требует серьезного подхода к организации процесса, так как необходимо научить летчика не только управлять самолетом, но и решать тактические и боевые задачи без ущерба безопасности самолетовождения.

Из-за того, что авиационные системы подвижности не позволяют воспроизвести реальные перегрузки, которые испытывает боевой самолет (у пилотов гражданских лайнеров перегрузки ниже, режимы пилотирования гораздо легче), а значит, и передать истинные ощущения во время полета, в истребительной авиации динамические тренажеры используются крайне редко, однако режим дозаправки в воздухе — это, пожалуй, как раз тот случай, когда от летчика требуется филигранное пилотирование за лидером (самолетом-дозаправщиком), а полет проходит без больших перегрузок в условиях воздействия вихревых потоков, и именно это дает возможность применить динамическую платформу для создания реалистичности полета.

Впервые за несколько десятков лет в России предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки. По словам Андрея Пономаренко, руководителя отделения технических средств обучения и полунатурной отработки РСК «МиГ», тренажер должен обеспечить обучение летчиков одному из наиболее сложных режимов полета — дозаправке в воздухе. Этот режим требует от летчика высокого психофизиологического напряжения и мастерства пилотирования.

«Ошибка при дозаправке может стоить потери двух самолетов, поэтому процедуру дозаправки надо постоянно и тщательно отрабатывать. И именно поэтому так много усилий и времени мы уделяем разработке процедурного тренажера, обеспечивающего тренировку данного режима», — поясняет Андрей Пономаренко.

Три года назад в сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом, Московским авиационным институтом и компанией «Константа Дизайн» инженеры ОКБ им. А. И. Микояна создали статический тренажер со «стереодозаправкой». Изделие прошло эргономические испытания и в настоящий момент защищено патентом. Программное обеспечение системы моделирования внешней обстановки, включая изображение самолета-дозаправщика с системой обеспечения собственно самой дозаправки, позволило летчику в стереоформате ощутить реальное пространство, в котором он работает. «Однако эта реальность будет ощущаться как абсолютная, если удастся добавить передачу ощущения полета. Система подвижности в сочетании со стереовизуализацией призвана реализовать полную иллюзию полета в режиме “дозаправка в воздухе”», — говорит Пономаренко.

Сегодня в ОКБ уже монтируются два промышленных образца нового тренажера для дозаправки. На движущуюся платформу ставят «кабину» промышленно выпускаемого действующего процедурного тренажера, «нашпигованного» современной авионикой и технологиями, максимально повторяющую информационно-управляющее поле кабины самолета.



Платформа подвижности для процедурного тренажера дозапрвки в воздухе — это совместная разработка компании «Эйдос» и корпорации «МиГ». «Так повелось, что производство средств обучения для международных производителей, будь то Boeing или Airbus в гражданской авиации, связана не только с особенностями разработки, но и годами сертификации. Российскому производителю войти в этом сегмент, к сожалению, практически невозможно», — говорит основатель компании «Эйдос» Рамиль Гайнутдинов.

Зато независимая от международных концернов российская военная авиация открыта для работы с отечественными поставщиками. За плечами татарстанских предпринимателей — создание динамического тренажера для автопроизводителя КАМАЗ, сертифицированная методика обучения водителей грузовых и легковых автомобилей, роботизированные комплексы обработки металла, роботы-симуляторы для медицины. Причем значительная часть продуктов экспортируется в страны Евросоюза, БРИКС и Японию.

Именно готовые решения казанских инженеров для смежных отраслей — автомобили, железная дорога, вертолеты — обратили на себя внимание в начале проекта. Благодаря незначительным с точки зрения цены доработкам на основе базы можно развивать унифицированные решения, добиваться сокращения стоимости и сроков работ.

«У меня есть мечта — создать максимально близкий к “боевым” условиям тренажер, который бы позволял имитировать перегрузку, учил бы летчика адаптироваться к условиям полета. Тем более что мы уже научились вращать на разных углах кабины в тонну веса. Хорошо, что в современных условиях мечта осуществима», — говорит Рамиль Гайнудтинов.
Сегодня около двух десятков боевых истребителей МиГ‑29К и их учебной версии МиГ‑29КУБ эксплуатируются на российском Военно-морском флоте, а также в ВМС Индии — на авианосце «Викрамадитья».

Кстати, целое семейство компьютерных классов из состава интерактивной автоматизированной системы обучения эксплуатации самолетов марки МиГ, для обучения пилотов (подготовка настоящего летчика длится около 10 лет, стоимость обучения на Западе превышает $5 млн), разработаны миговцами и успешно поставлены не только отечественным Вооруженным Силам, но и их индийским партнерам. Один из таких комплектов даже работает непосредственно на «Викрамадитье». Поэтому перспективы у отечественного процедурного тренажера «Дозаправка в воздухе» на динамической платформе есть, и немалые.
Tags: Горизонты, дозаправка, инновации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments