uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

МС-тренажер: для нового лайнера создана современная система обучения экипажей



Пока самолет МС-21 только готовится к летным испытаниям, пилоты уже осваивают управление новым лайнером. В учебном центре «Аэрофлота» на тренажере экипажи знакомятся с умной начинкой машины и отрабатывают действия в экстремальных условиях. Стенд позволяет имитировать практически любую нештатную ситуацию: от воздушных ям до отказа систем самолета. В очередной виртуальный рейс вместе с пилотами отправился и наш журнал.

Обучение пилотов начинается с теоретической подготовки. Даже опытный летчик должен сначала изучить особенности нового лайнера. Далее идет процедурный тренажер. Он примерно на 40-50 % соответствует реальной кабине самолета. Здесь пилот привыкает к новой индикации и элементам управления. И только потом его допускают в центр тренажерной подготовки.

Комплексный тренажер – это лишь часть технических средств обучения. Существуют специальные классы, компьютерные программы и даже, например, отдельные двери для тренировки бортпроводников. Но с точки зрения подготовки пилотов полнофункциональные тренажеры – самая важная часть учебного процесса.



«На полнофункциональном тренажере заканчивается тренажерная подготовка, – говорит начальник отделения разработки системы обучения корпорации «Иркут» Владимир Алымов. – Полнофункциональный тренажер – это такой выпускной экзамен, после которого летчик получает свидетельство на право самостоятельной деятельности».

Этот симулятор создала отечественная компания – научно-производственная фирма «Системы комплексных тренажеров» (СКТ). Опыт у нее богатый: инженеры СКТ разработали тренажеры для Ил-96, Ту-204, Ан-124 и других российских самолетов. Но для МС-21 компания сконструировала нечто абсолютно новое. «Это тренажер, который для новых самолетов делается не на базе самолетного оборудования, а на базе имитации процессов функционирования систем самолета», – рассказывает Владимир Алымов. Иными словами, в отличие от других тренажеров, в этом вообще нет реальных самолетных деталей. Но благодаря сложнейшим математическим расчетам электроника полностью имитирует работу систем лайнера. Такой подход позволил серьезно снизить стоимость тренажера.



Для каждого типа самолета – отдельный тренажер. Принципиально они похожи: каждый включает подвижную гидросистему, на которой установлена кабина. Главное отличие, конечно же, внутри: там полностью воссозданы элементы управления самолетом. Так что, пилот, который заходит в тренажер, должен ощущать себя так, как будто бы он в настоящем лайнере.

В 2012 году корпорация «Иркут» и компания «Аэрофлот» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ведется разработка учебных программ для авиационного персонала. «Аэрофлот» также – первая компания, которая получит новейшие лайнеры МС-21. Поэтому подготовка летчиков – задача приоритетная. Один из таких пилотов – старший пилот-инструктор отдела летных стандартов компании «Аэрофлот» Денис Митрофанов. Пока он – командир Sukhoi Superjet 100, но в будущем – возможно и МС-21. «До этого я летал на 737. Сейчас, спустя некоторое время после начала тренировок на МС-21, я зашел на тренажер Boeing-737, и почувствовал себя как в каком-то бомбардировщике, – делится впечатлениями Денис Митрофанов. – Потому что уже места не хватает, обзорности не хватает, информативности не хватает. В МС-21 гораздо удобнее, гораздо комфортнее».

Денис Митрофанов – опытный пилот, который летал на разных машинах. Тренажер МС-21 ему определенно понравился. Тем более реалистичность в нем – потрясающая. Вплоть до того, что не пристегнутый пилот может вылететь из кресла, если инструктор включил режим турбулентности. «На самом деле, когда пилот садится в тренажер, и когда он выполняет тренировку на тренажере, буквально через 5-10 минут занятий он себя ощущает, как в реальном самолете, – делится своими впечатлениями Митрофанов. – Поэтому точно можно сказать: цель этого тренажера достигнута. Он создает полное ощущение полета».

Новые тренажеры, как и сам самолет МС-21, проектируются в соответствии с международными стандартами. Это позволит готовить на них экипажи для полетов и в России, и за рубежом. Такие системы обучения увеличивают конкурентные преимущества МС-21 и, конечно, повышают безопасность полетов.
Tags: Горизонты, МС-21, тренажер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments