uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

После 40-летнего перерыва в России создан самолет для массовой подготовки молодых летчиков



В конце сентября 2016 года с аэродрома Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут») состоялся первый полет учебно-тренировочного самолета Як-152. Машина, разработанная и построенная корпорацией «Иркут», предназначена для первоначальной летной подготовки. Российские заказчики планирует закупить до 2020 года 150 таких самолетов. Як-152 придет на смену старым Як-18 и Як-52.

«Полетное задание выполнено полностью. Машина вела себя нормально», – доложил о результатах первого полета летчик-испытатель 1-го класса ОКБ им. А. С. Яковлева Василий Севастьянов, пилотировавший Як-152. Этот двухместный поршневой самолет очень важен для всей авиации России. Пусть он не сверхзвуковой, сверхманевренный истребитель, и не реактивный учебно-боевой самолет. Однако именно на Як-152 в скором будущем выполнят свои первые полеты курсанты летных учебных заведений, подростки в аэроклубах ДОСААФ.

Оценка испытателя


На фото: Василия Севастьянова после первого полета на Як-152 встречает шеф-пилот ОКБ им. А. С. Яковлева Роман Таскаев.

Требования к этой машине были соответствующими – максимальная надежность и безопасность, простота управления, возможность решать все, в том числе, самые сложные задачи первоначального обучения. Поэтому так была важна оценка Василия Севастьянова – опытного летчика-испытателя, освоившего больше двадцати типов самолетов и участвовавшего в заводских и государственных испытаниях самолета Як-130.

«Як-152 создавали как поршневой учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки, – рассказывал Севастьянов в одном из интервью после первого полета на новой машине. – Освоив азы на Як-152, молодые пилоты, как правило, будут переходить к освоению других типов самолетов».

Василий Севастьянов работает в ОКБ им. А. С. Яковлева уже почти четверть века – с 1993 года. Он участвовал не только в испытаниях новой авиационной техники, но и в обучении летчиков. Потому Севастьянов мог оценить новый Як-152 не только как испытатель, но и как инструктор.
«Як-152 – это современная учебная машина, при создании которой использованы новые технологии, оборудование, – отмечает летчик-испытатель. – Так, бортовое радиоэлектронное оборудование самолета Як-152 обеспечивает выполнение полетов ночью, а также учебного “слепого” полета, для чего предусмотрена шторка, закрывающая кабину курсанта. Это выгодно отличает самолет Як-152 от многих аналогов».

Як-152, по словам его первого пилота, – настоящая «учебная парта». Мировая практика показывает, что молодые летчики делают «первые шаги» в небо на простых в управлении и надежных учебных самолетах. Это касается и подготовки пилотов реактивной авиации. Для этих целей новая яковлевская машина подходит идеально. «Как и все учебные машины, Як-152 достаточно прост и надежен в управлении, – считает Василий Севастьянов. – В целом, в самолет закладывались более высокие возможности, чем у большинства машин первоначального обучения, которые присутствуют на рынке. Уверен, что в ходе испытаний мы сумеем их подтвердить».

Оценка летчика-спортсмена

Самолеты первоначального обучения – одна из основ подготовки пилотов, точнее – ее первая ступень. Недаром российская пилотажная группа, выступающая на предшественниках Як-152 – самолетах Як-52, выбрала для себя название «Первый полет».

Причем, такие самолеты не только обеспечивают обучение молодых летчиков в учебных и пилотажных центрах, подготовку летчиков-спортсменов в ДОСААФ. Самолет первоначального обучения дает возможность провести профессиональный отбор.

«Раньше была система ДОСААФовских клубов, в которые приходили подростки, занимались, получали минимум по 30 часов налета. И тогда они, понимая, что могут быть пилотами, и имея первоначальную летную подготовку, поступали в военные или гражданские училища, – рассказывает журналу “Горизонты” семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина. – Сейчас в подготовке летчиков этот этап пропал. Поэтому, например, ребята поступают в училище, учатся год, со второго курса начинают летать, и тут только выясняется, что этот молодой человек неспособен быть летчиком: может у него особенности работы вестибулярного аппарата, нет нужной реакции для быстро принятия решений».

Як-152 позволяет обучить технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого, сложного и высшего пилотажа, а также технике пилотирования в составе группы самолетов.

«Сегодня, например, при подготовке пилотов для гражданской авиации у них достаточно большой “налет” на тренажерах, но практически отсутствуют визуальные полеты, полеты на отказ двигателя, на другие нештатные ситуации. Такие полеты необходимы, но их, конечно, лучше выполнять на малых самолетах, на которых это проще и в десятки раз дешевле», – считает Капанина.

Спортсменка активно выступает за возрождение в регионах страны сети аэроклубов, восстановление интернатов, летных классов, которые должны финансировать совместно различные государственные органы России. Это даст возможность летать уже подросткам: во времена СССР на самолетах Як-52 разрешалось летать с 16 лет, при том, что автомобильные права получали с 18. Эта система даст возможность готовить смену для авиации, а также в целом повысить «авиационную мобильность» страны. «Выпускники таких аэроклубов, интернатов и классов, пусть и не пойдут дальше в летные училища, однако будут безопасными профессионалами в воздухе, смогут пилотировать собственные или арендованные самолеты», – говорит Светлана Капанина.

Универсальная машина



Новая учебная машина разработана ОКБ им. А. С. Яковлева, входящим в состав корпорации «Иркут». Это конструкторское бюро имеет большой опыт создания учебной авиационной техники. С 1935 года в России и за ее пределами выпущено свыше 22 тыс. учебных поршневых самолетов УТ-2, Як-11, Як-18 различных модификаций, Як-52. Большинство современных летчиков России начинало свой путь в небо на самолетах ОКБ им. А. С. Яковлева.

Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользовались легкие пилотажные самолеты ОКБ: Як-50, Як-55, Як-55М. Эти машины отличались от учебно-тренировочных самолетов способностью выполнять любые фигуры высшего пилотажа. На спортивных машинах яковлевского КБ отечественные летчики завоевали несколько высших наград на чемпионатах мира.

Самолет Як-152 стал логическим продолжением сразу двух линеек самолетов ОКБ им. А. С. Яковлева – учебно-тренировочных и спортивных. От первых самолету Як-152 досталась простота в управлении и обслуживании, от вторых – высокая маневренность и способность летать с высокими эксплуатационными перегрузками.

Рабочая конструкторская документация на самолет Як-152 выпускается в цифровой форме. Для передачи электронных моделей изделий на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) – филиал корпорации «Иркут» – используется корпоративная информационная система, базирующаяся на высокоскоростных защищенных каналах связи.

Первый опытный Як-152 построен на ИАЗ. Здесь же строятся самолеты для летных испытаний, ведется подготовка к серийному производству. На этапе изготовления самолета Як-152 ИАЗ применяет передовые производственные технологии, внедренные в ходе выполнения ключевых программ Корпорации: Су-30СМ, Як-130, МС-21, производство компонентов для самолетов Airbus A320.

Як-152 обладает рядом преимуществ перед другими поршневыми учебно-тренировочными самолетами мира. Максимальная скорость горизонтального полета самолета 420 км/ч. Это на 30-40 % больше, чем у большинства машин первоначального обучения. Длина разбега у «Яка» меньше, чем у большинства самолетов этого класса – всего 235 метров. Максимальная дальность его полета – 1500 км – находится на уровне лучших зарубежных образцов. Примерно в полтора раза больше, чем у самых совершенных аналогов, диапазон максимальных эксплуатационных перегрузок для Як-152 – от +9 до -7.

Такие высокие летно-технические характеристики достигнуты за счет ряда факторов. Это и аэродинамическое совершенство самолета, и развитая система механизации крыла, и применение убирающегося шасси, что практикуется далеко не на всех массовых самолетах первоначального обучения. Як-152 отличается также повышенной тяговооруженностью, достигнутой благодаря установке самого мощного мотора в этом классе самолетов – дизельного двигателя RED A03Т мощностью 500 л. с.

Помимо улучшения летно-технических характеристик особенности конструкции Як-152 позволяют с самых первых полетов формировать у курсантов необходимые навыки, например, в части управления механизацией крыла и шасси.

«Аэродинамика этой машины – великолепная, живучесть хорошая, он имеет катапульту. На ней можно обучать и курсантов летных учебных заведений, и ребятишек, пацанов в ДОСААФ», – рассказывает директор Иркутского авиазавода по бережливому производству Сергей Яманов.

Як-152 сможет обеспечить профессиональный отбор, обучение и подготовку широкого круга пилотов в государственных (например, ДОСААФ) и негосударственных учебных центрах. Благодаря высоким летно-техническим характеристикам самолет Як-152 может использоваться и для подготовки летчиков-спортсменов.

Поскольку разработка и производство спортивно-пилотажных самолетов в России несколько лет назад прекратилась, Як-152 может занять нишу самолетов этого класса на новом техническом уровне и дать импульс развитию одного из направлений развития малой авиации в стране.

Як-152. Личное дело



Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом, двигателем RED A03Т. Амортизационные качества опор шасси с пневматиками низкого давления, небольшие длины разбега при взлете и пробега при посадке позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.

Установленное на самолете оборудование позволяет начинающему пилоту приобретать навыки обращения с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием. Як-152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Переднее место предназначено для ученика, заднее – для инструктора. Самолет может пилотировать один из членов экипажа как из первой, так и из второй кабины. На самолете установлена система катапультирования СКС-94М, которая обеспечивает аварийное покидание самолета членами экипажа.

Як-152 обладает более высокими возможностями, чем большинство машин первоначального обучения, которые присутствуют на рынке. Самолет позволит совершать полеты днем и ночью, выполнять фигуры высшего пилотажа, обучать штопору и выводу из него, пилотировать по приборам.

Tags: Горизонты, Як-152
Subscribe

Posts from This Journal “Як-152” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments