uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

С кульмана на 3D: все КБ корпорации переходят на цифровые технологии



К этому году ОАК завершила перевод всех конструкторских бюро на работу по безбумажным технологиям. Многие конструкторы из ОКБ им. А. Н. Туполева, А. С. Яковлева или П. О. Сухого работают по проекту распределенного конструкторского бюро над оцифровкой ракетоносца Ту-160. На протяжении последних лет все новые самолеты холдинга проектируются по безбумажной технологии.

ОКБ ЭМЗ им. В. М. Мясищева также в полном составе перешло на проектирование с использованием цифровых технологий компьютера. Для этого в течение двух лет на модернизацию предприятия было выделено около 100 млн руб., в ОКБ появилось около 100 новых рабочих мест с современными графическими станциями и программным обеспечением Unigraphics NX, «Компас Конструктор», SolidWork. Более половины из 250 конструкторов – молодые люди в возрасте до 30 лет, некоторые с опытом работы в компании Boeing. По итогам модернизации в мясищевском ОКБ осталось всего несколько кульманов для особых случаев и специальных работ.

По дороге к «Бурану»

Татьяна Танкович пришла на ЭМЗ им. В. М. Мясищева в 1982 году после окончания МВТУ им. Н. Э. Баумана. Это был крайне напряженный период работы предприятия. Конструкторы участвовали в создании советского шаттла «Буран», высотного самолета-разведчика «Геофизика», турбовинтового самолета «Гжель». Периодически в работе инженеров возникали так называемые аккорды, когда костяк специалистов выдергивали на авральную работу в выходные дни.

Весь процесс проектирования шел тогда, разумеется, на кульманах с использованием плазово-шаблонного метода. Качество выпущенной документации было довольно высоким, расхождения при плазовой провязке оказывались минимальными. Переделки случались реже, чем в первые годы работы в цифровых программах. Недостатком было то, что на выпуск чертежей уходило много времени. Но многочисленный коллектив конструкторов компенсировал этот недостаток. Работая над чертежом, конструктор располагал большим временем обдумать задачу и выпустить грамотную документацию.

Возможно, общий уровень инженерной подготовки в то время был выше, чем сегодня. «В то время даже калькулятор был редкостью. Мы неплохо считали в уме», – вспоминает Татьяна Танкович.
Конструкторы за кульманом работали в белых халатах или специальных нарукавниках, благодаря которым одежда не пачкалась от карандашного грифеля.

Даже в начале 2000-х годов отношение к компьютеру у инженеров ОКБ им. М. В. Мясищева было скептическим. Компьютеров было мало. Программа AutoCAD использовала интерфейс на английском языке. Чертежи, выполненные в ней, были плохо видны на маленьком экране монитора.

Компьютерная революция в Жуковском

Некоторое время назад все сотрудники подразделения, в котором работает Татьяна Викторовна, прошли переобучение для работы по безбумажной технологии. В начале пути перехода от кульмана к компьютеру на ЭМЗ им. В. М. Мясищева учили проектировать в отечественной программе «Компас», когда конструктор выпускал 2D-чертежи, а 3D-модели создавались только как базовые теоретические модели.

С тех пор конструкторы освоили много других программ, необходимых для выполнения поставленных задач, и на данный момент по всем работам обязательным является создание 3D-модели для всех деталей.

Компьютеризация резко изменила работу конструкторского бюро. Сегодня предприятие загружено несколькими крупными заказами – по модернизации транспортника Ил-76, разведчиков «Новелла» и других бортов.

«Сильно выросла загрузка. Если раньше мы работали обычно над одной темой, то сегодня в разработке – сразу несколько. Интенсивность и производительность труда возросла. Опыт проектирования на кульмане, несомненно, очень пригодился при работе на компьютере», – говорит Татьяна Танкович.

Значительно изменился состав конструкторов. В ОКБ ЭМЗ им. В. М. Мясищева – самом мощном конструкторском бюро в Жуковском – снова появились молодые инженеры, часть из них – выпускники местных вузов. Многие приехали из разных уголков страны: Самара, Уфа, Иваново, Арзамас, есть выпускники Харьковского авиационного института, приехавшие из Крыма. «То, что к нам стала приходить молодежь, – очень хорошо для работы КБ и всего предприятия», – отмечает Татьяна Танкович.

3D незаменим при проектировании. Молодые конструкторы строят отличные модели, которые затем можно вращать, смотреть устройство будущего самолета. Часть заказов ОКБ связана с продлением летной годности старых самолетов. И здесь для выполнения чертежей «в цифре» используется моделирование (плазов-то уже нет).

Периодически в Жуковском проводят краткосрочные курсы по обучению проектированию в современных программах. Десятки кульманов выбросили, однако на ЭМЗ им. В. М. Мясищева осталось несколько «досок» для высококвалифицированных специалистов, которым удобнее работать за кульманом.

Кстати, ведущий конструктор не большой фанат интернета и социальных сетей. В работе хорошего конструктора важно поддерживать живое общение с людьми, эта практика культивировалась годами.

Сегодня у Татьяны Викторовны из прошлой чертежной жизни осталось несколько карандашей Koh-i-Noor, но она их практически не использует: у карандашей слишком высокая твердость грифеля, которая не позволяет делать заметки.
Tags: Горизонты, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments