uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Самолетостроительная интеграция: корпорация следует в русле мировых тенденций




ОАК приступила к формированию нового корпоративного центра и гражданского дивизиона. Вместе с публичным акционерным обществом «Объединенная авиастроительная корпорация» в него войдут корпорация «Иркут» и компания «Гражданские самолеты Сухого». Эти преобразования нацелены на обеспечение реализации стратегической задачи корпорации – повышение доли гражданской продукции в портфеле до 45 % к 2035 году.

1 сентября 2017 года состоялись заседания советов директоров публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Ряд решений, принятых органами управления обществ, входящих в группу ОАК, дает старт трансформации этих фирм в корпоративный центр обновленной единой компании с приданием ему функций гражданского дивизиона на базе корпорации «Иркут». В свою очередь, на базе ГСС будет формироваться центр маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания гражданских самолетов, выпускаемых группой ОАК. Это решение стало очередным важным шагом в рамках реализации программы корпоративного преобразования ОАК, формирования единой компании и перехода на единую акцию в соответствии с решением, принятым советом директоров ОАК в декабре 2016 года.

Гражданский дивизион

Начавшиеся преобразования нацелены на обеспечение реализации стратегической задачи корпорации – повышение доли гражданской продукции в портфеле до 45 % к 2035 году, увеличение выпуска новых гражданских самолетов до уровня 100–120 машин в год, а также повышение экономической эффективности деятельности группы ОАК, снижение издержек за счет централизации поддерживающих процессов, сокращение уровней управления.

Стартовавшая трансформация позволит сконцентрировать ресурсы разработки, производства, продвижения и продаж российской авиационной техники, обеспечить преемственность и упростить реализацию функции сертификации и лицензирования производства самолетов.

Формирование «ядра преобразований» – нового корпоративного центра группы ОАК – позволит повысить эффективность и ускорить процессы трансформации корпорации, в частности формирование дивизионов транспортной, военной и стратегической авиации.

Целевая модель предусматривает переход компании от управляющего холдинга с большим количеством разнообразных по размеру, задачам, специализации и системе управления дочерних обществ к единой компании с переходом на единую акцию. Ресурс корпоративного центра ОАК, эффективность «Иркута» и опыт глобальных продаж гражданской техники ГСС дадут необходимый синергетический эффект.

По предварительным оценкам сокращение затрат на закупку комплектующих изделий, оптимизация кредитного и инвестиционного портфелей, а также ряд других факторов дадут существенный эффект и значительно повысят рентабельность продаж авиационной техники.

Преобразования, нацеленные на переход в более конкурентоспособную рыночную позицию, – широко распространенная практика в мировой авиастроительной отрасли. Подобные этапы в своем развитии с успехом прошли такие глобальные игроки, как Boeing и Airbus. Достигнутые результаты в совершенствовании систем корпоративного управления, помимо прочего, формируют дополнительные конкурентные преимущества этих компаний.

«Мы подошли к ситуации, когда любой проект требует вовлечения всех “частей организма”, а старая структура становится все менее адекватной новым вызовам, – подчеркнул президент ОАК Юрий Слюсарь. – Мы не конкурируем внутри страны между собой, как в былые времена, мы соревнуемся на глобальном поле, с глобальными партнерами. Без единства нет конкурентоспособности. Единая корпорация должна стать той “машиной”, которая эту конкурентоспособность будет обеспечивать. В этой логике мы приводим корпоративный ландшафт ОАК к целевой модели».

Истории мировой авиаинтеграции


Средний военно-транспортный самолет C-130, созданной Lockheed Corporation в середине 1950-х годов, остался и после слияния с Martin Marietta одним из основных продуктов объединенной корпорации.

Мир авиастроения знает немало примеров создания крупных авиастроительных объединений. Однако принято их все делить на две схемы. Одна была неоднократно применена в США. Там путем поглощения или слияния образовывались крупные оборонно-промышленные холдинги.

Так, в 1967 году состоялось объединение американских авиастроительных компаний McDonnell Company и Douglas Aircraft Company, в результате чего появилась фирма McDonnell Douglas. На тот момент Douglas Aircraft (основана в 1920 году Дональдом Дугласом) оказалась убыточной, не выдержав конкуренции со стороны компании Boeing. Компания специализировалась на производстве коммерческих авиалайнеров. Наиболее известными из них были DC-3 и DC-7. Первый появился на воздушных трассах в 1935 году и впервые сделал пассажирские авиаперевозки рентабельными. Второй начал летать в 1953 году, став одним из первых самолетов, способных совершать беспосадочные перелеты с восточного побережья США до западного. В свою очередь, McDonnell (основана в 1939 году Джеймсом МакДоннелом) стала одним из ведущих поставщиков боевых самолетов для ВВС США. Компания разработала один из первых американских реактивных истребителей F2H Banshee (первый полет в 1947 году), а также легендарный F-4 Phantom II (первый полет в 1958 году).

После своего образования McDonnell Douglas продолжила снабжать боевыми самолетами армии всего мира. В области боевой авиации компания разработала и начала серийный выпуск истребителя F-15 Eagle, ставшего основным боевым самолетом ВВС США. В области коммерческой авиации McDonnell Douglas подняла в 1970 году средне-дальнемагистральный самолет DC-10. Кроме того, в 1984 году McDonnell Douglas приобрела компанию Hughes Helicopters, став производителем основного американского ударного вертолета AH-64 Apache. Однако с окончанием холодной войны и сокращением объемов военных заказов продажи McDonnell Douglas резко пошли вниз. Только с 1990 по 1994 год обороты компании упали на 25 %. После ряда неудач на рынках коммерческих и военных самолетов в конце 1996 года McDonnell Douglas и компания Boeing объявили о предстоящем слиянии, которое было одобрено федеральными властями США в 1997 году. Однако на сей раз объединенная компания сохранила за собой лишь один бренд, назвавшись Boeing – по имени наиболее успешного участника альянса. Некоторое время продолжался выпуск самолетов McDonnell Douglas: например, среднемагистральная модель MD-90 собиралась до 2001 года, хотя темпы ее производства после слияния двух компаний резко упали. Однако в дальнейшем конструкторские и производственные силы McDonnell Douglas принимали участие уже в новых программах Boeing. На сегодня рыночная капитализация Boeing превышает $80 млрд.

Слияние Boeing и McDonnell Douglas стало уже третьим за три года крупным слиянием в оборонно-промышленном комплексе США. В 1994 году было оформлено объединение Northrop Corporation и Grumman Corporation в единую Northrop Grumman Corporation (наиболее известный проект в области авиастроения – стратегический бомбардировщик B-2 Spirit).

Год спустя, в 1995-м, возникла корпорация Lockheed Martin. Одной ее частью стала Lockheed Corporation (основана в 1912-м братьями Аллaном и Малкомом Логхедами), известная своим самолетом-разведчиком U-2, военно-транспортными самолетами C-130 Hercules и C-5 Galaxy, сверхзвуковым перехватчиком F-104 Starfighter, первым «стелс»-истребителем F-117 Nighthawk. Второй составной частью Lockheed Martin была компания Martin Marietta, которая также была следствием интеграции в 1961 году фирм Martin Company (основана в 1912 году Гленом Мартином, наиболее известный авиационный продукт – бомбардировщики B-26 Marauders и B-29 Superfortresses) и American-Marietta Corporation. На сегодня 95 % доходов Lockheed Martin получает от заказов Министерства обороны США, других государственных агентств и департаментов, а также от зарубежных заказчиков.
Дальнейшего объединения этих трех американских оборонно-промышленных гигантов пока не предвидится: каждая компания специализируется в своих областях, лишь изредка конкурируя друг с другом. В случае необходимости они образуют альянсы для реализации совместных проектов или перепродают друг другу какие-то направления своего бизнеса.

Европейский путь

Европейский Союз пошел по несколько иному пути, создав наднациональное объединение, по сути, всей своей авиационной, космической и оборонной промышленности – European Aeronautic Defence and Space Company (EADS). Регистрация в июле 2000 года этой корпорации стала результатом инициативы правительств Франции, Германии, Испании и крупнейших компаний этих стран. EADS была результатом слияния французской компании Aerospatiale-Matra, немецкой DaimlerChrysler Aerospace AG и испанской Construcciones Aeronauticas SA. Каждая из этих компаний также шла долгим путем слияний и поглощений. Так, в 1964 году Focke-Wulf, Focke-Achgelis и Weserflug объединились в компанию Vereinigte Flugtechnische Werke. Она, в свою очередь, в 1969 году объединилась с Messerschmitt, Bölkow и Hamburger Flugzeugbau, создав Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). В 1989 году произошла интеграция MBB и Daimler-Benz. Результатом этого слияния стала компания Daimler-Benz Aerospace. В том же году Daimler-Benz Aerospace объединилась с MTU Aero Engines, Dornier и двумя подразделениями компании AEG, образовав DaimlerChrysler Aerospace.

Процесс интеграции во Франции начался еще раньше. В 1936–1937 годах на базе нескольких компаний были образованы национальные общества авиастроения юго-востока (Société nationale des constructions aéronautiques du sud-est) и юго-запада (Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest). В 1957 году они объединились в компанию Sud Aviation. В 1970 году прошла интеграция компаний Sud Aviation, Nord Aviation и SEREB. Объединение получило название SNI Aérospatiale. Наконец, в 1999 году Aérospatiale слилась с Matra в Aérospatiale-Matra.

Основными дивизионами EADS стали компании Airbus (производство коммерческих самолетов), Military Transport Aircraft Division (военно-транспортная авиация), Eurocopter (вертолеты), EADS Astrium (ракетно-космические проекты) и EADS Defence & Security (военные проекты и системы безопасности).
EADS также получила доли в других крупных аэрокосмических компаниях Европы: 45,76 % в Dassault Aviation (производитель французских истребителей Rafale и Mirage 2000), 46 % в Eurofighter GmbH (производитель истребителя Typhoon), 50 % в ATR (производитель региональных самолетов ATR-42 и ATR-72), 30 % в Arianespace (предоставление пусковых услуг по запуску космических аппаратов).

Однако по итогам десяти лет своей деятельности EADS недавно приступила к реформированию своей структуры. В декабре 2008 года руководство корпорации объявило о слиянии двух своих дивизионов –Airbus и Military Transport Aircraft Division. В рамках дивизиона Airbus военно-транспортной тематикой будет заниматься подразделение Airbus Military. В настоящее время руководство EADS также рассматривает возможность повышения эффективности своей работы путем объединения ракетно-космического и оборонного дивизионов.

Наконец, 31 июля 2013 года EADS объявила о своем переименовании в Airbus group и реструктуризации. В результате на сегодня компания включает три подразделения, специализирующихся на коммерческом самолетостроении (Airbus Commercial), военной авиации и космическом производстве (Airbus Defence & Space) и вертолетостроении (Airbus Helicopters).
Tags: Горизонты, ОАК
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments