uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Цифровой терапевт: надежная диагностика для магистрального самолета будущего



28 мая 2017 года состоялся первый полет нового российского пассажирского среднемагистрального самолета МС-21.

Однако еще до старта испытаний началось создание системы автоматизированной диагностики его электронных компонентов. Эту работу по заказу корпорации «Иркут» выполняет компания «ОАК – Центр комплексирования».

При обнаружении дефекта на борту гражданского самолета средний процент неподтвержденных отказов может достигать от 40 до 70 % и даже более. Впервые в практике современной отечественной гражданской авиации компания «ОАК – Центр комплексирования» (ОАК – ЦКОАК – ЦК) создала стенд для тестирования неполадок прямо в аэропорту. Особенность этого оборудования заключается в том, что оно может работать как с отечественными, так и с импортными блоками.

САДЭК для МС

ОАК – ЦК – компания-интегратор. Ее основной деятельностью стала разработка, интеграция и отладка комплексов бортового оборудования для самолетов гражданской и транспортной авиации. Компания была создана в апреле 2012 года по решению ОАК с целью консолидации ресурсов отрасли и во исполнение стратегии корпорации в части создания ключевых центров компетенций.

В настоящее время ОАК – ЦК является единственным интегратором перспективных гражданских самолетов ОАК, таких как МС-21, модификаций SSJ-100, а также проектов, только прорабатываемых в рамках расширения производственной линейки. Перспективой развития компании является полномасштабная поддержка всех проектов ОАК в части бортового оборудования на всех этапах жизненного цикла, включая разработку, интеграцию, отладку, поставку и послепродажное обслуживание.

Не дожидаясь первого полета МС-21, ОАК – ЦК начала работы по созданию системы автоматизированной диагностики электронных компонентов для этих самолетов, сокращенно – САДЭК-21. Задача этой системы – провести оперативную диагностику всех комплектующих изделий бортового радиоэлектронного оборудования, снятого с лайнера с подозрением на отказ.

«С помощью САДЭК-21 планируется проводить автоматизированный контроль и диагностику около ста блоков как отечественного, так и зарубежного производства, – рассказывает заместитель директора инженерного центра Руслан Магомедов. – Использование системы позволит исключить отправку в ремонт необоснованно снятого оборудования».
Бестоковая пауза, продлившаяся чуть дольше, перепад давления, неправильные действия технического персонала, неточности в эксплуатационной документации – все эти причины могут привести к появлению сигнала о выходе блока из строя. Такие ложные сигналы обычно приводят к необоснованному снятию с борта вполне исправного оборудования.

Особенно актуальна эта проблема на ранних этапах жизненного цикла лайнера, когда новый самолет только вводят в эксплуатацию.

Результатом подобных ложных сигналов становятся большие операционные издержки авиакомпаний. А ведь на современном самолете зачастую есть оборудование и зарубежного производства. Логистика и таможенное оформление, связанные с заменой таких «иностранцев» у их производителя, могут достигать 30 дней и более. Этому сопутствуют и огромные материальные потери. Например, затраты на приобретение запасных частей, которые необходимо держать на складе, для ремонта, который может и не требуется, исчисляются десятками тысяч рублей на один блок.

С применением САДЭК-21 у авиакомпаний появится возможность быстрой и, главное, точной диагностики радиоэлектронного оборудования лайнеров МС-21. «Блоки для проверки могут быть из состава и интегрированной вычислительной системы, и пилотажно-навигационного комплекса, и общесамолетного оборудования, и систем связи, электроснабжения, а также из других основных систем самолета», – отмечает технический руководитель работ по созданию САДЭК-21 Дмитрий Марченко.

Производители элементов бортового оборудования обычно предлагают специальную контрольно-проверочную аппаратуру или даже целые наземные автоматизированные системы контроля для диагностики изделий собственного производства. САДЭК-21 стал масштабным унифицированным решением для диагностики большей части бортового оборудования самолета МС-21, заменяющим собой их все.

Секунды на «диагноз»

Оборудование для САДЭК-21 ОАК – ЦК создавала в сотрудничестве с таганрогской компанией «БЕТА ИР» – ключевым партнером проекта. «БЕТА ИР» ненамного старше своего партнера – ОАК – ЦК. Она была основана в 1991 году. Однако сегодня фирма широко известна как производитель тестирующего оборудования и авиационной электроники. Основу ее нынешнего производства составляет наземная автоматизированная система контроля и диагностики, способная тестировать бортовую электронику как отечественных, так и иностранных летательных аппаратов. Помимо этого, «БЕТА ИР» производит широкий спектр авиационного оборудования, включая системы контроля электроснабжения, блоки управления системой кондиционирования, датчики вибрации и ускорения. Компания оказывает инжиниринговые услуги по разработке программного обеспечения и аппаратной части.

«Мы и раньше выпускали подобные стойки – для амфибии Бе-200, вертолетов, самолетов марок “Ту” и “Ил”, – говорит генеральный директор “БЕТА ИР” Роман Журенко. – Но проект создания САДЭК-21 является наиболее масштабным и комплексным за счет расширенного перечня объектов контроля из состава всех основных систем самолета».

При этом, по словам Журенко, за счет модульной структуры САДЭК-21 будет обеспечена возможность для эксплуатантов приобретения системы в оптимальной конфигурации под любой состав объектов контроля с учетом их стоимости и показателей надежности, а также наращивания функций САДЭК-21 в случае возникновения потребности расширить перечень диагностируемого оборудования.

Руслан Магомедов демонстрирует прибор, созданный в сотрудничестве с «БЕТА ИР». Он открывает устройство, внешне напоминающее алюминиевый кофр. Через специальные адаптеры «чемоданчик» подключается к универсальному автоматизированному комплексу измерительной аппаратуры (УАКИА). Далее запускается нужная тестирующая последовательность, немного терпения – и «диагноз» поставлен.

Для диагностики некоторого оборудования необходимо имитировать специальные условия. Например, калибратор параметров воздушной среды сможет создать в блоке специальный уровень давления – имитирующий работу на определенной высоте, например 3 или 5 тыс. м.

Принципы создания комплекса универсальны. После непринципиальных доработок САДЭК-21 можно адаптировать к диагностике, например, оборудования самолета Sukhoi Superjet 100 или других проектов ОАК. Необходимо только определить состав объектов контроля и разработать для них тестовые последовательности и адаптеры интерфейсов.

Модульность и универсальность

Создание САДЭК-21, уверены специалисты ОАК – ЦК, – очень важный шаг в сервисном обслуживании гражданской авиационной техники. Причина все та же: обычно производители определенных марок оборудования предлагают свое контролирующее оборудование. Поэтому в процессе создания комплекса САДЭК-21 специалистам ОАК – ЦК и «БЕТА ИР» приходилось находить общий язык и искать решение со многими различными поставщиками оборудования, в том числе иностранными.

«Мы по-прежнему используем иностранное оборудование, а каждый крупный производитель предпочитает производить подобные “чеки” самостоятельно. В каждом конкретном случае приходится договариваться», – пожимает плечами Руслан Магомедов.

Кстати, и в устройстве самих блоков в последние годы произошли изменения. Все больше и больше электронных составляющих выпускаются на основе так называемой модульной архитектуры, когда та или иная система, например плата питания, универсальна и может быть быстро заменена на новую прямо на месте.

Такая организационно-техническая концепция разработки САДЭК-21 была принята для сокращения сроков, стоимости и проектных рисков за счет применения максимально готовых и проверенных в эксплуатации технических решений. Концепция может быть распространена на уже реализуемые в ОАК самолетные программы, а также на еще только планируемые перспективные проекты гражданского, военного, транспортного и специального назначения.

Такой подход позволит также унифицировать подходы и повысить эффективность послепродажного обеспечения бортового оборудования в рамках всех самолетных проектов ОАК.
Tags: Горизонты, инновации
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments