uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Мотогондольная компетенция: специализированное производство самолетостроителей и двигателистов


Загрузка в автоклав оснастки для термостатирования изделий из композитных материалов.

В Воронеже началось создание нового центра специализации по выпуску мотогондол и пилонов для пассажирских и транспортных самолетов. Впервые при запуске нового производства ОАК объединилась для развития проекта с партнером за периметром группы. Объединенная двигателестроительная корпорация участвует в финансировании закупок оборудования, а ее конструкторы будут проектировать новые мотогондолы.

Производство мотогондол и пилонов для двигателей российских гражданских и транспортных самолетов – один из основных проектов для Воронежского авиастроительного завода. В Воронеже собирают пассажирский лайнер Ил-96-300, здесь же готовится к первому полету новый легкий транспортный самолет Ил-112 и продолжается работа над пассажирским самолетом Ан-148.

В этом году Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), ОАК и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) начинают создание нового центра специализации, который станет выпускать мотогондолы и пилоны для всех типов двигателей гражданских самолетов отечественного производства. Для знакомства с подготовкой к запуску нового производства мы и отправились в командировку.

Краткая история мотогондолы в России

Мотогондола – один из самых важных агрегатов в самолете. Одна мотогондола весит около 300 кг. Всего их ставится четыре. Таким образом, общий вес агрегатов составляет порядка 1,2 т. Это примерно 1 % веса самолета Ил-96-300.

«Исторически именно Воронеж является поставщиком мотогондол для двигателей гражданских самолетов. Именно здесь еще в советское время производили мотогондолы для самолетов Як-42 и Ту-130. Тогда впервые в истории отечественной авиации при выпуске агрегата использовалось рекордное количество композитного материала – сотовых панелей, специальных пятислойных конструкций для шумопоглощающих каналов», – рассказывает технический директор ВАСО Александр Анохин.

Раньше на различных предприятиях отрасли собирались мотогондолы по различным технологиям и из различных материалов, в том числе из металла. ВАСО первое в отечественном самолетостроении начало изготовление мотогондол из композитных материалов. Поэтому ОАК и приняла решение на базе существующего на воронежском заводе производства создать соответствующий центр специализации производства мотогондол и пилонов для всех типов самолетов, выпускаемых в России.

«Задача нового центра, – говорит заместитель директора департамента производственной модели ОАК Николай Шинкаренко, – собрать лучшие технологии по проектированию и производству агрегатов и максимально унифицировать технический процесс».

В планах – запуск новых изделий: мотогондолы для двигателя ТВ-7-117, используемого на Ил-112 и Ил-114, мотогондолы для двигателя ПД-14, мотогондол и пилонов для среднего транспортного самолета СТС-21. В отдаленной перспективе, возможно, локализация производства мотогондолы для двигателя SaM146 (ставится на Sukhoi Superjet 100), а также только проектируемого двигателя для нового российско-китайского широкофюзеляжного самолета ПД-35.

В будущем цехе


Участок выкладки препрегов цеха композитного производства

На ВАСО уже определились с местом создания нового производства – под размещение нового оборудования отводится около 5,5 тыс. м в корпусах 89 и 25. Сегодня здесь собираются пилоны для самолета МС-21 и узлы из композиционных материалов.

Мотогондола состоит более чем из 600 деталей, пилон – более чем из 1 500. Одна из задач проекта – перевод выпуска продукции на единую технологическую концепцию. Организовывает весь этот процесс на ВАСО руководитель проекта Дмитрий Митин. Сегодня перед разработчиками проекта поставлена задача максимальной унификации и упрощения технологий производства для всех типов мотогондол и пилонов.

Речь может идти, например, об использовании сходных типов композитных материалов. «Автоклавные печи, в которых детали из композитов нагревают в течение нескольких часов, – одни из самых энергозатратных при производстве мотогондол. Иногда при нагреве детали занимают лишь около четверти печи. Переход на один и тот же материал позволит лучше заполнять печь и оптимально использовать энергоресурсы», – отмечает Дмитрий Митин. Под его руководством будет работать около 300 специалистов.

Сегодня часть агрегатов производится на основе бумажных чертежей, часть – в электронном виде. Поэтому еще одной задачей может стать перевод данного направления работ на информационное 3D-моделирование.
Наконец, не менее важным является обеспечение производства новым высокотехнологичным оборудованием, сокращающим долю ручного труда.

В партнерстве с ОДК


Большинство новых центров компетенций до сих пор ОАК создавала самостоятельно, обращаясь в основном к силам специалистов предприятий холдинга.

В Воронеже все устроено иначе. Впервые в случае с созданием нового центра компетенций в Воронеже ОДК будет не только сопровождать производство конструкторской документации, но и выступит соинвестором проекта. Значительную часть – до трети финансирования, или более 600 млн руб., – предоставит ОДК. В рамках специального многолетнего займа ОДК новый цех оснащается полутора десятком единиц оборудования. Закупаются в том числе многофункциональный фрезерный станок и комплекс ультразвукового контроля.

«Для ОДК совместная работа с ОАК в рамках центра специализации по выпуску мотогондол крайне важна с точки зрения освоения компетенции разработки и производства этого элемента силовой установки. Ранее мы проектировали и производили исключительно сам двигатель, а мотогондола являлась зоной ответственности самолетостроителей, - говорит первый заместитель генерального конструктора Объединенной двигателестроительной корпорации Петр Гут. – Однако тенденция сегодняшнего дня – в интеграции разработки силовой установки и мотогондолы двигателистами. Примером является двигатель ПД-14, который по условиям контракта должен поставляться заказчику уже с мотогондолой. Для решения этой задачи еще в 2009 году была создана широкая кооперация ведущих отечественных предприятий и НИИ, что позволяет использовать в проекте наилучший опыт российских компаний, консолидировав их сильные стороны. Определив ВАСО как основного производителя мотогондол для наших двигателей, мы инвестируем средства в техперевооружение предприятия с расчетом на расширение номенклатуры производимых изделий. В перспективе именно здесь могут выпускаться мотогондолы для перспективного двигателя большой тяги ПД-35 и др».

Один из важных трендов в создании нового производства – увеличение доли композитных материалов. Сегодня около 70 % – это материалы на основе угле- и стеклопластика.

Из старого цеха в новый


Носовая часть мотогондолы изделия Ил-76МД-90А в агрегатно-сборочном цехе

Работу нового центра планируется организовать на базе участков в корпусах 89 и 25. В помещениях цехов уже установлены современные механообрабатывающие центры компании, автоклавы фирмы, которые недавно прошли модернизацию, а также уникальное оборудование: станок для обработки отверстий в высокопрочных материалах компании и комплекс автоматизированной выкладки композиционных материалов.

По инвестиционной программе планируется дозакупить 13 единиц оборудования:
• механообрабатывающие центры;
• комплекс для механической обработки и перфорации деталей мотогондолы из полимерного композиционного материала;
• комплекс ультразвукового контроля композиционных конструкций;
• гидравлический пресс для глубокой вытяжки.

Общий объем инвестиций составит порядка 2,5 млрд руб.

Новое производство будет изготовлять мотогондолы в том числе для двигателей ПС-90 (используются в транспортных и заправочных самолетах Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А), для нового двигателя ПД-14, который со временем будет использоваться на новом лайнере МС-21. Обсуждается перспектива локализации производства мотогондолы для двигателя SaM146 лайнера Sukhoi Superjet 100 (сейчас выпускается во Франции).

«Изначально при обсуждении нового проекта мы договаривались о партнерстве с двигателистами. Значительную часть работ для нас будут выполнять конструкторы Объединенной двигателестроительной корпорации», – отмечает Николай Шинкаренко.
«Задача проекта, – говорит Александр Анохин, – объединить все лучшие компетенции и создать современное производство на одной площадке ОАК – в Воронеже. Проектированием же мотогондол продолжат заниматься коллеги из ОДК».

Ключевые решения по созданию проекта приняты в последние полгода в рамках новой индустриальной модели ОАК. Новый центр компетенций создается на базе ВАСО.

На заводе создается представительство ОДК, часть конструкторов уже переехала или переезжает в Воронеж. Подготовка производства будет вестись в плотной кооперации с ВАСО.
Tags: Горизонты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment