uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Проект Т-4: бомардировщик, опередивший будущее

Т-4 (1)

В начале 60-х годов прошлого века в ОКБ Павла Сухого началось проектирование уникального самолета под секретным шифром «100». Через шесть лет «сотку», как ее называли разработчики, подготовили к летным испытаниям. Это была поистине фантастическая машина: скорость 3200 км/час, высота полета 17 тыс. метров, вооружение – крылатые ракеты с ядерными боеголовками… За рубежом «сотку» неофициально назвали «Русское чудо» и «Самолет ХХI века». Кстати, и сегодня в третьем тысячелетии самолета с подобными характеристиками в мире нет.

Работы по теме Т-4 («изделие 100») начались в ОКБ Сухого в 1961 году. Военными была поставлена задача по созданию нового авиационного комплекса, предназначенного для «разведки, поиска и уничтожения малоразмерных, подвижных и неподвижных морских и сухопутных целей» с дальностью полета 7 тыс. км. В СССР среди авиационных КБ был объявлен конкурс и проект, представленный КБ Сухого, вышел победителем, опередив разработки ОКБ Яковлева и Туполева. Изюминкой Т-4 стало обеспечение высокой крейсерской скорости полета – 3200 км/час, что, по оценке экспертов, обещало существенное снижение уязвимости от средств ПВО. Создание самолета было задано постановлением правительства от 3 декабря 1963 года. Разработку проекта возглавил заместитель Генерального конструктора Наум Черняков.

Эскизный проект Т-4 защитили в июне 1964-го, в феврале 1966-го состоялась макетная комиссия ВВС. Рабочее проектирование велось совместно с МКБ «Буревестник», к изготовлению опытной партии самолетов в ноябре 1964 года был подключен Тушинский машиностроительный завод.

Для достижения заданных требований необходимо было обеспечить высокое значение качества на крейсерском сверхзвуке 3 Маха. ОКБ Сухого вместе с ЦАГИ провели комплекс фундаментальных исследований аэродинамических характеристик моделей самолета и выбрали необходимую компоновку. Крыло – «двойная дельта» в плане, с острой передней кромкой и деформацией срединной поверхности.

Большой объем исследований понадобился для отработки компоновки силовой установки. в результате чего, был выбран вариант с нижним расположением воздухозаборника и так называемой «пакетной» компоновкой четырех двигателей. Впервые в отечественной практике был применен сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник для расчетного числа Маха 3,0. Специально для Т-4 в ОКБ Петра Алексеевича Колесова были разработаны ТРД РД36-41, обеспечивающие длительный полет на режимах со скоростью 3 Маха.

Важнейшей проблемой являлось создание конструкции и подбор материалов, которые могли обеспечить работу при высоких рабочих температурах - 220-3300С. Основными конструкционными материалами планера стали титан и сталь, отработке технологии их применения в конструкции самолета были посвящены основные усилия конструкторов и технологов ОКБ в период создания Т-4. Требовалось освоить большое число принципиально новых технологических процессов, таких, как автоматическая сварка сквозным проплавлением, автоматическая сварка погруженной дугой с применением листовой приставки, химическое фрезерование титановых сплавов и т.д. Для отработки новых технологий проводилась широкая программа разработки новых видов материалов и покрытий, испытаний натурных образцов конструкции. Для отработки силовой установки, самолетных систем и оборудования в ОКБ совместно со смежниками проводилась большая программа исследований и испытаний различных моделей, стендов и летающих лабораторий (ЛЛ). Так, например, для отработки формы крыла была построена и совместно с ЛИИ проходила испытания ЛЛ «100Л» на базе Су-9.

Т-4 (4)

В состав целевого оборудования самолета входил навигационный комплекс НК-4 и радиоэлектронный комплекс «Океан», включающий систему управления вооружением «Вихрь», систему разведки «Рапира», систему обороны «Отпор» и систему радиосвязного оборудования «Стремнина». Основное вооружение самолета – три аэробаллистические ракеты Х-45, разработка которых велась в МКБ «Радуга». Ракета Х-45 имела расчетную дальность пуска 550-600 км и крейсерскую скорость полета 5-7 Маха.

В рамках работ по теме Т-4 практически все основные узлы, системы и агрегаты на самолете были разработаны на уровне изобретений; всего конструкторами ОКБ было внедрено 208 изобретений, а с учетом изобретений, заложенных при разработке комплектующих агрегатов и изделий – около 600. Ни на одном самолете, построенном к тому времени в СССР, не было такого большого числа оригинальных разработок!

Постройка первого летного экземпляра самолета (изд. «101») завершилась осенью 1971 года и в декабре того же года самолет перебазировали на аэродром ЛИИ. Первый полет опытного самолета состоялся 22 августа 1972 года, экипаж состоял из летчика Владимира Ильюшина и штурмана Николая Алферова. Летные испытания продолжались до января 1974 года, всего за этот период было выполнено десять полетов, достигнута скорость 1,36 Маха на высоте 12 тыс. метров.

В период 1966-74 годах на Тушинском машиностроительном заводе было собрано четыре планера Т-4: один для статических (изд. «100С») и три для летных испытаний (изд. «101», «102» и «103»). В заделе был изготовлен ряд агрегатов еще для 3 машин.

На базе Т-4 в 1968-70 годах в ОКБ был создан проект модернизированного ракетоносца Т-4М с крылом изменяемой стреловидности, а в 1970-72 годах – проект Т-4МС (изд. «200»)

В 1972 году конкурсная комиссия ВВС рассмотрела представленные проекты стратегического двухрежимного ударного самолета, представленные ОКБ Сухого («изделие 200») и ОКБ Мясищева (М-18). Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева.

Однако в дальнейшем разработчики ОКБ Туполева отказались от документации по самолетам Т-4МС и М-18 и стали самостоятельно продолжать работу по формированию облика нового ударного самолета с изменяемой геометрией крыла, которая, в конечном итоге, привела к созданию бомбардировщика Ту-160.

Тем временем, в 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности СССР работы по теме Т-4 были приостановлены. Официально работы были закрыты в соответствии с Постановлением Правительства СССР от 19 декабря 1975 года.

Статья из корпоративного журнала «Горизонты» (№1, 2014)


Tags: Авиация, ОКБ Сухого, история, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments