uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Погода от ОАК: Первый российский гидрометеорологический самолет-лаборатория

fl_yak42_roshydromet-16-xs

В прошлом году на аэродроме «Раменское» (г. Жуковский) прошла презентация самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», оснащенного оборудованием и приборами геофизического мониторинга атмосферы. Новый самолет-лаборатория был создан в России впервые за четверть века. В прежние годы метеорологические самолеты-лаборатории обеспечивали погоду во время московской Олимпиады, разгоняли радиоактивные облака после Чернобыльской катастрофы.

Новый самолет-лаборатория Росгидромета

Як-42Д «Росгидромет» изготовили на «Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М.Мясищева», входящим в ОАО «ОАК». Заказчиком выступало Государственное учреждение «Центральная аэрологическая обсерватория» (ЦАО), входящее в состав Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Новый самолет может решать практически любые метеорологические задачи. Может вызвать дождь и рассеять облака: для этого на борту есть установки по отстрелу специальных патронов с йодистым серебром и азотный генератор мелкодисперсных частиц льда. Может контролировать зарождение, развитие и разрушение крупных циклонов. «В мире подобных самолетов насчитывается всего несколько штук. И на сегодняшний день наш – самый лучший», - говорит главный конструктор ЭМЗ им. Мясищева Геннадий Беляев.

Все дело – в оборудовании. Новый «Як» оснащен более чем 140 датчиками и приборами. Некоторая часть из них отечественного производства. Например, локаторы и специальные лазерные установки для контроля прозрачности атмосферы и определения типов ее загрязнений. Есть даже утюг: он используется при прогреве специальных фильтров, улавливающих альфа-частицы от радиации в воздухе. Но большую часть оборудования поставили иностранные производители – американские, швейцарские и немецкие компании. «При оснащении борта денег не жалели. И это приятно. Ведь, получили самое лучшее из того что вообще производится в мире», – уточняет Геннадий Беляев. Только приборов для измерения влажности воздуха – гигрометров – установили шесть. «Среди разных научных школ есть разные взгляды на измерение влажности – или при помощи охлаждаемого зеркала, или ультрафиолетовых волн, или флуоресцентов. В итоге установили шесть приборов, из которых – два отечественного производства», - говорит заместитель начальника летного научно-исследовательского центра ЦАО Андрей Илюхин.

fl_yak42_roshydromet-3-xl

Слово лучший или уникальный в своем роде подкрепляется еще уровнем комфорта, созданным для 14 операторов (все они – молодые выпускники долгопрудненского ФизТеха – «Московский физико-технический институт (государственный университет)»). В техническом задании специально стоял пункт об оборудовании комнаты отдыха для специалистов. Летающую лабораторию создавали на базе персонального борта одного из высокопоставленных руководителей. «Мы решили оставить часть салона, так что молодые ученые летают сегодня в условиях, не хуже президентских», - парирует Геннадий Беляев.

Работы по доводке интерьера доставили специалистам наименьшую головную боль. «Десятки приборов производства различных стран потребовалось связать в одну цепочку, подсоединить к одному компьютеру (он работает на основе программы Linux). Одних разъемов для оборудования из разных стран потребовалось десятки, а в комплект поставки некоторых приборов, например, американцы, например, специально добавили гаечные ключи – в России их было просто не достать», - говорит главный конструктор лаборатории. Большая часть оборудования после серии полетов демонтируется и увозится для продолжения работы в подмосковный Долгопрудный.

Руководитель Росгидромета Александр Фролов рассказал, что в некоторых случаях с помощью самолета-лаборатории можно вызывать осадки в засушливых районах. В США, Германии, Франции уже давно следят за состоянием окружающей среды с воздуха, но российские специалисты говорят, что нигде на Западе таких мощных, многофункциональных воздушных лабораторий нет. Один из авторов проекта, доктор физико-математических наук Михаил Струнин рассказывает: «За время создания самолета было два события, когда он был бы крайне нужен – извержение вулкана Эйяфьядлайекюдль в Исландии и авария на японской АЭС «Фукусима». Тогда нам была остро нужна такая лаборатория, чтобы оценить, насколько опасно летать самолетам». Теперь у Росгидромета такой самолет есть.

Работы по превращению Як-42 в лабораторию начались в Жуковском в 2011 году, заняли два года и стоили более миллиарда рублей. Основная часть средств ушла на закупку научного оборудования. Для лаборатории приобрели один из самых «молодых» Як-42, имевший налет менее 1500 часов при назначенном ресурсе 20 тыс. часов с возможностью продления до 40 тыс. часов. На ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» провели работы по продлению ресурса Як-42Д, смонтировали места операторов, установили на крыле пилоны для размещения обтекателей с оборудованием, на фюзеляже стеклоблоки оптических окон и воздухозаборные устройства.

«Для нас, авиастроителей, передача самолета стала сейчас делом обыденным. Поэтому то представительное общество, которое собралось на презентацию самолета-лаборатории Як-42Д «Росгидромет», свидетельствует о завершении проекта очень большой важности, - заявил на церемонии в Жуковском исполнительный вице-президент ОАК Александр Туляков. – Действительно, совместно с Росгидрометом нами создана уникальная лаборатория. Такой самолет изготовлен впервые за 25 лет. Но мы надеемся, что это наша первая ласточка. Мы уже должны начинать думать и разговаривать о следующем проекте. Это – самолет-лаборатория, который будет работать в стратосфере».

Метео-самолеты

Самолеты-лаборатории для гидрометеорологических исследований появились в СССР еще в середине прошлого века. Первые такие исследования ЦАО начала проводить в 1947 году . Сначала метереорологи использовали небольшие самолеты – По-2, Як-18, Ли-2. Им на смену пришли машины среднего класса, такие как Ил-12, Ил-14, Ан-24. В дальнейшем к исследованиям атмосферы стали привлекаться самолеты Ил-18. Летающие метеолаборатории специализировались на исследованиях физики атмосферы, физики облаков, турбулентности. Тема метеорологических самолетов-лабораторий оказалась настолько актуальной, что стала основой для романа Даниила Гранина «Иду на грозу» (опубликован в 1962 году), по которому три года спустя сняли одноименный фильм.

Следующим этапом стало создание в середине 1970-х годов многоцелевых летающих метеолабораторий «Циклон» на базе самолетов Ту-16, Ил-18Д и Ан-12БП. Они могли не только исследовать процессы образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, но и активно воздействовать на атмосферу, превращая облака в дождь или снег и рассеивая туманы. Наиболее известным из серии «циклонов» стал самолет-лаборатория Ил-18ДЦ с бортовым номером 75442. Новым в его внешнем виде стали носовая штанга длиной 4 метра с датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока. Внутри Ил-18ДЦ разместили 19 стоек с научным оборудованием и аппаратурой, а также 33 рабочих места для операторов. У всех «летающих» сотрудников ЦАО была квалификация «бортоператор» или «бортнаблюдатель». Первый полет Ил-18ДЦ состоялся 4 апреля 1980 года. Осенью 1986 года Ил-18ДЦ участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте по исследованию природы тропических циклонов. Экспедиции Ил-18ДЦ обычно длились по 50-100 летных часов (8-10 часов полетов в день).

Ил-18Д 2000 4
На борту самолета Ил-18Д

По программе «Циклон» в 1977 году также были переоборудованы два дальних бомбардировщика-ракетоносца Ту-16 Морской авиации ВМФ СССР. На обоих самолетах установили кассетные держатели для отстрела метеопиропатронов с йодистым серебром и контейнеров для цемента марки 600. Спецпатроны и цемент использовались для вызова дождя. В состав экипажа Ту-16 входили два аэрометеоролога – один сидел в кресле второго штурмана, другой – в кресле стрелка из самолетных пушек (сами пушки были за ненадобностью демонтированы). Испытания самолетов Ту-16 «Циклон» начались в августе 1978 года. После принятия самолетов в эксплуатацию, они получили «аэрофлотовскую» окраску и гражданские регистрационные номера. Первым «боевым крещением» Ту-16 «Циклон» стали полеты летом 1980 года над Москвой для обеспечения погоды во время Олимпийских игр. В 1986 году оба самолета активно использовались при ликвидации последствий Чернобыльской аварии, разрушая радиоактивные облака. После выработки ресурса в 1995-96 годах оба Ту-16 «Циклон» сняли с эксплуатации.

В 1979 году в рамках программы «Циклон» два тактических военно-транспортных самолета Ан-12 были переоборудованы в самолеты-метеолаборатории Ан-12БКЦ. На них установили 4-метровые носовые штанги с датчиками атмосферных параметров. Эти «Аны» активно использовались для разрушения облаков. К 1993 году самолеты также вывели из эксплуатации.

Ил-18ДЦ Циклон 4
Самолет-лаборатория И--18ДЦ "Циклон"

Пять метеолабораторий были также созданы на базе серийных Як-40. Все они были переделаны в обычные пассажирские самолеты в 1993 году.
Последними советскими самолетами для метеорологических исследований стали три Ан-26, переоборудованные в конце 1980-х годов на Киевском авиационном заводе: самолеты для борьбы с грозовыми облаками Ан-26Б «Циклон» (1987 год) и Ан-26 «Погода» (1988 год), а также самолет для исследования физических свойств атмосферы Ан-26 «Сфера» (1990 год).

В 1993-1995 годах была создана летающая лаборатория на базе высотного самолета-разведчика М-55 «Геофизика». С ее помощью были проведены исследования озонового слоя, полярных стратосферных облаков, газового и аэрозольного состава нижней стратосферы в экваториальной зоне, тропиках, Арктике и в Антарктиде.

Статья из корпоративного журнала «Горизонты» (№1, 2014)
Tags: Авиация, Ил, метеорология, наука, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments