uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

«Ну, а девушки?..»: представительницы прекрасного пола работают почти во всех подразделениях ОАК

Еще на заре авиации женщины стремились доказать свое право быть в небе наравне с мужчинами. Первой авиатриссой, именно так поначалу называли женщин-пилотов, стала француженка Элиза Дерош, совершившая одиночный полет на самолете в 1909 году. В России первый диплом пилота-авиатора получила Лидия Зверева, а Евгения Шаховская стала первой в мире женщиной — военным летчиком.

Даже сейчас девушка за штурвалом спортивного, гражданского и уж тем более военного самолета — явление не совсем привычное. И, тем не менее, теперь представить авиацию без женщин невозможно. В ОАК работает около 45 тысяч представительниц прекрасного пола. Зачастую они остаются «за кадром», не претендуя на славу и фото на обложках, а просто делая свою работу. Накануне восьмого марта мы решили поговорить с некоторыми из них.

Русское имя в итальянском небе

История 3 - Ирина Бубнова - ЭМЗ Мясищева 1

Диспетчеры итальянского города Падуя, через воздушное пространство которого в сутки проходит до 1200 бортов, кусочек северо-итальянского неба размером 30 х 30 километров называют Irka Area. Этот участок на одной из самых напряженных трасс Европы предназначается для российского высотного самолета М-55 «Геофизика», который занимается изучением климата в интересах европейских ученых. «Геофизика» набирает высоту со скороподъемностью, заданной учеными в интересах проводимых измерений, и он не может ожидать пролета рейсовых самолетов. Поэтому по предложению итальянских диспетчеров появился квадрат, закрывавшийся для всех самолетов на короткий период, когда «Геофизика» набирала высоту 17 км или снижалась с 20 км в конце полета. Ему и дали русское имя в честь руководителя испытательной бригады — ведущего инженера по летным испытаниям Экспериментального машиностроительного завода им. В. М. Мясищева Ирины Бубновой.

За плечами Ирины организация десятков вылетов отечественного высотного самолета М-55 «Геофизика» в программах исследований мирового климата в самых разных частях земного шара — от Шпицбергена до Сейшельских островов, от Австралии до Огненной земли, и, конечно, в Италии. Здесь «Геофизика» и научное оснащение традиционно проходят необходимую «обкатку» перед исследовательскими полетами.

Десятки европейских институтов устанавливают на самолете специальные приборы, способные измерять содержание различных химических элементов и частиц в воздухе на высотах, где происходит формирование воздушных масс. А в задачу Ирины входит организация полетов. «Садимся с летчиками и учеными, определяем маршрут полета, проводим необходимые расчеты, утверждаем горизонтальный и вертикальный профили. Приборы — до трех десятков, высоты и виды измерений у всех разные. Поначалу приходилось сложно, но со временем взаимопонимание наладилось», — говорит Ирина.

Надпись Irka Area на итальянских мониторах снова появится очень скоро. На начало 2016 года запланированы тестовые полеты «Геофизики» в Швеции, а сама кампания пройдет в Индии, путь в которую, после установки научных приборов, начнется в Италии.

Продолжательница инженерной династии

История 2 - Екатерина Есакова - АэроКомпозит 1

Каждое утро она тратит два часа на дорогу, но придя на свое рабочее место, забывает про ранний подъем, толпу в метро и очереди на маршрутки. Ведь работа, по признанию Екатерины Есаковой, «это самый главный интерес в жизни». Инженер-технолог Испытательной лаборатории ЗАО «Аэро-Композит» ежедневно проводит исследования в области неразрушающего контроля различных элементов и образцов из композиционных материалов. При помощи ультразвука она оценивает качество изделия и дает заключение о его однородности.

А всего несколько лет назад Катя даже не предполагала, что композиты войдут в сферу ее интересов. Выбор МГТУ им. Н. Э. Баумана, после окончания школы с серебряной медалью, был не случайным. Екатерина родилась в семье инженеров-конструкторов, к тому же с восьмого класса участвовала во всех олимпиадах, проводимых вузом. В 2007 году поступила на кафедру «Материаловедение». В России школа «металлистов» очень старая, сложившаяся. Выпускники вуза знают о металлах все, и даже больше. На последних курсах университета внимание Екатерины привлекли материалы, которые стали активно внедряться на отечественном производстве в различных отраслях промышленности. Особый интерес вызвала программа применения композиционных материалов в авиации. Решение было принято быстро — дипломная работа по теме композитов, а после окончания — сразу же на работу в ЗАО «АэроКомпозит», первый центр компетенций ОАО «ОАК» по инновационным разработкам и производству элементов конструкций из ПКМ для воздушных судов. Так редко бывает, чтобы с первого рабочего дня человек получал удовлетворение от работы.

«Это было настолько интересно, что меня переполняли чувства. То, о чем ты рассказывала на защите, можно было потрогать руками, с помощью приборов провести настоящее исследование. Композиты — совершенно новый и удивительный мир, который хочется открывать каждый день. Вы только представьте — материал, в основе которого нити углерода (в сотни раз тоньше человеческого волоса), при применении определенных технологий превращаются в изделие, которое по прочности превышает сталь».

Первое время коллеги начинающего инженера-технолога помогали и опытом, и специальной литературой. Теперь Екатерина сама охотно дает советы, ведь всего за полтора года она неоднократно участвовала в тренингах и семинарах по повышению квалификации. Шесть сертификатов наглядно подтверждают ее компетентность в области испытаний изделий из ПКМ.

«Композитная отрасль развивается стремительно, появляются новые материалы, и я хочу быть в постоянном тонусе, и даже чуть впереди…»

Рекордсменка ИАЗ

История 1 - Мария Леонова - Иркут 3

Трудовой стаж Марии Михайловны Леоновой достоин книги рекордов — 64-й год она трудится на Иркутском авиазаводе, из них без малого 45 лет — слесарем цеха по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов. В прошлом, юбилейном для Иркутского авиазавода году «Заслуженному работнику ИАЗ» исполнилось 80 лет. Из старожилов предприятия она лидер по количеству отработанных лет и единственная женщина. Энергичная, жизнерадостная, скромная. На вопрос о заслуженном отдыхе только отмахивается: «Какая пенсия?.. Я и в отпуск-то хожу с неохотой: целый день дома, ни дела, ни общения. На работу иду как на праздник. На молодых ровняюсь и сама молодею. Днем даже усталости не чувствую, могу и в обед остаться поработать, если надо. А дома вечером лягу и мысленно план составляю, что завтра делать буду».

Впрочем, кто на кого ровняется, еще вопрос. По словам ее руководителя, не каждый мужчина выдаст такой объем продукции, как слесарь Леонова. И самые сложные детали несут именно ей, потому что выполнит более качественно и быстро — мастерства не занимать.

Цех, где трудится Мария Михайловна, в основном мужской. Коллеги ласково называют Марию Михайловну «мамой цеха» — всегда и по работе поможет, и в житейских делах совет даст. «Всегда учу, чтоб на совесть делали, аккуратно», — улыбается Леонова.

В 2013 году трудовые заслуги Марии Леоновой были отмечены Грамотой мэра Иркутска. В 2014-м ей присвоено звание «Почетный авиастроитель».

Автор: Константин Лантратов
Tags: Авиация, ОАК, женщины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments