uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Из истории авиации: как «Терра Инкогнита» покорилась АНТ-6

О Северном географическом полюсе слышали все. О Северном магнитном полюсе – многие. О полюсе относительной недоступности – единицы.

К востоку от острова Врангеля простирается необъятная область Ледовитого океана, которая до 50 х годов была почти неисследованной. Там, в центре этого заледеневшего в вечных морозах пространства, на расстоянии полутора тысяч километров от берегов ближайшей земли, находится точка, названная “полюсом относительной недоступности”. О природе этой области в научных кругах начала ХХ века существовали лишь гипотезы и предположения. Что там – земля или глубокий океан, покрытый льдами, какой климат, есть ли жизнь?

В начале января 1941 года было получено разрешение на проведение экспедиции в районе полюса относительной недоступности гражданами СССР. Командиром туполевского самолета АНТ-6 был назначен уроженец Первомайска, 31 летний Иван Иванович Черевичный, впоследствии – Герой Советского Союза. Экипаж состоял из семи человек: командир — Иван Черевичный, штурман — Валентин Аккуратов, второй пилот — Михаил Каминский, бортрадист — Александр Макаров, бортмеханики — Диомид Шекуров, Вениамин Барукин и Александр Дурманенко.


На фото: вырезки из журнала «Самолет», 1941 год (слева направо Д. Шекуров, И. Черевиченко и В. Аккуратов)

Отрывок из книги Валентина Ивановича Аккуратова “Лед и пепел” о последнем предвоенном рекорде советских полярных летчиков – открытии «полюса недоступности» экипажем экспедиции “СССР – Н-169” под командованием И. И. Черевичного:

– Не сказка ли это?! Мы, обыкновенные, простые ребята, идем осуществлять то, что казалось недоступным всему миру! Подумайте только! В район «полюса недоступности»!
– У меня у самого как то не все укладывается в мыслях! Сказка, фантазия, сон! Залитый потоками солнца, застывший океан уходил в голубые дали. Нелегко штурману вести корабль в безориентирной местности, но еще сложнее в высоких широтах. Трудно предусмотреть, как будут вести себя магнитные компасы, когда мы войдем в район «полюса недоступности», – ведь там неизвестно даже магнитное склонение.

3 апреля 1941 года Иван Иванович блестяще посадил на дрейфующую льдину в тысяче километров от острова Врангеля тяжелую четырехмоторную машину Туполева с бортовым номером Н-169.

— Льдина оказалась далеко не лучшей, — вспоминал Аккуратов. — В результате на правой лыже обнаружили трещину. Наши механики — «золотые руки» сутки колдовали над ней, потом сказали командиру: «Можно попробовать взлететь, но попытка будет единственной». Чтобы окончательно не доломать лыжу на взлете, все десять человек помимо выполнения научных работ двое суток расчищали взлетную полосу. Пришлось перекопать площадь 600 на 20 метров, руками оттаскивать ледяные глыбы. Взлет по такой узкой дорожке представлял серьезные трудности, но Иван Черевичный с этим справился…

На льдине участники экспедиции пробыли пять дней. Закончив работы по всем разделам научной программы, они вылетели в обратный путь на свою базу. Здесь, в специальной лаборатории, научные работники произвели первичную обработку всех собранных материалов, сделали тщательный химический анализ проб воды, взятой на разных глубинах и др.


На фото: "Полюс недоступности покорён" из книги Ю. Каминского "В небе покинутой Арктики"

Самолет трижды взлетал с острова Врангеля и трижды совершал посадки на дрейфующий лед в точках неизведанного района. Каждая посадка использовалась для проведения краткосрочных научных работ. Оказалось, что и здесь жизнь существует во всех ее проявлениях — от морских микроорганизмов до белых медведей.

Проведя в общей сложности в воздухе 144 часа и покрыв за это время расстояние в 26 тысяч километров, первая в истории освоения Арктики авиационно-научная экспедиция с триумфом возвратилась в Москву 11 мая 1941 года.

По материалам Авиационно-космического фонда и АиФ.ру
Tags: История, Северный полюс, авиация, дата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments