uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Герои-авиаторы: как советские лётчики провели спасательную операцию пассажиров парохода «Челюскин»



16 апреля 1934 года в СССР появился особый титул отличия за совершение «личных или коллективных заслуг перед государством, а также геройского подвига».
Первыми обладателями нового звания (не награды, а именно звания, так как никаких регалий, кроме грамоты ЦИК к титулу Героя тогда не прилагалось) стали семеро советских лётчиков, осуществивших беспримерную спасательную операцию экипажа и пассажиров парохода «Челюскин».

Это судно, отрабатывавшее схему доставки грузов по трассе Северного морского пути, в результате сложного дрейфа оказалось в ледовом плену и 13 февраля 1934 года затонуло. Людям удалось высадиться на ледовую поверхность, однако возможности их дальнейшего спасения были призрачны.

Именно тогда родилось предложение осуществить эвакуацию воздушным путем.

Спустя примерно три недели после гибели судна лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. В течение двух месяцев летчики вывозили людей с потерпевшего бедствие парохода в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140 км от ледовой стоянки. Они перевезли 104 человека, работая над безориентирной местностью, приземляясь на неподготовленные площадки и используя лишь слегка приспособленные для перевозки людей самолеты.


На фото: Анатолий Ляпидевский

Эвакуация завершилась 13 апреля, а уже 16-го числа появилось постановление об учреждении звания Героя, и 20 апреля страна узнала имена первых обладателей этого почетного титула. Ими стали полярные летчики Анатолий Ляпидевский (позже именно он получит медаль «Золотая Звезда» за номером 1), Николай Каманин (награда №2), Василий Молоков (3), Сигизмунд Леваневский (4), Маврикий Слепнев (5), Михаил Водопьянов (6) и Иван Доронин (медаль «Золотая Звезда» №7). Страна восторженно встречала своих Героев: им были возданы поистине всенародные почести. Миллионы мальчишек устремились тогда в аэроклубы, на парашютные вышки, страстно желали летать, покорять небо, быть похожими на знаменитых летчиков.

Судьбы первых Героев страны сложились по-разному. Все они остались в авиации, приняли участие в Великой Отечественной войне, были награждены орденами и медалями. Правда, вторую Звезду никто из них так и не получил, хотя, к примеру, Михаил Водопьянов представлялся к этой награде за участие в одной из секретных операций в Арктической зоне. Ляпидевский, Молоков, Водопьянов, Каманин дослужились до генералов (Николай Каманин даже закончил службу в звании генерал-полковника авиации и был знаменит тем, что отвечал за подготовку первых советских космонавтов). Михаил Водопьянов нашел себя на писательском поприще.

Следующими Героями страны также становились авиаторы. Это Михаил Громов, совершивший рекордный 75-часовой беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 на расстояние 12.411 км, и члены экипажа Валерия Чкалова – сам Валерий Павлович и его товарищи Георгий Байдуков и Александр Беляков, которые также без посадки перелетели из Москвы на Камчатку через Северный Ледовитый океан.

Материал взят из открытых источников.
Tags: АНТ-4, Челюскин, авиация, герои, награды, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments