uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Возрожденная амфибия: заслуженный ветеран возвращается в боевой строй



В конце июня после проведения капитально-восстановительного ремонта на ТАНТК им. Г. М. Бериева был передан заказчику и перелетел к месту своего постоянного базирования в Крыму, на аэродром Кача, самолет-амфибия Бе-12 с бортовым номером «01». Таким образом, заслуженного ветерана Бе-12 (осенью этого года исполняется 55 лет со дня его первого полета) пока рано «отправлять в запас», он еще послужит в строю Морской авиации ВМФ России.

Работы над новой турбовинтовой амфибией Бе-12, которая должна была заменить летающую лодку Бе-6, были начаты в ОКБ Г. М. Бериева в 1956 г. В отличие от своей предшественницы она должна была стать поисково-ударной машиной и оснащаться радиолокационной станцией, поисково-прицельной системой, магнитометром, нести радиогидроакустические буи, а также глубинные бомбы и противолодочные торпеды. 18 октября 1960 г. начались заводские летные испытания опытного самолета-амфибии Бе-12.

Самолет Бе-12 строился серийно на Таганрогском авиационном заводе № 86 им. Георгия Димитрова с 1963 по 1973 г. В период с 1964 по 1981 г. на Бе-12 установлено 42 мировых рекорда в своем классе. Всего было построено 142 машины всех модификаций (основной противолодочной модификации Бе-12 и поисково-спасательной − Бе-12ПС).



Самолет-амфибия Бе-12 стал первым авиационным противолодочным комплексом специальной постройки, поступившим на вооружение отечественной морской авиации. В целом положительно оценивали самолет летавшие на Бе-12 летчики. Для технического состава наземное обслуживание машины также не представляло серьезных трудностей, тем более что доступ ко многим агрегатам и блокам, располагавшимся открыто на этажерках по бортам лодки, был свободным. Отмечалась и фирменная «бериевская» прочность планера Бе-12. Строевые экипажи также хорошо отзывались о мореходных качествах «Чайки» (так нередко сами морские летчики называли эту машину в частях).

В 1992 г. Бе-12 был официально снят с вооружения, хотя сами машины продолжали эксплуатироваться до выработки ресурса. Таким образом, к началу XXI века «Чайки», как противолодочные Бе-12, так и поисково-спасательные Бе-12ПС, в российской морской авиации оставались только в боевом строю Черноморского флота, входя в состав противолодочной эскадрильи, которая базируется на крымском аэродроме Кача. Такое долголетие черноморских амфибий объясняется тем, что в рамках подписанных с Украиной документов о базировании в Крыму Черноморского флота Россия была ограничена в возможностях обновления парка летательных аппаратов морской авиации ЧФ.

Несмотря на то что поисково-прицельный комплекс Бе-12 устарел, в руках подготовленного экипажа самолет является вполне эффективным оружием, что наглядно показали учения противолодочной авиации Северного флота, прошедшие весной 2015 года. Летчики-противолодочники морской авиации Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов состязались в выполнении тактических приемов поиска, классификации и слежения за подводными лодками с применением радиолокационных и гидроакустических средств противолодочного обнаружения. Черноморцы принимали участие в состязаниях на своих штатных амфибиях Бе-12 и выступили вполне достойно.

Тем не менее, техническое состояние самолетов, эксплуатировавшихся более 20 лет без выполнения капитального ремонта (выполнялись только работы по продлению ресурса), вызывало серьезные проблемы. В итоге в 2012 г. было принято решение о проведении на ТАНТК им. Г. М. Бериева капитально-восстановительного ремонта на самолетах Бе-12, включая ремонт двигателей и замену воздушных винтов.



В течение 2012−2013 гг. четыре самолета-амфибии Бе-12 были перегнаны из Качи в Таганрог. Проведение ремонта не обошлось без проблем, связанных с утратой некоторых технологий и прекращением выпуска отдельных агрегатов и комплектующих.

Однако все препоны были преодолены, и первая капитально отремонтированная машина с бортовым номером «12» в середине ноября прошлого года была передана обратно в часть. Сейчас черноморским авиаторам передан «крайний» четвертый самолет.

Отремонтированные в Таганроге Бе-12 будут летать в ближайшие годы. Одной из важнейших задач для Бе-12 станет сохранение и подготовка кадров летного и инженерно-технического состава для гидроавиации. Планируется возобновить полеты амфибий с воды.

Поэтому получившие «вторую молодость» заслуженные самолеты-амфибии Бе-12, вероятно, будут эксплуатироваться до конца нынешнего десятилетия и имеют все шансы встретить свой 60-летний юбилей не в виде памятников и музейных экспонатов, а в боевом строю российской морской авиации.
Tags: Бериев, авиация, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments