uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Передовые технологии испытаний авионики: ученые и инженеры внедряют новые технологии испытаний



Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ) разработал и внедрил комплекс бортовых траекторных измерений (КБТИ) и новые технологии летных испытаний авионики на его основе. Внедренные технологии позволяют за часы проводить обработку полетных данных и получать конечные результаты оценки авионики, на что ранее требовались недели работы большого числа специалистов.

Авиационные специалисты ряда стран заинтересованы в приобретении новых технологий испытаний авионики. Эти вопросы поднимались в ходе обсуждения на рабочих встречах с иностранными делегациями (Китай, США), при проведении совместной работы (Индия), на МАКСах и зарубежных командировках специалистов ЛИИ.

«Опыт работы с зарубежными специалистами, публикации в открытых изданиях, обсуждения на международных конференциях подтверждают, что разработанные нами технологии находятся на мировом уровне», – говорит Евгений Харин, начальник отделения 9 ЛИИ. Под его руководством шла и проводится в настоящее время работа по созданию и развитию новых технологий летных испытаний авионики.

За последние полтора десятка лет специалисты ЛИИ сделали настоящую революцию, позволившую сократить стоимость и сроки одного из самых дорогостоящих процессов авиастроения – летных испытаний самолетов и вертолетов.

Вспоминая прошлый век


Как вспоминает Валерий Поликарпов, работавший в 70-х – 80-х годах ХХ века ведущим инженером по летным испытаниям в ЛИИ, специалисты устанавливали громоздкие фотоаппараты на самолете для определения его пространственной ориентации и точных координат. Информация от испытываемых систем регистрировалась на магнитофоны.

После полета вручную аэрофотоснимки накладывались на карты земной поверхности, и определялись точные значения параметров движения самолета. Информация с магнитофонных лент поступала в ЭВМ на расшифровку. Многочисленной группе инженеров и техников в течение длительного времени приходилось проделывать огромную кропотливую работу для оценки материалов летных испытаний.

Такие методы применялись в летных испытаниях десятков гражданских и военных самолетов, хотя технология испытаний имела существенные недостатки. Аэрофотосъемка производилась только при определенных метеоусловиях. Запись на магнитную ленту могла производиться не дольше 40 минут, затем магнитную ленту приходилось менять. На обработку данных одного полета уходило 2-3 недели, а количество задействованных на обработке материалов специалистов составляло до 15-30 человек.

«Росли требования к точности измерений траектории и оперативности анализа материалов испытаний воздушных судов. Мы понимали, что скорость и точность обработки данных становятся определяющими для получения результата, тем более, что обычно в ходе испытаний выполнялись сотни полетов каждого типа самолета», – вспоминает Поликарпов.

Поэтому в середине 90-х годов было принято решение о создании комплекса бортовых траекторных измерений.

С точностью до сантиметров

К моменту появления в России целой серии новых гражданских (Ил-96-300, Ту-204СМ, SSJ-95) и военных самолетов (Су-30МКИ, МиГ-29СМТ, Т-50) и вертолетов специалисты ЛИИ и НПЦ «Вертикаль» разработали комплекс бортовых траекторных измерений и провели его Государственные испытания. При создании КБТИ и технологии летных испытаний использовались достижения самых разных направлений науки и техники – электроники, информатики, спутниковой навигации, вспоминает Игорь Копылов, заместитель начальника отделения 9 ЛИИ.

В едином комплексе воплощены результаты труда большого числа специалистов. Математики, программисты, электронщики разработали сложную систему, позволяющую оценивать точное положение самолета. В малогабаритном комплексе бортовых траекторных измерений параметры оцениваемых самолетных систем накапливаются на миниатюрном флэш-накопителе. В тот же комплекс встроен приемник спутниковой навигации, принимающий сигналы от спутников отечественной системы ГЛОНАСС и американской GPS. По сигналам от спутников и вычисляются траекторные параметры самолета.

«Спутниковый приемник сегодня есть почти в любом мобильном устройстве, он определяет местоположение, например, автомашины с точностью до 5-10 метров. Наш комплекс позволяет определять координаты самолета в полете с точностью до 0,7 метров, скорость - до 0,1 метра в секунду, курс – до 5 угловых минут, синхронизировать эталонные и оцениваемые параметры с погрешностью до 1 миллисекунды», – с гордостью говорит Копылов.

В ЛИИ созданы стационарная и мобильная базовые контрольные станции. Мобильная – на основе автомобиля – используется для обеспечения летных испытаний в отдаленных от аэродрома ЛИИ районах. Благодаря разработанному в ЛИИ специализированному программному обеспечению обработка данных испытательных полетов, анализ и получение результатов занимают 1-2 дня.

Комплекс предоставляет возможность инженеру-экспериментатору во время испытательного полета транспортного самолета с помощью ноутбука следить за работой бортовых систем, наблюдать за погрешностями их параметров, контролировать выполнение полетного задания.

Самолеты садятся на палубу в Баренцевом море

Международную оценку своей технологии жуковские специалисты получили при испытаниях палубных истребителей МиГ-29К/КУБ на авианосце «Викрамадитья». «В течение долгого времени мы вместе с индийскими специалистами проводили оценку точности посадки самолетов на корабль и посадочных радиосистем истребителя и корабля. Наверное, в успешном выполнении крупного международного контракта есть и наша заслуга», – говорит начальник лаборатории Андрей Ясенок.

В нашей стране изготовлено более полусотни таких приборов. С ними успешно проведены испытания самолетов Су-30МКК, МиГ-29К/КУБ, Бе-200, вертолетов «Ансат» и новых версий Ми-8, модернизированного военно-транспортного лайнера Ил-76МД-90А и др.

Непрерывное совершенствование



В небольшой лаборатории в Жуковском ученые демонстрируют новое детище – малогабаритный информационно-измерительный комплекс. Небольшой прибор весом всего в два килограмма (вес блока КБТИ – 7 кг) позволит не только определять местоположение самолетов и вертолетов в пространстве, как и КБТИ, но и служить при испытании новых летательных аппаратов, например, несравненно более легких и компактных беспилотников, коммерческих самолетов.
Tags: Горизонты, инновации, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments