uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

«Грузовики» легкого класса: состояние и перспективы развития рынка ЛВТС в 2016-2025 годах



Обеспечение аэромобильности наземных войск одно из главных условий при подготовке и ведении современных локальных войн. Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет широкий круг задач по перевозке личного состава, вооружения и военной техники, материально-техническому обеспечению, эвакуации раненых и т.д. В последние годы ВТА стала широко применяться для выполнения миротворческих и гуманитарных миссий – доставка продуктов и медикаментов в районы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, эвакуация пострадавших, переброска подразделений миротворческих сил ООН для поддержания мира в «горячих» точках планеты.

Производители военно-транспортных самолетов (ВТС) и авиационные эксперты до сих пор не пришли к единому подходу к их классификации. Тем не менее, наиболее часто применяемая классификация ВТС по критериям грузоподъемности и дальности полета предполагает разделение ВТС на три класса: легкие тактические ВТС (ЛВТС) с массой полезной нагрузки до 10 тонн, оперативно-тактические ВТС среднего класса грузоподъемностью 10-40 тонн, стратегические тяжелые ВТС грузоподъемностью более 40 тонн. «Особенностью рынка ВТС является совершенствование самолетов в рамках классической схемы высокоплана с крылом малой стреловидности, имеющим развитую механизацию, многодвигательную силовую установку и заднее расположение грузовой рампы, – говорит руководитель направления сводного анализа и контроля программ Дирекции программ военной авиации ОАК Сергей Моисеев. – Революционных изменений аэродинамической компоновки, типа силовой установки и выход ВТС на крейсерские сверхзвуковые скорости в ближайшей перспективе не предвидится. Поэтому в рамках классической схемы постоянно совершенствуются и сохраняют свой экспортный потенциал, отметивший свое шестидесятилетие, американский С-130 Hercules, последние модификации итальянского С-27J Spartan и испанского C-295М, базовые модели которых G-222 и CN-235М, соответственно, разработаны в 70-80-х годах прошлого века».

В данной статье ограничимся рассмотрением самого многочисленного класса легких рамповых ВТС с турбовинтовыми двигателями. Ведущее положение на рынке занимают ЛВТС С-295 производства подразделения европейской компании Airbus Group - Airbus Defence and Space и С-27J Spartan итальянской компании Alenia. Госпредприятие «Антонов» совместно с саудовской компанией Taqnia приступили к реализации программы по разработке и производству модернизированной версии Ан-32 под обозначением Ан-132. Завершается программа разработки российского Ил-112В.

Первый полет планируется в 2016 году.

В настоящее время происходит некоторое перераспределение потребностей сектора рынка ВТС в части увеличения потребности в легких и снижения потребности в тяжелых военно-транспортных самолетах. Это обусловлено, прежде всего, опытом боевых действий в локальных конфликтах, где зачастую возникает потребность оперативно перебросить 1-2 контейнера грузов или 20-30 человек личного состава на относительно небольшие расстояния с использованием ВПП ограниченной длины в 700-800 метров. Использование для этих целей средних ВТС, например С-130, нерационально с экономической точки зрения.

Увеличению спроса способствует также все более широкое использование ЛВТС для создания комплексов специального назначения: непосредственной авиационной поддержки, радиолокационного наблюдения и наведения, РЭП, морских патрульных и противолодочных самолетов.

«Общие потребности рынка ЛВТС в период с 2016 по 2025 годы оценивается порядка 260 самолетов, – говорит Сергей Моисеев. – Лидирующее положение на рынке до 45% сохранит С-295, на втором месте с долей 35% останется С-27J. Ан-132 при благоприятных обстоятельствах и активной маркетинговой политике может занять до 15% рынка. Не исключены и первые поставки на экспорт Ил-112В с долей порядка 5%».

C-295



Турбовинтовой ЛВТС производства Airbus Defence and Space. Разработан испанской фирмой CASA (позднее вошедшей в Airbus) с участием индонезийской компании Industri Pesawat Terbang Nusantara на основе его предшественника СN-235. С-295 по сравнению с СN-235 имеет удлиненный фюзеляж и более мощные и экономичные турбовинтовые двигатели, позволившие увеличить на 50% дальность и грузоподъемность.

Первый полет прототипа самолета состоялся в 1997 году, серийное производство развернуто в 2000 году. Поставка первого серийного самолета ВВС Испании выполнена в 2001 году. Всего за период производства поставлено заказчикам из 21 страны 144 самолетов С-295 различных модификаций. Портфель заказов составляет более 20 самолетов.

Основными модификациями самолета являются:
• C-295M – основной военно-транспортный вариант самолета;
• C-295W - модифицированный транспортный вариант, созданный в 2013 году, оборудованный законцовками-винглетами и модифицированным двигателем;
• NC-295/CN-295 – лицензионный C-295, выпускаемый в Индонезии;
• AC-295 Gunship – самолет непосредственной авиационной поддержки, разработан по заказу ВВС Иордании, вооружен 30-миллиметровыми авиационной пушкой и 70-миллиметровыми корректируемыми авиационными ракетами типа APKWS;
• C-295MPA Persuader – морской патрульный и противолодочный вариант, оборудованный шестью точками подвески для размещения торпед и управляемых ракет класса «воздух-корабль».
• C-295 AEW&C – самолет дальнего радиолокационного обнаружения, оснащен РЛС с АФАР компании IAI (Israel Aerospace Industries).

Кроме того, с 2016 года проводятся работы по установке на С-295 оборудования «шланг-конус» для выполнения дозаправки топливом в воздухе вертолетов и других ЛА с невысокой скоростью. Дозаправка будет осуществляться из основных баков. По требованиям заказчиков возможна установка в грузовом отсеке и дополнительных топливных баков.

Планируется расширение возможностей С-295 в части выполнения задач радиоэлектронной разведки. Оборудование для проведения радиотехнической и радиоразведки предполагается устанавливать на специальных поддонах в грузовом отсеке, что позволит при необходимости оперативно возвращать самолет в транспортную конфигурацию.

В мае 2015 года C-295 был объявлен победителем тендера ВВС Индии на поставку 56 ЛВТС. Планируется 16 самолетов поставить в летном состоянии, остальные 40 собрать по лицензии в Индии компанией Tata Advanced Systems.

Из 144 самолетов два потеряны в авиационных катастрофах: один ВВС Алжира и один ВВС Польши. Морской патрульный и противолодочный варианты поставлены в Алжир. Имеются заказы от ВВС Чили, Португалии и Омана. Среди потенциальных заказчиков называют Австралию, Канаду, Индию, Перу, Тайвань и Индонезию.

С-27J Spartan


На фото: Грузовая кабина C-27J Spartan.

В 1997 году компании Alenia Aeronautica и Lockheed Martin образовали совместное предприятие LMATTS (Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems) и приступили к разработке ЛВТС С-27J Spartan на базе самолета G.222.

На С-27J Spartan установлены оборудование кабины и двигатели, используемые на наиболее современном варианте C-130J Super Hercules, что позволило увеличить на 35% дальность полета и на 15% крейсерскую скорость по сравнению с G.222.

Из-за высокой степени унификации оборудования и систем С-27J Spartan с C-130J Super Hercules получил также название Half Hercules (половина Геркулеса).

Первый полет самолета состоялся в 1999 году, серийное производство развернуто в 2001 году. Первый серийный самолета поставлен ВВС Италии в 2007 году.

Основными модификациями самолета являются:
• C-27J – основной военно-транспортный вариант самолета для ВВС Италии и иностранных заказчиков;
• C-27А - военно-транспортный вариант самолета для ВС США;
• МC-27J Praetorian – многоцелевой самолет, предназначенный для решения задач управления, связи, ретрансляции сигналов и непосредственной авиационной поддержки, вооружен 30-миллиметровой авиационной пушкой и управляемыми ракетами «воздух-поверхность» Brimstone или Hellfire;
• EC-27 Jedi (jamming and electronic defence instrumentation) – самолет радиоэлектронного противодействия.

В 2006 году совместное предприятие LMATTS было распущено, когда Lockheed Martin предложил C-130J как соперника C-27J в конкурсе на закупку 78 военно-транспортных самолетов для сухопутных войск и ВВС США по программе JCA (Joint Cargo Aircraft) общей стоимостью $2,04 млрд. В конкурсе принимал участие также С-295. В июне 2007 года победителем в конкурсе был определен C-27J компании Alenia Aeronautica, вышедшей на конкурс совместно с американской компанией L-3 Communications в качестве головного исполнителя контракта. Первый самолет под обозначением С-27А был поставлен вооруженным силам США в октябре 2008 года. В дальнейшем из-за бюджетных сокращений заказ был сокращен до 38 самолетов, а затем в 2012 году до 21 С-27А.

Всего за период производства поставлено 67 самолетов С-27 различных модификаций заказчикам из десяти стран.
Портфель заказов составляет более 15 самолетов. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются Нигерия, Тайвань, Египет, Оман, Канада и ряд других стран.

Ан-132


На фото: Секция фюзеляжа строящегося на ГП «Антонов» первого демонстрационного образца самолета Ан−132.

В мае 2015 года госпредприятие «Антонов» и саудовская компания Taqnia Aeronautics Co. подписали Соглашение о разработке и производстве легкого транспортного самолета Ан-132 в Саудовской Аравии. Новая модель самолета будет создана на базе Ан-32. В свою очередь Ан-32 разработан в 70-х годах на основе Ан-26 специально для эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Первый полет опытного самолета Ан-32 состоялся в 1977 году, серийного в 1983 году. Всего выпущено более 350 самолетов.

Только в Индии в эксплуатации находятся более 100 модернизированных госпредприятием «Антонов» Ан-32. Кроме того, самолеты были поставлены в Афганистан, Бангладеш, Никарагуа, Экваториальную Гвинею, Перу, Эфиопию, Шри-Ланка и Мексику.

На Ан-132 будут установлены двигатели Pratt & Whitney Canada PW150 с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, современный комплекс авионики компании Honeywell и ряд других систем западного производства. В соответствии с планами «Антонов», сборка самолета-демонстратора Ан-132 должна быть завершена во втором квартале 2016 года, а первый полет состояться в конце текущего года.

После выполнения серии испытательных полетов на Украине, а затем в Саудовской Аравии, партнеры по программе – «Антонов», Taqnia Aeronautics Co. и Центр научных исследований и технологий им. короля Абдулазиза (KACST - King Abdulaziz City for Science and Technology) представят самолет потенциальным заказчикам.

По результатам презентации госпредприятия «Антонов» планирует подписать новый контракт, предусматривающий продолжение программы Ан-132: проведение сертификации, запуск самолета в серийное производство и поставку заказчикам.
Tags: Горизонты, аналитика
Subscribe

Posts from This Journal “Горизонты” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment