uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Фрагменты книги Г. Кузнецова "В небе Кубинки ХХ века. Записки пилотажников."



Как известно, никто и никогда не снимал с 234-го «пилотажного» полка задач по боевой подготовке. Опыт проведения воздушных боев во Вьетнаме и на Ближнем Востоке показал, какое значение имеет ближний маневренный воздушный бой с противником и наличие на борту истребителя пушечного вооружения. Судя по тому, что «пилотажники» Кубинки постоянно принимали участие в проведении различных крупных войсковых учений с применением авиации, проведении показательных маневренных воздушных боев на малых высотах, участвовали совместно с летчиками-испытателями в освоении поступающих на вооружение новых модификаций авиационной техники, передавали свое летное мастерство летчикам других строевых полков, уходящих за рубеж для выполнения поставленных перед ними ответственных задач, в качестве летчиков-инструкторов и советников готовили летные кадры в ряде «горячих точек» зарубежных стран, их богатый пилотажный опыт оказался востребованным.





Рассказывает полковник Виктор Иванович Медведев – известный лётчик-пилотажник, заслуженный военный летчик СССР, мастер спорта СССР по самолетному спорту, занимавший с июня 1965 по январь 1970 года пост командира 234-го ГИАП.


«На первых порах освоения реактивной техники у отдельных летчиков бытовало мнение, будто маневренный воздушный бой утратил свое прежнее значение, что теперь все будет решать первая атака, атака на прямой.

Вовремя обнаружит противника расчет наземной радиолокационной станции, точно наведет на него атакующий истребитель, и победа обеспечена. А раз так, то нужно ли вообще тратить силы и время на отработку элементов сложного и тем более высшего пилотажа, визуального поиска противника, свободного воздушного боя одиночно и в группе.

Получался какой-то парадокс. Летчик пилотировал самолет, обладавший возросшими боевыми возможностями, и в то же время ему отводилась роль пассивного исполнителя воли наземного пункта управления и наведения. Ошиблись наведенцы, не состоялся перехват — летчик тут вроде бы и не при чем. А ведь летчик-истребитель — это прежде всего воздушный боец, поднимающийся в небо с одной целью — во что бы то ни стало перехватить и уничтожить противника. Ему нельзя надеяться только на подсказку с земли.

Бойца атакующего стиля отличает умение выжать все, на что способен современный скоростной самолет, в полной мере использовать весь арсенал боевых приемов для достижения победы. Как говорил трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, летчик-истребитель должен уметь применить в бою не сто ранее заученных приемов, а находить сто первый, самый неожиданный, а поэтому и самый опасный для врага.

И, конечно, глубоко заблуждались те летчики, которые отрицали необходимость сложного и высшего пилотажа на современных сверхзвуковых самолетах, ставили под сомнение необходимость тренировок в ведении свободных маневренных воздушных боев.

Больше того, говоря о значении пилотажа, следует отметить, что воздушный бой на современных истребителях и истребителях-бомбардировщиках во многих случаях будет схож с тем, который проводился на самолетах с поршневыми моторами. А именно: как и прежде в завязавшемся маневренном бою летчику необходимо видеть противника. Уже одно это дает ему преимущество при выборе маневра для атаки, способствует боевой активности. Воздушный боец, потерявший из виду самолет врага, может быстро оказаться под его губительным огнем.

Foto_02_002.jpg
На фото: «Ромб» МиГ-21ФЛ 3-й АЭ 234-го ГИАП, ведомый полковником Медведевым В.И., выполняет пилотаж в зоне. Кубинка, 1971г. (фото из ж. «Авиация и космонавтика», 1972, №5) (архив Г.Кузнецова)

Мне не довелось участвовать в Великой Отечественной войне. Но моими первыми учителями были те, кто прошел горнило воздушных боев, чьи подвиги в дымном небе войны были отмечены высшими боевыми отличиями. И именно они, летчики-фронтовики, не уставали повторять, что основа победы в воздушном бою заложена в умении летчика в любой момент полета «видеть на все 360°, то есть постоянно вести осмотрительность, активный визуальный поиск.

Слов нет, радиолокационный прицел расширил, если можно так выразиться, зрительные возможности человека, но расширил в определенных пределах и при определенных условиях. В маневренном воздушном бою, тем более когда его ведет группа самолетов, радиолокационный прицел не всегда применишь. Значит, надо постоянно видеть противника, поддерживать зрительную связь и огневое взаимодействие с летчиками своей группы. В этом — успех боевого маневрирования, залог победы.


На фото: Командир эскадрильи Аведиков Е.М. дает указания летчику эскадрильи Задвинскому Г.С. после проведенного совместного полета; Кубинка, первая половина 70-х годов (архив Е.М. Аведикова).

Вспоминаю исключительно динамичную схватку в небе, которая разыгралась в ходе маневров «Двина». Ее вели мастера боевого применения летчики-истребители Е. Аведиков н Г. Задвинский. Фигуры сложного и высшего пилотажа следовали одна за другой. Скоротечность ситуаций, возникавших в ходе боя, поражала даже видавших виды авиационных начальников. Чувствовалось, что «противники» все время видят друг друга и благодаря этому своевременно определяют начало необходимых маневров. Летчики во всем блеске продемонстрировали пилотажные и боевые качества сверхзвуковых самолетов, показали, что маневренный бой на данном этапе развития авиационной техники играет немаловажную роль в достижении победы в воздухе…»

Фрагменты книги Г. Кузнецова «В небе Кубинки ХХ века. Записки пилотажников. — По страницам истории 234-го Гвардейского истребительного авиационного полка. 1950-1992 гг.», 2013.

Tags: Стрижи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments