uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

ОАК научит: наставники Корпорации открывают дорогу будущим авиастроителям



13 февраля в Москве начал работу всероссийский форум «Наставник». Тема наставничества исторически близка ОАК, как компании, аккумулировавшей под своей крышей ведущие авиационные КБ с богатыми инженерно-конструкторскими школами.

«Отечественное авиастроение всегда развивалось благодаря наставничеству. Тысячи школьников приходят в техникумы и вузы после кружков авиамоделизма, которые обычно ведут энтузиасты-инженеры или опытные летчики. Ещё в советское время великие конструкторы - Ильюшин, Сухой, Яковлев, Люлька - проводили много времени рядом с чертёжными досками молодых конструкторов - передавали опыт. Сегодня случается, что уже молодые сотрудники передают опыт в области, например, цифровых технологий старшим товарищам по работе. На наших заводах и КБ сегодня работает свыше полутора тысяч наставников, их число растет с каждым годом, как и количество практик», - отметил президент ОАК Юрий Слюсарь.

С развитием технологий увеличивается и число специальностей, тонкостями которых делятся наставники. А с распространением цифровых технологий, случается, уже не только старшие передают знания младшим, но и еще недавно закончившие вуз передают знания своим коллегам.

Сегодня каждый десятый сотрудник компании, а это более десяти тысяч человек, вовлечены в программы наставничества, как со стороны опытных конструкторов и рабочих, так студентов и молодых специалистов. Интерес к этой теме со стороны менеджмента временем только растет. Наставничество – это не только передача знаний и опыта из первых рук, но и погружение в особую производственную культуру.

Кто же они - наставники?

Летчик-ас



Один из самых именитых наставников работает в городе Москве на ОКБ Сухого. Это Виктор Георгиевич Пугачев, Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель, с 1999 года - заместитель главного конструктора 1 степени по летным испытаниям. Ни для кого не секрет, что именно его именем названа фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева». В 1989 году летчик исполнил ее публично на авиасалоне в Ле Бурже.

Отметим, что Виктор Георгиевич вошел в десятку лучших наставников в номинации «Предпринимательство и промышленное производство» на форуме «Наставник» в 2018 году.

Наставники также формируют уникальную базу данных: в специальном сборнике можно найти около полутора десятка методических материалов, содержащих практические знания наставников.

Согласно кадровой политике ОКБ Сухого, наставниками могут стать специалисты со стажем от 15 лет, а в число курируемых попадают студенты профильных вузов, совмещаемых работу с учебой или специалисты до 30 лет. По данным на начало и конец 2017 года, в должности выросли более трети курируемых, а один из ребят занял руководящую должность начальника бригады.

По следам Туполева



Бывает, что наставникам удавалось получать опыт создания самолетов, что называется, из первых рук легендарных конструкторов. Это можно сказать о заместителе начальника центра по НИР компании «Туполев» Анатолии Кощееве.

Из его воспоминаний:
«Георгий Алексеевич Черемухин, мой учитель и предшественник на посту руководителя ПКЦ «Аэродинамика», взял меня, молодого специалиста, нелегально на первый полет Ту-144, велев не вылезать из автомобиля. Въезжаем на летное поле ЖЛИиДБ. Подъезжаем к машине, в которой сидят Андрей Николаевич и Алексей Андреевич Туполевы. Георгий Алексеевич несколько минут разговаривает с ними, затем возвращается, и обе машины медленно двигаются вдоль взлетной полосы. Снова остановка. Все трое выходят, оглядываются и о чем-то переговариваются. Алексей Андреевич и Черемухин остаются на месте, а машина со старшим Туполевым продвигается метров на 300 вперед. Андрей Николаевич выходит и присаживается на стульчик.

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 впервые отрывается от взлетной полосы точно напротив места, где сидит Генеральный конструктор Андрей Николаевич Туполев.»
31 декабря 1968 года

Сегодня на Туполеве организована «Школа наставников», 27 человек получили удостоверения наставника.

Иркутский авиазавод



Наталья Владимировна Безбородова работает на Иркутском авиационном заводе (филиал корпорации «Иркут») уже 41 год. Она работает мастером участка. Также является уполномоченных профкома корпорации «Иркут» по охране труда. В ее подразделении большое внимание уделяется вопросам охраны и улучшений условий труда, внедрению элементов бережливого производства. В течение нескольких лет здесь не было случаев производственного травматизма и профзаболеваний. Помимо основной работы Наталья Владимировна занимается адаптацией молодых специалистов и молодых рабочих на Иркутском авиазаводе. Ее наставнический стаж уже превышает 10 лет.



Юрий Владимирович Сопп работает на ИАЗ в должности заместителя начальника агрегатно-сборочного производства по производству изделия «Су». За 35 летний рабочий стаж он уже почти 20 лет занимается наставничеством – адаптацией рабочих и специалистов на заводе. «За последнее время в цеха агрегатно-сборочного производства Иркутского авиазавода пришло много новых рабочих, – говорит Юрий Владимирович. – Сейчас молодежь на завод приходит более образованная – у многих за плечами техникум или вуз. Такие ребята нам очень нужны, ведь будущее предприятия – за высококвалифицированными молодыми специалистами».
Большинство новичков успешно вливаются в коллектив и благодаря своим наставникам, в том числе и Юрию Владимировичу Соппу, уже через один-два месяца начинают работать самостоятельно.

ОАК-ЦК начинает с МАИ


Евгений Неретин - справа.

Параллельно основной работе значительную часть времени Заместитель начальника отдела систем самолётовождения ОАК-Центр комплексирования Евгений Неретин отдает преподаванию – по совместительству он является доцентом кафедры «Системы автоматического и интеллектуального управления» МАИ.

Неретин отмечает: «Преподавание позволяет гораздо глубже изучить предмет, которым занимаешься на работе. Также преподавание позволяет выделить лучших студентов, предметно заниматься с ними.
Выбирая лучших студентов, у которых действительно "горят глаза" и имеется огромное желание набраться опыта в авиации, я, безусловно, рекомендую их на работу в нашу организацию. Многие из них приходят к нам на третьем-четвертом курсе, проходят практику, пишут диплом и становятся полноправными коллегами. В этом есть большой плюс – к окончанию института наша компания получает готовых специалистов, а студенты – бесценный опыт работы в авиации».

Колыбель гидроавиации

На «ТАНТК им. Г.М.Бериева» осуществляется систематическая работа с молодыми рабочими и специалистами, даже установлен срок наставничества - 1 год.

Наставники, как правило, назначаются из числа наиболее опытных высококвалифицированных специалистов, часто наставниками становятся руководители направлений, пользующиеся авторитетом в коллективе. На Бериеве в прошлом году было зарегистрировано порядка 150 наставников.


Руслан Стукань на фото слева.

Лучший наставник ТАНТК им. Г.М.Бериева – Руслан Стукань. С 2011 года он работает сборщиком – клепальщиком 6 разряда агрегатно – сборочного цеха (участок сборки балочных держателей). Стукань имеет высшее образование, закончил Южный федеральный университет по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», обучается в магистратуре ЮФУ по специализации «Производственный менеджмент». На протяжении 6 лет является наставником вновь принятых работников и участвует в процессе их адаптации.

Авиастар-СП и World Skills




Многие наставники выступают экспертами на соревнованиях по стандартам World Skills. Один из них – Филичев Юрий Иванович, заместитель начальника агрегатно-сборочного производства «Авиастар-СП».

WorldSkills International — международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований.

Tags: ОАК, кадры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments