uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Морские дозорные: мировой рынок базовых патрульных самолетов


C295-Maritime-Patrol-Aircraft-MPA

Важное место среди противолодочных средств, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, занимают противолодочные самолеты базовой и авианосной авиации. Эксперты прогнозируют устойчивый рост рынка самолетов патрульной авиации и морского наблюдения ежегодно на 7,4 % в период с 2017 по 2026 год.

Появление в разгар холодной войны атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, ставших одной из основных составляющих триады стратегических ядерных сил, активизировали разработку противолодочных средств, в частности базовых патрульных самолетов (БПС).

P-3 Orion



Наиболее массовым зарубежным базовым патрульным самолетом стал P-3 Orion. Он был создан компанией Lockheed на базе среднемагистрального турбовинтового пассажирского самолета L-188 Electra. Первый полет начальной модификации P-3А состоялся еще в ноябре 1959 года. За период серийного производства с 1961 по 1990 год было построено более 750 самолетов в вариантах Р-3А, Р-3В, Р-3С, в том числе порядка 220 поставлено на экспорт. С 1969 года выпущено 450 самолетов в варианте P-3C, которые на сегодняшний день находятся на вооружении Военно-морских сил (ВМС) США и 16 зарубежных стран. В процессе серийного производства P-3C постоянно совершенствовался и оснащался современными системами связи, навигации и вооружения. В результате появились четыре модификации – Update I, II, III и IV.

В состав бортового оборудования Р-3С модификации Update IV для выполнения боевых задач по основному предназначению входят:
• для обнаружения и отображения информации о подводных лодках – система DIFAR (Directional Frequency and Ranging), обрабатывающая данные приемников сигналов AN/SSQ-75 одновременно от 54 радиогидроакустических буев (РГБ), и детектор магнитных аномалий AN/ASQ-81;
• для обнаружения и опознавания надводных кораблей – многорежимная радиолокационная станция (РЛС) AN/APS-137 с синтезированной апертурой, обеспечивающая целеуказание для противокорабельных ракет (ПКР) AGM-84 Harpoon;
• инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS-36.

Вооружение самолета общей массой до 9 т размещается во внутрифюзеляжном отсеке (размер 2,0 х 0,8 х 3,9 м) и на 10 наружных узлах подвески. P-3C способен нести ПКР типа AGM-84 Harpoon, управляемые ракеты класса «воздух – -поверхность» AGM-65 Maverick, торпеды, мины и глубинные бомбы, в том числе ядерные.

В середине 1990-х годов была выполнена программа P-3 MLU (Mid-Life Update – программа модернизации в середине срока службы самолета). Произведена замена на новые консолей крыла, центроплана и горизонтального хвостового оперения. Это позволило продлить летный ресурс до 15 000 часов, а срок службы увеличить еще на 20–25 лет.

С 2004 года была реализована программа COP (Critical Obsolescence Program) по замене устаревших и часто отказывающих бортовых систем. Взамен устаревших были установлены новые радиостанции, аппаратура передачи данных, автопилот и ряд другого бортового оборудования, что значительно повысило их возможности и надежность.

До 2006 года для улучшения боевых возможностей по поражению надводных целей на 70 самолетах Р-3С была выполнена программа AIP (Antisurface Warfare Improvement Program), в рамках которой в состав вооружения были включены новые ракеты и торпеды.

С учетом программ продления ресурса Р-3C будет находиться в строю до 2035–2040 годов и будет заменен ВМС США на P-8A Poseidon и беспилотники MQ-4C Triton на основе RQ-4 Global Hawk.

Atlantic и Nimrod



Среди других зарубежных базовых патрульных самолетов одного класса и эпохи с P-3 Orion следует отметить турбовинтовой Atlantic разработки французской компании Breguet Aviation (вошла в состав Dassault Aviation) и реактивный Nimrod британской компании Hawker Siddeley (в настоящее время BAE Systems).

Первый полет Atlantic состоялся в октябре 1961 года – на месяц позже советского Ил-38. За период серийного производства с 1961 по 1987 год выпущено 115 самолетов в вариантах Atlantic 1 и Atlantic 2. Они были поставлены на вооружение ВМС Франции, Германии, Италии и Нидерландов. Три самолета из состава ВМС Франции в 1970-х годах были проданы Пакистану. В 2000-х годах в ВМС Германии и Нидерландов Atlantic был заменен на P-3 Orion, а в ВМС Италии – на ATR-72MP. В настоящее время единственным эксплуатантом Atlantic 2 являются ВМС Франции.

Вооружение общей массой до 3 500 кг может включать две ПКР типа Exocet, до восьми торпед, 12 глубинных бомб, морские мины, бомбы. Основное отличие Atlantic 2 от предыдущего варианта в наличии инфракрасной станции переднего обзора FLIR (Forward Looking Infrared), современной авионики и нового навигационного оборудования. Планируется эксплуатация в ВМС Франции до 2030 года.

Британский Nimrod совершил первый полет в мае 1967 года. За период серийного производства с 1968 по 1970 год выпущен 51 самолет (с учетом двух прототипов). Эксплуатировались только в ВМС Великобритании. Выведены из эксплуатации в июне 2011 года.

«Самолеты Orion, Atlantic и Nimrod находятся на вооружении уже порядка 50 лет, – говорит советник президента ОАК, Герой России Владимир Михайлов. – Созданные изначально как базовые противолодочные самолеты, после окончания холодной войны они значительно эволюционировали. Сегодня они способны выполнять не только более широкий спектр боевых задач и задач боевого обеспечения, но и использоваться для борьбы с наркотрафиком, пиратством, незаконной миграцией, поиска и спасания, наблюдения за исключительными экономическими зонами и так далее».

P-8A Poseidon



Исследования ВМС США по формированию требований при создании нового патрульного противолодочного комплекса для замены P-3 Orion по программе многоцелевого морского самолета MMA (Multi-Mission Maritime Aircraft) начались в 1980-х годах. Создание MMA проводилось на конкурсной основе в несколько этапов с начала 1990-х годов с участием компаний Lockheed Martin и BAE Systems, предложивших соответственно новые версии Р-3 Orion 21 и Nimrod MRA4, а также Boeing с новой разработкой на базе турбовентиляторного узкофюзеляжного пассажирского самолета Boeing 737-800.

Победителем в тендере в мае 2004 года была названа компания Boeing, с которой уже через месяц был подписан контракт стоимостью $3,9 млрд на разработку MMA. Первый полет опытного образца состоялся в апреле 2009 года. Первый серийный образец поставлен в ВМС США в марте 2012 года. В 2013 году самолет был принят на вооружение. По состоянию на ноябрь 2017 года всего поставлено ВМС США более 50 P-8A Poseidon. Его серийное производство запланировано до 2019 года. Общее количество закупаемых самолетов составит 117 единиц.

Особенностью P-8A Poseidon является оснащение улучшенной многорежимной РЛС компании Raytheon AN/APY-10, являющейся наиболее современной модификацией AN/APS-137, установленной на Р-3С Orion. AN/APY-10 имеет меньшие массово-габаритные показатели и потребление мощности, увеличенные наработки на отказ. Вес вооружения самолета – до 9 т. Оно размещается на пяти точках подвески во внутреннем бомбоотсеке и на шести внешних точках подвески.

Помимо производства для американского флота, Poseidon уже поставляется и на экспорт. В январе 2009 года был подписан контракт на поставку ВМС Индии 8 самолетов, адаптированных под требования первого иностранного заказчика и получивших обозначение P-8I Neptune. Стоимость контракта составила $2,1 млрд.

Самолеты были поставлены в период 2013–2015 годов. Особенностью P-8I стала интеграция в хвостовую часть фюзеляжа дополнительного радара и детектора магнитных аномалий, а также ряд систем индийской разработки – связи, спутниковой навигации, передачи тактических данных. В июле 2015 года был подписан контракт на поставку в 2020 году ВМС Индии дополнительно четырех P-8I Neptune.

В 2014 и 2016 годах были подписаны два контракта на поставку в Австралию по четыре P-8A с опционом на четыре самолета. Общая стоимость этих соглашений – $3,6 млрд. Первый самолет передан в сентябре 2016 года. Великобритания приобрела девять P-8A. Контракт общей стоимостью $3,87 млрд заключен в июле 2016 года. Начало поставок намечено на 2019 год. ВМС Норвегии 29 марта 2017 года подписали контракт на поставку пяти P-8A в период 2022–2023 годов. Среди потенциальных заказчиков рассматриваются также флоты Канады, Италии, Новой Зеландии, Саудовской Аравии, Республики Корея и Турции.

Современные тенденции рынка

Длительное время после ослабления международной напряженности и блокового противостояния, распада Советского Союза и прекращения холодной войны создание новых комплексов базовой патрульной авиации не являлось приоритетной задачей. Незначительный рост рынка обеспечивался лишь программами модернизации, продления сроков службы и ресурсов парка самолетов, находящихся на вооружении.
Вместе с тем исследование, проведенное компанией Frost & Sullivan’s «Global Airborne Maritime Surveillance Aircraft Market, Forecast to 2026» прогнозирует с 2017 по 2026 год устойчивый рост рынка самолетов патрульной авиации и морского наблюдения ежегодно на 7,4 %.

Драйвером роста рынка базовой патрульной авиации стало не только достижение предельных сроков службы и необходимость замены парка самолетов типа P-3C, но и новые геополитические факторы, связанные с обострением территориальных споров между Китаем и странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) (Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Бруней) о принадлежности акватории и островов в Южно-Китайском море.

«Страны Юго-Восточной Азии имеют различное финансово-экономическое положение, и не все могут приобрести современные комплексы типа P-8A Poseidon, – считает Владимир Михайлов. – Поэтому мировые производители предлагают различные варианты на менее дорогостоящих платформах пассажирских региональных самолетов и бизнес-джетов как с турбовинтовыми, так и турбореактивными двигателями. Они также используют открытую архитектуру, предлагая интеграцию широкого спектра бортового оборудования разведки и наблюдения в реальном масштабе времени для удовлетворения требований заказчика».

Многие страны имеют заранее выработанные специфические требования к комплексам БПС, но недостаток финансов откладывает возможность закупать их в необходимом количестве. На таких рынках могут быть предложены и востребованны альтернативные бизнес-модели, такие как лизинг и поэтапные платежные механизмы.

Задачи морского наблюдения – мониторинг морских коридоров, защита рыболовства, профилактика и противодействие пиратству, контрабанде, незаконному обороту наркотиков и нелегальной иммиграции, патрулирование исключительных экономических зон, поиск и спасание – стали необходимым дополнением к перечню классических задач БПС. Эти самолеты используются также как летающие командные пункты при возникновении чрезвычайных ситуаций, управляющие сложными операциями с участием военных и гражданских ведомств.

«Рост политической напряженности и конфликтующие территориальные претензии в прибрежных регионах стимулировали интерес к морской патрульной авиации», – уверен Владимир Михайлов. Для решения существенно расширившегося перечня задач ведущие авиастроительные компании активно разрабатывают и предлагают на мировом рынке ряд новых комплексов.

ATR-72МР

Итальянской компанией Leonardo на базе турбовинтового пассажирского самолета ATR-72-600 разработан новый БПС ATR-72MP (MP – от Maritim Patrol) с использованием опыта создания ATR-42MP. Первая пара самолетов под обозначением P-72A поступила на вооружение вооруженных сил Италии в декабре 2016 года. В марте 2017 года ATR-72MP впервые демонстрировался в Малайзии на выставке LIMA.

Основой бортового оборудования самолета является авиационная тактическая система разведки ATOS (Airborne Tactical Observation and Surveillance) разработки Leonardo Airborne & Space Systems. Система ATOS использует и управляет широким спектром датчиков, обеспечивающих представление в целом тактической ситуации в наиболее подходящем формате, обеспечивая отличную ситуационную осведомленность. Основой бортового комплекса являются РЛС с фазированной антенной решеткой собственной разработки Seaspray и оптико-электронная станция FLIR Systems Star Safire.

На выставке самолет был показан без вооружения, однако наличие четырех подфюзеляжных точек подвески предполагает оснащение авиационными средствами поражения по желанию заказчика.

Saab Swordfish



Шведская фирма Saab в 2016 году на выставке в Сингапуре впервые продемонстрировала свою систему Swordfish на двух новых платформах компании Bombardier – бизнес-джете Global 6000 и турбовинтовом пассажирском самолете Q400.

Swordfish на 70 % унифицирована по составу бортового оборудования с системой AWACS GlobalEye, так же созданной на платформе Global 6000 (см. «Горизонты», 2017, № 3 (15), с. 28–33).
Использование Global 6000, по сравнению с предыдущими платформами, позволило расширить диапазон высот и скоростей полета, увеличить дальность и продолжительность полета. Отличием является оснащение дополнительной РЛС, оптико-электронной и инфракрасной станциями, расположенными в нижней части фюзеляжа, для обзора наземной и морской поверхностей.

Для ведения противолодочной борьбы комплекс оснащен современным скоростным процессором, обрабатывающим сигналы до 200 буев, детектора магнитных аномалий и других современных сенсоров для обнаружения и сопровождения подводных лодок. Самолет оснащен четырьмя точками подвески, на которых могут быть размещены до шести малогабаритных торпед EuroTorp или до четырех ПКР RBS 15EF.

Saab заявляет о стоимости системы Swordfish на платформе Global 6000 порядка 70 % от стоимости P-8A Poseidon на базе Boeing 737, а стоимости полного жизненного цикла на 50 % меньше. Поставки новых систем Swordfish компания Saab готова осуществить через три года после подписания контракта.

Другие проекты

Израильская компания Elbit одновременно с Saab проводит работы по созданию на базе бизнес-джета Bombardier Global 5000 комплекса морской патрульной авиации для противолодочных действий.

Мировые лидеры – компании Boeing и Airbus – также предпринимают активные попытки по доработке имеющихся платформ под требования БПС и продвижению их на рынок.

Компания Airbus провела в июле 2017 года двухнедельный демонстрационный тур самолета морского наблюдения C295MSA (Maritime Surveillance Aircraft) по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, посетив Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Филиппины и Республику Корея. Аналогичный тур планируется по странам Латинской Америки. В качестве преимуществ C295MSA особо отмечается низкая стоимость летного часа и более ранние, чем у конкурентов сроки поставки самолетов после подписания контрактов.

С 2015 года Boeing, используя опыт создания самолета P-8A Poseidon, предлагает на рынке самолет морского наблюдения на базе бизнес-джета Challenger 604 компании Bombardier.

Разрабатываются также и беспилотные комплексы. Наиболее продвинутым проектом следует признать модификацию средневысотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета Heron 1 (Shoval) для морского патрулирования израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI). Его впервые показали на выставке IMDEX Asia 2017 в Сингапуре в мае 2017 года. Планируется, что он заменит в Израиле самолеты Sea Scan, созданные на базе американского пассажирского самолета Jet Commander 1121 и адаптированные для ведения морского патрулирования. Heron 1 оснащен современной оптико-электронной станцией MOSP, разработанной подразделением TAMAM компании IAI и радаром ELTA ELM-2022.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments