uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Лечить лазером: авиаремонтные заводы корпорации осваивают новую технологию



ОАК создает новый центр компетенций лазерных технологий для авиаремонтных заводов. Использование современных лазеров помогает сократить продолжительность и стоимость ремонта агрегатов самолета с нескольких месяцев до нескольких недель.

«ОАК планирует объявить о создании центра лазерных технологий уже в 2018 году», – сообщил вице-президент ОАК по государственному оборонному заказу и сервисному обслуживанию авиационной техники государственной авиации Александр Бобрышев. Создание центров в европейской части страны началось на базе 123-го авиационного ремонтного завода в Старой Руссе, который специализируется на транспортной авиации. На Дальнем Востоке основой для аналогичного центра стал 322-й завод, ремонтирующий штурмовики Су-25 и вертолеты.

Дальний Восток: самолеты и корабли


Ремонт авиатехники на 322-м АРЗ

В 2017 году расположенный на Дальнем Востоке в Уссурийске 322-й авиаремонтный завод начал совместный проект с Институтом автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИАПУ ДВО РАН) по использованию промышленных лазеров при ремонте штурмовиков Су-25, а также других отечественных самолетов и вертолетов: Су-24, Су-27, Ка-27, Ка-29, К-32, Ми-8, Ан-2.

Традиционно кронштейны и качалки производят из магниевых сплавов методом литья. В процессе эксплуатации на корпусах этих деталей возникают небольшие трещины, появляются пятна локальной коррозии. Поскольку в настоящее время отсутствует технология восстановления деталей из магниевых сплавов методами сварки и наплавки, то при поступлении в ремонт эти детали считаются неремонтопригодными и подлежат замене.

В результате авиаремонтному заводу приходится заказывать новые кронштейны за несколько десятков километров у другого завода-изготовителя. Изготовление занимает от 6 до 18 месяцев и недешево стоит.

Чтобы выйти из этого положения, разработчик самолета заменил материал на алюминий, но заводы-изготовители полностью данный процесс еще не освоили.

Инженеры-технологи 322-го авиаремонтного завода совместно с сотрудниками Центра лазерных технологий ИАПУ ДВО РАН провели серию исследований процесса взаимодействия лазерного излучения большой мощности с магнием и его сплавами. Удалось найти технологические решения, позволяющие восстанавливать детали авиационной техники из магниевых сплавов методами лазерной сварки и лазерной порошковой наплавки.

Благодаря использованию современных технологий, ремонт кронштейнов удалось сократить до недели.

Сегодня ученые ИАПУ ДВО РАН и технологи активно изучают новые способы применения технологии, в том числе специальных методов напыления металла при образовании полых раковин, уничтожения коррозии металла и даже снятия напряжения металла.

Также прошло применение использование переносного лазера для удаления лакокрасочных покрытий перед покраской самолета. Прибор удаляет старую краску до «анода». Ранее операция смывки краски была одной из самых продолжительных. Для смывки детали погружали в агрессивные среды, что было вредно как для экологии, так и для здоровья сотрудников предприятий, выполняющих операции, преимущественно женщин.

В настоящее время проводятся организационно-технические мероприятия по разработке нормативной технологической документации на новые технологические решения, изучаются подходы по созданию специализированного технологического оборудования, позволяющего в автоматическом режиме выполнять лазерную сварку деталей из магниевых сплавов и лазерную заварку трещин на них.

При поддержке руководства ОАК в результате реализации комплексного проекта на Дальнем Востоке будет создана высокотехнологичная база авиационного ремонтного производства на основе лазерных роботизированных систем, позволяющих выполнять операции производства и ремонта изделий из материалов, применяемых в авиационной и космической промышленности.

«Лазер – хороший инструмент для промышленного применения, – отмечает технический директор ИАПУ ДВО РАН Александр Никитин. – В последние годы с появлением оптоволоконных лазеров с длиной волны 1 мкм также сократилось соотношение цена – качество».

Сокращение стоимости использования промышленных лазеров позволяет активнее применять их, например, в судостроении. Дальневосточные ученые наносят специальные защитные покрытия на корабли. Также активно для ремонта отдельных узлов судов используется 3D-печать. Одна из главных задач промышленности и науки сегодня – скорейшая адаптация под технологии регулирующих документов.

Новый центр в Старой Руссе



123-й авиационный ремонтный завод, специализирующийся на ремонте больших самолетов-транспортников Ил-76 различных модификаций, самолетов L-410, авиационных двигателей Д-30КП и АИ-20, планирует развернуть новый производственно-технический центр (ПТЦ) для восстановления деталей и сборочных единиц авиационной техники, а также их изготовления.

Основой нового центра станут лазерные технологии. Как сообщил «Горизонтам» главный конструктор предприятия Александр Квапинский, сегодня несколько лазерных комплексов уже используются на предприятии при вырезке деталей из различных видов листовых материалов. Таким образом, изготавливается порядка 30–40 тыс. деталей в месяц.

После запуска центра к уже существующим технологиям планируется добавить еще несколько: напыление, сварка и наплавка.

«Часто нам приходится иметь дело с большим количеством деталей сложной конфигурации, достаточно дорогостоящих, с локальным износом, которые приходится утилизировать по техническому состоянию, хотя по ресурсным показателям они могли бы эксплуатироваться еще длительный период, – рассказывает Александр Квапинский. – Картину могут изменить инновационные лазерные технологии».

Например, многие детали не подлежат ремонту с использованием традиционных методов сварки и наплавки, потому что из-за нагрева меняется структура металла. Лазерная сварка или наплавка осуществляются с шоковым расплавом металла только в зоне воздействия в несколько десятых долей миллиметра, при этом основной металл детали не успевает перегреться.

Кроме указанных технологий в ПТЦ будет использоваться механообработка с применением многоцелевых обрабатывающих центров и универсального оборудования. Сложные технические задачи позволит решать использование «измерительных машин» и 3D-печати.

В ПТЦ будут трудиться около 60 высококвалифицированных рабочих и 30 специалистов (инженеров-технологов, инженеров-конструкторов и программистов).

Общий размер инвестиций превышает 1 млрд рублей, в том числе на приобретение и внедрение лазерных технологий – более 300 млн рублей.

Ввод в эксплуатацию новых корпусов производственно-технического центра запланирован через год.

Лазеры – альтернатива металлообработке



Александр Бобрышев, вице-президент ОАК по государственному оборонному заказу и сервисному обслуживанию государственной авиации:

– За последние годы отечественная авиация сделала огромный шаг вперед в части проектирования и выпуска новых самолетов. Но современный самолет может эксплуатироваться десятки лет, и стоимость ремонтов и затрат на поддержку летной годности может кратно превышать затраты на его производство.

Вместе с тем Россия – один из лидеров внедрения современных лазерных технологий. Наработки нашего партнера – компании «ИРЭ-Плюс» из подмосковного Фрязино – в области оптоволоконных лазеров давно активно используются в большинстве промышленно-развитых стран – США, Германии, Великобритании или Японии, но многие пока только в России.

На сегодня Россия является одной из немногих общепризнанных мировых держав в области создания современных промышленных лазерных технологий. Опыт работы нескольких заводов говорит о том, что лазер может быть успешной альтернативой при развитии современной металлообработки, в разы сокращать стоимость и сроки работ.

Сегодня мы запускаем два крупных проекта по созданию современных лазерных комплексов – на Дальнем Востоке на 322-м авиаремонтном заводе, а также в Новгородской области на 123-м АРЗ.

В случае успеха обязательно будем тиражировать опыт и на других предприятиях холдинга.
Tags: Авиапром, Горизонты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments