uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Пайка в Новосибирске: технология вакуумной пайки в производстве фронтового бомбардировщика Су-34



Новые способы обработки металлов активно внедряются на предприятиях ОАК. Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова применяет особые методы пайки для изготовления соединений в трубопроводах различных систем самолета.
Пока создание «более электрического» самолета остается мечтой конструкторов и создателей авиационных форсайтов. А потому в авиации остаются востребованными многочисленные пневмо-, масло- и гидроприводы.

Мы побывали на Новосибирском авиационном заводе им. С. П. Чкалова, чтобы подробнее узнать, как устроен один из самых тонких технологических процессов на производстве – пайка трубопроводов для фронтового бомбардировщика Су-34. По ним в двигатель поступает топливо, передается воздух и жидкости для управления механизацией крыла, выпуска и уборки шасси, а также для защиты самолета от пожара.

Титаны технологий



При создании фронтового бомбардировщика Су-34 используется множество сложных технологий обработки металла. При рассказе о них обычно в первую очередь говорят о сварке и пайке. О процессе электронно-лучевой сварки мы писали в одном из недавних номеров (см. «Горизонты», 2016, № 4 (12), с. 36–41). 400-килограммовую конструкцию титановой кабины в специальной вакуумной камере варят роботы. Молодой оператор управляет процессом при помощи джойстика.

«Если хотите увидеть один из самых красивых технологических процессов на предприятии, обязательно сходите на пайку», – предложил тогда нам ведущий инженер-технолог Леонид Егорнов. Через несколько месяцев мы вернулись на предприятие, чтобы заглянуть в соседний цех.

Установка электронно-лучевой сварки и отжига занимает половину цеха. Она поражает именно своими масштабами, а также высоким уровнем автоматизации, когда вся информация о техпроцессе тут же выводится на экран. Пайка – не менее важная технология, – наоборот, производит впечатление своей компактностью: участок расположен в небольшой комнате площадью около 100 м2. Но сам технический процесс от этого не становится менее интересным.

На участке пайки нас встречает Антон Андреев, заместитель начальника слесарно-сварочного цеха. Тщательно вытираем ноги, заходим в небольшое помещение. Аккуратно разложенное оборудование, вымытые полы. Все это скорее ассоциируется с медицинским кабинетом или какой-нибудь космической лабораторией. Хозяева уточняют, что влажная уборка комнаты проводится дважды в день. «Пайка любит чистоту», – замечает Антон Андреев.

На кончиках пальцев



Знакомимся со специалистами – старшими мастерами Сергеем Тимкиным и Геннадием Балабатько. На контрасте с участком электронно-лучевой сварки, костяк которой составляют вчерашние выпускники вузов, коллеги Антона Андреева отдали производству не один десяток лет.

Старшие мастера тем временем проводят пайку нескольких десятков трубопроводов для самых разных пневматических и гидравлических систем самолета – пожаротушения, топливо- и маслоподачи. Коллекторы, они же системы трубопроводов, имеют самые разные размеры и площади – от десятков сантиметров до нескольких метров. Задача для специалистов – соединить между собой трубочки разного диаметра, иногда из разных металлов. Необходимо так провести эти операции, чтобы коллектор, или, как называют его между собой рабочие, «паук», безотказно служил на самолете при любых температурах и перегрузках в течение десятков отведенных ресурсом лет.

Все дело во множестве тонкостей. Как подготовить деталь? Процессы зашкуривания и обезжиривания каждой трубочки могут длиться десять минут и дольше. Как сделать внутреннюю поверхность идеально гладкой, чтобы добиться равномерного прохождения жидкости? Как производить пайку без прогара? Есть и множество других деталей. Что, например, делать, если вдруг поменялась частота тока? А это случается, если в соседнем цехе вдруг включился большой станок.

Сколько времени готовиться к пайке «боевой» детали? Рассказывают, что после месячного отпуска ученики Геннадия Балабатько тренируются на образцах несколько часов и только потом паяют на «чистовую».

«Боевые» коллекторы


Процесс сборки коллектора и подготовки к пайке

Размер коллектора, который новосибирцы собирают прямо ту же, на столе, примерно 2,4-1,5 м. После закладки заготовок в камеру из нее откачивается воздух. Затем происходит насыщение объема камеры инертным газом – аргоном. Геннадий надевает толстые резиновые перчатки, начинает пайку. Нажатие педали регулирует нагрев. Процесс пайки одной детали занимает примерно 2–3 минуты. Обычно за один присест выпускается примерно два десятка деталей.

В самолете для подачи топлива используются трубы из нержавейки. У них самый крупный диаметр – 32 мм. Меньший диаметр – от 8 до 22 мм – и титан используются для трубопроводов маслосистем и гидравлики.

А несколько лет назад процесс еще усовершенствовали. Пайка стыков трубочек небольшого диаметра – от 6 до 16 мм – производится теперь в похожем больше на спичечный коробок аппарате КИТ-25. Аппарат производит вакуумирование шва. Сложные системы (полностью, кстати, российского производства) выдают токи нужной частоты. Сварка здесь происходит гораздо быстрее по сравнению с традиционными методами.

Какими бы тонкими ни были соединительные швы, коллекторы выдерживают огромное напряжение. Рабочее давление в трубопроводе – 280 кг/мм. На заводских испытаниях после прохождения неразрушающего контроля система держит 420-килограммовую нагрузку на миллиметр. «Слон наступает на землю с меньшей силой», – шутят в цехе. А трубопроводы обеспечивают бесперебойную подачу жидкости на совершенно разных режимах работы и при очень низкой температуре за бортом самолета.

Срок службы современного самолета – несколько десятков лет. За это время он может подвергнуться ремоторизации, программное обеспечение может быть несколько раз перепрокачано, некоторые приборы заменены несколько раз. Но в отличие от многих других устройств, например приборов и двигателей, сделанные в слесарно-сварочном цехе коллекторы исправно работают несколько десятков лет, ровно столько, сколько будет летать сам самолет.
Tags: Горизонты, Су-34, авиапром
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments