uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Як-28: легендарный и родной



Мы так часто его видим и так мало о нем знаем… О легендарном сверхзвуковом бомбардировщике Як-28. Международный День памятников и исторических мест дал повод уделить внимание этому главному историческому символу Иркутского авиазавода.

Совсем неслучайно на постамент перед проходными завода «взлетел» именно Як-28. Для Иркутского авиазавода это был первый сверхзвуковой самолет. Его производство совпало с изготовлением военно-транспортного Ан-12, что для небольшого среднесерийного предприятия оказалось настоящим испытанием на прочность.

На базе самолета Як-28 было создано большое количество модификаций.

Первым был освоен усовершенствованный вариант Як-28Л, оборудованный радиолокационной системой «Лотос», а чуть позже запущен в производство Як-28У – учебный, с двумя кабинами и двойным управлением.

Из-за монтажа спецоборудования цикл сборки изделий был очень длительный. Каждый комплекс собирался отдельно и подавался точно в срок к машине той модификации, для которой планировался. В процессе изготовления самолета были освоены техпроцессы обработки новых материалов – фторопластов, титановых, магниевых и алюминиевых сплавов. В агрегатных цехах внедрялись поточные линии сборки, а в 1962 году – организован лабораторный цех для проверки и входного контроля готовых комплектующих.



Особой сложностью были летные испытания. Ведь у самолета была своя «изюминка» – шасси велосипедного типа: основные стойки располагались под фюзеляжем, а подкрыльные стойки – на концах крыльев, все это вместе с переставным, по углу атаки, стабилизатором. Посадка самолета совершалась сразу на переднее и заднее шасси.

С 1961 по 1971-й было выпущено 697 самолетов.

Он стал заводским символом, а годы его строительства – тяжелым, но дающим огромный опыт и открывающим новые горизонты рубежом в истории предприятия. 10 августа 1982 года, когда завод отмечал 50-летие, состоялось торжественное открытие монумента, которому дали звучное имя «Слава Труду».

Из газеты «Иркутский Авиастроитель»
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments