uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Класс + тренажер + самолеты: новые самолеты обеспечивают полный цикл обучения пилотов



Корпорация «Иркут» выходит на международный рынок с уникальным предложением о создании полного учебно-тренировочного комплекса для подготовки летчиков боевой авиации. В его состав входят учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры, интегрированная система объективного контроля, а также два первоклассных самолета – учебно-тренировочный Як-152 для первоначальной подготовки и учебно-боевой Як-130 для основной и повышенной подготовки летчиков. Тем самым комплекс позволяет организовать полный цикл подготовки пилота от первоначального обучения до применения современного вооружения и освоения тактики боя.

В мире вряд ли найдется еще одна компания, которая бы предлагала настолько комплексное решение по подготовке летчиков. Зачастую большинство фирм специализируются либо на создании самолетов для начального обучения, либо на машинах для повышенной подготовки, либо на классах, либо на тренажерах. «Иркут» пошел на определенный риск, выбирая столь широкое направление. Но этот риск был хорошо просчитан и обличен в форму глубоко проработанной и обоснованной бизнес-модели. Сегодня без подобных решений тяжело не только выйти на международные рынки, но даже и удержать ранее завоеванные позиции.

В результате полнофункциональный учебно-тренировочный комплекс «Иркута», выпускаемый единым производителем, стал уникальным предложением на рынке. Оно позволяет не только поднять качество обучения, но и минимизировать расходы на приобретение и эксплуатацию авиационной техники.

Все начинается в классах


Учебный компьютерный класс теоретической подготовки инженерно-технического состава.

Прежде чем сесть вместе с инструкторами в кабину Як-152, а затем и Як-130, будущие летчики начинают свое обучение с классов. Правда, такие классы существенно отличаются от школьных. Их основа – современное компьютерное оборудование. Здесь идет теоретическая подготовка как летного, так и технического персонала.

Занятия в классах идут несколько недель, за которые обучаемые получают общие и углубленные теоретические знания. Класс разделен на зоны, каждая из которых является местом для занятия летчика. Техническое оснащение класса дает возможность использовать самые различные инструменты для обучения пилотов: начиная с маркера с доской и заканчивая подключением собственных ноутбуков с выведением картинки на экран и звукового сопровождения на колонки.

Обучающие программы на компьютерах составлены таким образом, что пилот не может перейти к следующему разделу, не ответив стопроцентно правильно на все вопросы предыдущего. Такой подход обеспечивает полное усвоение пройденного материала. Причем контроль знаний абсолютно объективный, поскольку экзаменатором выступает опять же машина. Такой автоматизированный контроль позволят избавиться от субъективного мнения преподавателя.

Процедура обучения



Тренажер Як-130

Идеология учебно-тренировочного комплекса «Иркута» основана на подготовке летного и инженерного состава от простого к сложному. Пройдя курс в классе, можно переходить к следующей «ступеньке в небо» – процедурному тренажеру, входящему в единую информационно-методическую структуру.

Процедурные тренажеры получили в настоящее время наибольшее распространение среди авиационных тренажеров. Они предназначены для воссоздания определенного набора ситуаций, в которых обучающийся отрабатывает необходимые реакции. В результате готовится специалист, способный адекватно реагировать и принимать грамотные решения в различных обстоятельствах.

Процедурный тренажер, в зависимости от модели, в том или ином виде отображает приборные доски и иные средства управления реальным самолетом. В итоге на подобном комплексе можно выполнять большинство действий, которые доступны на реальном самолете. В частности, речь идет как о первоначальных навыках пилотирования, так и о более сложных задачах. К первой группе относятся упражнения предполетной подготовки, запуска двигателя, руление, взлет, набор высоты, снижение, посадка. Более сложные тренировочные программы предполагают выполнение полета по приборам, ведение визуальной ориентировки, полет в дневных/ночных условиях.

Процедурный тренажер учебно-тренировочного комплекса корпорации «Иркут» представляет собой компьютерное оборудование, которое создает обстановку, максимально приближенную к кабине самолета, с отражением всех систем управления.

Зрение справедливо считается одним из важнейших органов чувств. Учитывая, что при работе с авиационными тренажерами пилоту необходимо воссоздать ситуацию, максимально приближенную к реальности, корпорация «Иркут» уделила особое внимание именно системе визуализации тренажера.

Система визуализации тренажера позволяет имитировать внекабинную обстановку и менять ее в зависимости от маневров самолета. При этом учитываются пространственные координаты, ориентации и цвета. Все это в комплексе способствует наиболее эффективному обучению и подготовке к условиям настоящего полета. Транслируемое изображение имитирует пространство самолета со всех четырех сторон. Для максимального ощущения реальности полета кресло тренажера может наклоняться и передавать вибрации.

На тренажере можно выполнять практически все те же задачи, что и на реальном самолете, но самое главное – отрабатывать нештатные ситуации. В этом тренажер даже превосходит самолет, потому что сымитировать некоторые отказы в реальности опасно, а иногда невозможно.

Как происходит «полет» на тренажере? Сначала инструктор составляет сценарий выполняемого упражнения, задает тактическую и метеорологическую обстановку на реальной карте в заданном районе. Также инструктор может оперативно вводить в задание те или иные отказы и неисправности, контролируя действия летчика. А затем, собственно, происходит сам «полет».

Обучаемый находится в кабине, а инструктор на своем рабочем месте. После выполнения задания происходит его разбор.

Впервые свой процедурный тренажер для подготовки и переподготовки летчиков корпорация «Иркут» представила на международном военно-техническом форуме «Армия 2015». Тренажер предназначен для ознакомления летного состава с интерьером кабины самолета, привития первоначальных умений и навыков по управлению силовой установкой, системами самолета и использованию комплекса бортового оборудования. Все задачи выполняются в соответствии с содержанием упражнений курса учебно-летной подготовки и курса боевой подготовки, включая задачи боевого применения.

Тренажер включает в себя рабочее место обучаемого, которое имитирует переднюю кабину Як-130, а также рабочее место инструктора, систему имитации внекабинной визуальной обстановки на трех плазменных панелях, вычислительную систему и комплект вспомогательного оборудования. Такие специализированные тренажеры уже активно используются при подготовке курсантов и слушателей в ряде учебных центров в России, например в подмосковном Жуковском в Центре организации подготовки авиационного персонала корпорации «Иркут». Кроме того, тренажеры используются в филиалах Военного учебно-научного центра ВВС России «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в Краснодаре, Борисоглебске, Армавире. Поставил такие же тренажеры «Иркут» и зарубежным заказчикам.

152-й становится частью комплекса



С самого начала разработки Як-130 этот самолет рассматривался как компонент учебно-тренировочного комплекса. Он включает интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Окончательный облик комплекс приобретает с включением в него самолета первоначальной подготовки Як-152.

Разрабатывая этот самолет, конструкторы опирались на многолетний опыт ОКБ им. А. С. Яковлева, входящего в состав корпорации «Иркут», в создании легких учебных машин. С 1935 года в России и за ее пределами выпущено свыше 22 тыс. учебных поршневых самолетов УТ-2, Як-11, Як-18, Як-52. Новый Як, как и его предшественники, ориентирован на широкий круг заказчиков, как государственных, так и частных.

«Як-152, проходящий летные испытания, обладает более высокими возможностями, чем большинство существующих аналогов», – уверен летчик-испытатель 1-го класса ОКБ им. А. С. Яковлева Василий Севастьянов. Действительно, Як-152 позволяет летать днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, выполнять фигуры высшего пилотажа, обучать штопору и выводу из него, пилотировать по приборам. Самолет, имеющий максимальную взлетную массу 1 490 кг, оснащен дизельным двигателем мощностью 500 л. с., который работает на авиационном керосине. Машина рассчитана на эксплуатацию «по состоянию», имеет ресурс не менее 10 тыс. часов. Предусмотрена возможность хранения вне ангара.

«Важной особенностью при создании Як-152 стало формирование в его кабине информационной обстановки, одинаковой с кабиной Як-130, – рассказывает Севастьянов. – Это позволит летчикам, начавшим свое обучение на 152-м, легко затем пересаживаться на 130-й для завершения подготовки».

Еще одна уникальная особенность Як-152 – сверхлегкая катапультная система СКС-94М2-152, реализующая принципиально новый метод аварийного покидания. При выдергивании пилотом ручки катапультирования отстреливается контейнер с уложенным в нем парашютом. Заголовник разбивает стекло фонаря кабины и вводит парашют за 0,2 сек. в воздушный поток. Одновременно срабатывает стреляющий механизм, который вытягивает пилота из кабины за подвесную систему и придает ему скорость, обеспечивающую безопасность его траектории относительно самолета. Кресло пилота остается при этом в кабине.

Схема «тандем», убирающееся шасси, развитая механизация крыла позволяют с самого начала обучения формировать у курсанта навыки, необходимые для пилота современного самолета.

Спрос на 130-й растет




«Иркут» расширяет географию поставок одного из своих бестселлеров – реактивного учебно-боевого самолета Як-130. В декабре 2017 года первые шесть машин этого типа были введены в состав ВВС Мьянмы. Таким образом, число стран, эксплуатирующих Як-130, достигло пяти. Помимо России и Мьянмы, это Алжир, Белоруссия и Бангладеш.

Согласно сообщению Минобороны России, в составе ВВС эксплуатируется свыше 80 самолетов Як-130, которые заменяют устаревшие реактивные самолеты L-39. «Иркут» продолжает выполнять долгосрочный контракт на поставку Як-130 в авиационные учебные центры ВВС России.

Выбор в пользу Як-130 предопределен высокими возможностями нового самолета. По своим пилотажным и летно-техническим характеристикам на дозвуковой скорости Як-130 близок к новейшим сверхманевренным истребителям ВВС России, таким как Су-30СМ и Су-35. Репрограммируемая цифровая система fly-by-wire позволяет изменять настройки с целью имитации при обучении боевые самолеты различных классов.

Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками – все это дает возможность проводить на Як-130 высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.

«Летчики ждали такой самолет последние 20 лет, – признался в свое время корреспонденту газеты “Известия” заместитель командира борисоглебского авиационного центра подполковник Денис Кохановский. – Особенно нужен он был инструкторам, которые учат летать других пилотов. В Як-130 заложены такие элементы автоматизации, благодаря которым машина имитирует поведение любого российского или иностранного истребителя. При этом она абсолютно предсказуема и понятна как для обучаемого, так и для обучающего».

От самолетов предыдущего поколения Як-130 отличает широкий арсенал авиационного вооружения суммарной массой до 3 000 кг. В его состав входят ракеты ближнего воздушного боя Р-73Э, управляемые авиабомбы с телевизионной системой наведения КАБ-500Кр и широкий спектр неуправляемого авиационного оружия. Это позволяет не только бороться с разнообразными целями, но и отрабатывать боевое применение на Як-130, что существенно дешевле, чем на истребителе.

Корпорация «Иркут» ведет работы по наращиванию боевых возможностей самолета. На авиасалоне МАКС-2017 был продемонстрирован Як-130, модернизированный для установки лазерного дальномера. Также на этом самолете был установлен бортовой комплекс обороны «Талисман-НТ», который призван существенно повысить выживаемость Як-130 при выполнении ударных миссий.

Следует отметить, что ряд покупателей Як-130 отрабатывает использование этого самолета для решения боевых задач. В частности, министр обороны Белоруссии Андрей Равков заявил, что ВВС страны возлагают на самолет функцию легкого штурмовика.

Як-130: перспективы развития

Як-130 – это самолет, сформировавший в своем классе новый мировой стандарт и обладающий уникальными возможностями для совершенствования. Как официально сообщает корпорация «Иркут», приоритетное направление развития этой машины – наращивание боевых возможностей и создание на его базе легкого ударного самолета.

Оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете открывает новые возможности для обучения и боевого применения. Система связи может быть усовершенствована за счет установки дополнительных радиостанций, работающих в необходимых заказчику радиосетях. Установка современного цифрового оптико-электронного комплекса обеспечит круглосуточное и всепогодное применение.

Конструкция Як-130 и его совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование позволяют расширить номенклатуру вооружения за счет современных и перспективных ракет, поражающих цели за пределами визуальной видимости.

Установка бортовой радиолокационной станции позволяет превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.

По требованию заказчика на базе Як-130 может быть создан самолет с улучшенными пилотажными возможностями.

И даже СМ

Кроме самолетов Як-130 и Як-152 в состав учебно-тренировочного комплекса входит и система средств объективного контроля «Топаз». Она обеспечивает прием и обработку информации, поступающей по цифровым, аналоговым и дискретным линиям связи от бортовых систем, самолетного переговорного устройства. Также «Топаз-М» ведет регистрацию информации на защищенные и эксплуатационные накопители, где она и хранится.

Надо добавить, что еще один продукт «Иркута» тоже можно рассматривать как определенный элемент такого всеобъемлющего учебно-тренировочного комплекса. Это бестселлер корпорации – многофункциональный высокоманевренный истребитель поколения 4++ Су-30СМ и его экспортная базовая версия Су-30МКИ. Эта двухместная машина, по сути, тоже может служить для подготовки боевых летчиков. «Сушка» позволит освоить пилотам технику высокоманевренного боя, научиться грамотно использовать авиационные средства поражения классов «воздух – воздух» и «воздух – поверхность», выполнять дозаправку в воздухе.
Tags: Иркут, Як-130, Як-152
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments