uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Неприоритетный, но необходимый: тендер T-X и тенденции развития рынка учебно-тренировочных самолетов


Летчики-испытатели позируют на фоне Model 400 перед полетом.

За прошедшие три года после выхода предыдущей оценки состояния и тенденций развития рынка учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки (УТС ПП) нового поколения произошли серьезные изменения. Положение и перспективы продвижения на рынок бывших основных игроков – южнокорейского Т-50, итальянского М-346, а также российского Як-130 и китайского L-15 – уже в самое ближайшее время серьезно изменятся. Их всех может оставить позади победитель американского тендера на новый УТС ПП T-X, который, бесспорно, получит глобальное влияние на весь мировой рынок в этом сегменте.

Тендер на создание нового УТС ПП T-X и закупку 350 самолетов для замены устаревшего парка УТС T-38C Talon сильно затянулся. Первоначально генеральным планом модернизации самолетного парка военно-воздушных сил (ВВС) США, утвержденным в 1989 году, замена парка Т-38 на новые УТС ПП по программе T-X была запланирована с 2005 года. Программа T-X не входит в перечень приоритетных программ, как программы разработки легкого истребителя 5-го поколения JSF (F-35 – Lockheed Martin), стратегического бомбардировщика LRS-B (В-21 – Northrop Grumman) и самолета-заправщика KC-X (КС-46А – Boeing), поэтому тендер неоднократно переносился, в том числе из-за бюджетных ограничений.

В 2013 году после выпуска предварительного запроса информации (RFI – Request For Information) промышленности о намерении участвовать в тендере T-X заявили четыре группы компаний:
• Northrop Grumman и BAE Systems с усовершенствованным Hawk Т2;
• General Dynamics и Alenia Aermacchi (Leonardo) с T-100, разработанным на базе М-346;
• Lockheed Martin и Korean Aerospace Industries (КАI) с T-50А;
• Boeing и Saab с новой разработкой.

Лишь в марте 2015 года ВВС США выпустили тактико-технические требования (ТТТ) к тендеру T-X.

Окончательный вариант запроса предложений (RFP – Request For Proposal) промышленности вышел 30 декабря 2016 года и оставил без изменений ТТТ в предыдущих вариантах. Учебно-тренировочный комплекс, кроме основы комплекса УТС T-X, должен включать комплексные и процедурные тренажеры, компьютерные классы, системы послеполетного разбора полетов и другие технические средства обучения.

Основные требования – наличие системы дозаправки топливом в воздухе, «стеклянной кабины», сходной с кабинами истребителей F-22 и F-35, имитатор работы бортовой радиолокационной станции (БРЛС) с возможностью отработки боевого применения широкого спектра управляемых авиационных средств поражения класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность», включая AIM-120 и Small Diameter Bomb.

Стоимость разработки оценивается в $1,5 млрд, закупки 350 самолетов – в $18,0 млрд, а стоимость эксплуатации парка за период 20 лет может составить порядка $35,0 млрд. Достижение начальной оперативной готовности – 2024 год, полной – 2034 год. Производство самолета запланировано минимум до 2029 года.

В статье не рассматриваются предложения компаний – заведомых аутсайдеров тендера, высказавших желание участвовать в тендере и принявших в дальнейшем решение о выходе из него. К таким относится компания Textron AirLand с учебно-тренировочным вариантом легкого штурмовика Scorpion, Sierra Nevada Corporation совместно с Turkish Aerospace Industries с проектом Freedom Trainer, а также малоизвестная компания Stavatti Aerospace с УТС Javelin.


T-38C Talon



Сверхзвуковой УТС Т-38 разработки компании Northrop Corporation первый полет выполнил в 1959 году. За период серийного производства с 1961 по 1972 год выпущено более 1 100 самолетов. Средний возраст Т-38С превысил 50 лет.

В 2007 году завершена модернизация бортового оборудования 463 УТС модификаций Т-38А и Т-38В до версии Т-38С. Порядка 450 Т-38С находятся в эксплуатации, на 240 самолетах предусмотрена программа по замене крыльев в течение 5–10 лет (от 12 до 24 комплектов в год). С 2015 года реализуется программа продления назначенных сроков службы (НСС) 150 самолетов Pacer Classic III. Работы планируется завершить в 2021 году.

Реализация вышеуказанных программ модернизации и продления НСС и летных ресурсов, позволяющих эксплуатировать УТС, – до 2029–2034 годов.


Northrop Grumman и BAE Systems

После выпуска ТТТ к УТС ПП в марте 2015 года стало ясно, что УТС Hawk, выполнивший свой первый полет в 1974 году, из-за устаревшей аэродинамической компоновки и двигателя с бесфорсажным режимом не соответствует требованиям ВВС США по ряду принципиальных позиций. Прежде всего по предельной по тяге перегрузке установившегося виража (разворота), которая на высоте 5 000 м должна быть не менее 6,5 единицы, и критическому углу атаки – не менее 25 °.

В дальнейшем Northrop Grumman совместно с BAE Systems, L-3 Communications и Scaled Composites планировали выйти на тендер с новой разработкой Model 400. Самолет был построен и приступил к испытаниям на рулении и пробежках в августе 2016 года. В СМИ сообщалось даже о выполнении первого полета в этом же месяце, однако компания Northrop Grumman официально данную информацию не подтвердила.

Анализ имеющихся данных о Model 400 позволяет предположить, что это гибрид Т-38 и легкого однодвигательного истребителя F-20 Tigershark, разработанного Northrop Grumman на базе F-5 Tiger II в начале 1980-х годов и ориентированного для поставок на экспорт. Программа F-20 Tigershark была закрыта в 1986 году, так как не был найден стартовый иностранный заказчик и приоритет при продвижении на экспорт был отдан новому истребителю 4-го поколения F-16. Одним из принципиальных недостатков F-20, несмотря на проведенные доработки, оставалась недостаточная продольная устойчивость при выходе на большие углы атаки. После выхода окончательного варианта запроса предложений, в котором высокие требования по располагаемой по тяге перегрузке и большим углам атаки были сохранены, стало ясно, что Model 400 имеет малые шансы на победу в тендере.

Northrop Grumman и BAE Systems 1 февраля 2017 года официально заявили об отказе от участия в тендере по программе T-X, «так как это было бы не в интересах компаний и их акционеров». Таким образом, осталось три участника тендера.

Leonardo T-100



В марте 2015 года после выпуска и изучения ТТТ к УТС ПП генеральный американский подрядчик General Dynamics вышли из совместного с Leonardo проекта по созданию УТС T-100. Компания Leonardo была вынуждена искать нового генерального подрядчика среди американских компаний. В феврале 2016 года было заявлено о достижении договоренности о привлечении в качестве генерального подрядчика компании Raytheon. Предполагалось, что финальная сборка будет осуществляться на сборочной линии компании Raytheon в городе Меридиан (штат Миссисипи). Однако многие источники сообщали о возникновении серьезных разногласий по разделению объема работ при сборке самолета и стоимости T-100, которую Raytheon предлагала сократить на 25–30 %. Raytheon рассматривала цену самолета как главное конкурентное преимущество, но, не являясь производителем самолетов, не могла объективно оценить аргументы Leonardo в сохранении предлагаемой цены.

В конечном счете консенсус не был достигнут, и в январе 2017 года Raytheon отказалась от сотрудничества с Leonardo в тендере T-X.

В феврале 2017 года Leonardo приняла решение участвовать в конкурсе, используя в качестве генерального подрядчика свое дочернее предприятие DRS, базирующееся в США. Американская компания DRS Technologies была приобретена Leonardo в 2008 году.

Усугубляет ситуацию еще тот факт, что Т-100 не соответствует требованиям тендера по ряду характеристик, например по предельной по тяге перегрузке, которая должна быть 6,5 единицы на высоте 5 000 м. Два двигателя Т-100 Honeywell F124 с бесфорсажным режимом имеют общую тягу 5 600 кг и обеспечивают предельную по тяге перегрузку всего 5,3 единицы.

Следует также отметить системный характер неудач в продвижении итальянской продукции в США за последние 10 лет.

В 2007 году L-3 Communications как головной подрядчик и Alenia Aermacchi выиграли американский тендер на поставку единого транспортного самолета по программе JCA (Joint Cargo Aircraft) и подписали контракт стоимостью $2,04 млрд на поставку 78 C-27J Spartan. В дальнейшем заказ бы уменьшен до 38 самолетов, а затем до 21. В 2012 году ВВС США приняли решение полностью прекратить работы по программе C-27J, так как количество закупленных самолетов полностью удовлетворяет потребностям ВВС США.

Аналогичная ситуация сложилась в тендере по программе VXX по закупке вертолета для президента США, победу в котором одержали команда Lockheed Martin и итальянско-британская AgustaWestland с вертолетом AW101. Контракт был подписан в 2005 году, однако его реализация затянулась из-за отсутствия окончательного варианта ТТТ и перерасхода денежных средств. В 2009 году контракт был расторгнут. В 2014 году в повторном тендере победила компания Sikorsky.

Европейская компания EADS в конечном счете также потерпела поражение в тендере КС-Х на закупку самолетов-заправщиков для замены КС-135 ВВС США. В 2008 году ВВС США объявили победителем проект KC-30, созданный на базе A330 MRTT компании EADS, участвовавшей в конкурсе совместно с Northrop Grumman. Boeing подал официальный протест в Контрольно-финансовое управление США (GAO), которое поддержало протест и рекомендовало ВВС США полностью повторить процедуру торгов. В 2009 году начался новый тендер с измененными критериями выбора победителя. Northrop Grumman заявил, что новые критерии отдают предпочтение Boeing и отозвал свою заявку. EADS приняла участие в новом тендере самостоятельно. В 2011 году победителем в повторном тендере вполне ожидаемо была объявлена компания Boeing с КС-46.

В результате позиции компании Leonardo с УТС Т-100, который ранее считался одним из лидеров тендера после череды смен и в итоге потери американских генеральных подрядчиков, а также ужесточении принципа закупок Buy American при новой администрации, практически не оставляют шансов на победу.

Таким образом, итоги тендера T-X будут зависеть от битвы двух гигантов американского авиастроения Boeing и Lockheed Martin.

Lockheed Martin и Korean Aerospace Industries

Т-50А отличается от базовой версии Т-50 встроенной системой обучения, бортовым оборудованием с открытой архитектурой, «стеклянной кабиной» 5-го поколения, системой дозаправки топливом в воздухе. Первые полеты первого и второго образца Т-50А состоялись в июне и июле 2016 года на аэродроме компании КАI в Сачеоне в Республике Корея.

Самолеты в ноябре 2016 года для дальнейших испытаний были перебазированы в США на аэродром компании Lockheed Martin в Гринвилле (штат Южная Каролина), где планируется осуществлять финальную сборку самолетов. Фюзеляж и крылья будут производиться в Республике Корея.

Boeing и Saab



Решение выйти на тендер T-X с новой разработкой на базе учебно-боевого варианта истребителя Gripen компании Boeing и Saab приняли в декабре 2013 года. Выкатка нового УТС состоялась 13 сентября 2016 года.

Первый полет УТС, получившего обозначение T-X, – 20 декабря 2016 года. Первый полет второго УТС – 24 апреля 2017 года. Отмечается, что оба УТС не прототипы, а предсерийные самолеты, соответствующие этапу технической доводки и подготовки серийного производства (EMD – Engineering and Manufacturing Development).

Ряд комплектующих самолета будет поставляться из Швеции, а финальная сборка запланирована на производственном комплексе компании Boeing в Сент-Луисе (штат Миссури), где сейчас производятся истребители F-15 и F/A-18E/F.

Обычно разработка самолетов такого класса занимает 6–8 лет, однако в данном случае с момента принятия решения по созданию самолета до его первого полета прошло всего 36 месяцев.

С победителем тендера будет подписан последний крупный контракт на поставку самолетов военной авиации ВВС США в обозримой перспективе. УТС T-X будет находиться в строю минимум 50 лет и играть ключевую роль в подготовке летчиков истребителей не только 5-го, но 6-го поколения. Не планируется разработка учебно-боевых вариантов истребителей F-35 и F-22. В качестве спарок в настоящее время используется F-16. После вывода их из эксплуатации к 2040 году на смену им рассматриваются УТС T-X, поэтому заданы такие высокие требования к его летно-тактическим характеристикам.

Для достижения высоких характеристик тяговооруженности на УТС Lockheed Martin и Boeing используется один тот же двигатель компании General Electric F404-GE-102 (с тягой на форсажном режиме 8 800 кг), обеспечивающий выполнение требований по предельной по тяге перегрузке.

Двухкилевое хвостовое оперение УТС Boeing, как у большинства современных самолетов, обеспечивает лучшие характеристики маневренности и продольной устойчивости на больших углах атаки, чем у однокилевого Т-100.

Ввиду отлаженного серийного производства Т-50 и его модификаций в Республике Корея, успешной реализации экспортного потенциала и заключения контрактов на поставку более 50 самолетов в Индонезию, Ирак, Таиланд и на Филиппины, Т-100 предстает в тендере T-X в более выгодном свете.

Вместе с тем перенос сроков объявления победителя в тендере T-X и подписания контракта на поставку с декабря 2017 года на вторую половину 2018 года сохраняет интригу и работает в пользу компании Boeing, предоставляя дополнительное время на техническую доводку и завершение летных испытаний УТС T-X.

Компания Boeing в последние годы проиграла тендеры на создание истребителей F-22 и F-35 компании Lockheed Martin и нового бомбардировщика В-21 компании Northrop Grumman, поэтому победа в тендере T-X имеет принципиальное значение: она позволит сохранить компетенции, конструкторский персонал и позиции разработчика в сегменте боевой авиации, а в случае проигрыша компании придется покинуть данный сегмент.

Тенденции рынка УТС ПП

T-X, безусловно, принесет в этот сектор новые стандарты и станет сильным конкурентом на рынке УТС ПП, что позволит реализовать значительный экспортный потенциал. Наиболее вероятными первыми покупателями станут вооруженные силы Германии, Тайваня и Турции, на вооружении которых имеются УТС Т-38. Внутренний рынок также не ограничится закупкой 350 самолетов, Наиболее значимый объем заказа могут обеспечить ВМС США – на разработку и закупку нового палубного варианта УТС для замены Т-45 Goshawk, а также объединенная программа подготовки летчиков НАТО ENJJPT (Euro-NATO Joint Jet Pilot Training), обучение по которой проводится в США на авиабазе Sheppard.

Уже сейчас темп продаж существующих УТС ПП существенно снизился, а заключение новых контрактов имеет единичный характер, и этому способствует не только ожидание результатов тендера T-X, но и расширение требований заказчиков к УТС, которые должны выполнять не только задачи обучения летчиков, но выступать в роли легких боевых самолетов.

В условиях продолжающихся конфликтов малой интенсивности на мировом рынке активизировались предложения менее дорогостоящих многофункциональных боевых платформ, альтернативных боевой авиационной технике 4-го поколения.

В части менее затратных альтернатив истребителям 4-го поколения и штурмовикам при боевых действиях с технически слабо оснащенным противником в лице иррегулярных воинских формирований на мировом рынке предлагаются и расширяют свое присутствие легкие боевые самолеты, создаваемые на базе как реактивных УТС ПП, так и турбовинтовых УТС основной подготовки.

Западными и китайскими производителями активизированы работы по расширению боевых возможностей реактивных УТС ПП нового поколения. УТС оснащаются системами, обеспечивающими боевое применение управляемых авиационных ракет (УР) и бомб (УАБ) для поражения наземных целей, в том числе со спутниковым наведением типа JDAM, а также БРЛС для поражения воздушных целей не только с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), но и с радиолокационной ГСН.

Наибольшего прогресса в данном вопросе достигли южнокорейские и итальянские производители, реализуя наращивание боевых возможностей в предлагаемой инозаказчику линейке модификаций базовых образцов УТС ПП.

Так, например, развитием базовой модели УТС Т-50 стала модификация ТА-50 с расширенными возможностями боевого применения по наземным целям за счет оснащения образцами высокоточного оружия. Следующей модификацией стал легкий истребитель FА-50, оснащенный БРЛС и обеспечивающий применение по воздушным целям УР. Аналогичный подход реализован при модернизации УТС М-346 в М-346FТ, а затем в М-346FA.
Tags: аналитика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments