uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

«Как гений чистой красоты»: женщины ОАК продвигают новые технологии и покоряют небесный океан



Уже четвертый год подряд в корпоративном журнале «Горизонты» мы рассказываем о сотрудницах ОАК. Наших коллег – прекрасных дам, – кроме нежности, красоты и терпения, отличают сильный характер, целеустремленность и умение преодолевать трудности. Эти качества помогают им не только в работе.

«Главное – не бояться трудностей»



Яркие воспоминания детства: сладкая вата и пирожные, торжественная и праздничная атмосфера – все это день открытых дверей на авиационном заводе «Авиастар-СП», что в Ульяновске. Воспоминания из детства Эльвиры Сагдиевой, инженера-технолога компании «АэроКомпозит». Здесь работают ее папа, мама и брат. Сомнений в выборе профессии не было, но однажды Эльвиру охватил испуг – когда она услышала слова родителей: «Пойдешь поступать в медицинский…»

Твердость характера и усердие помогли осуществить намеченные планы – стать причастной к авиации. Она поступила в Ульяновский авиационный колледж на факультет технологии машиностроения. Во время прохождения дипломной практики на «Авиастаре» Эльвиру пригласили в КБ. В ее обязанности на тот момент входила разработка конструкторской документации по покупным комплектующим изделиям, необходимым для каждого типа самолета. Когда началась работа по проекту Ил-76, она решила перейти на должность технолога в агрегатно-сборочное производство.

«Первым моим объектом был отсек Ф4, это хвостовая часть самолета. Прорабатывалось много вопросов, нормативной документации. Я включалась и в разработку. Постепенно мне стали передавать новый объем работ. Сначала кабину экипажа. Я изучала конструкторскую документацию, разрабатывала технологию сборки передней части фюзеляжа с установкой остекления, сопровождала испытания на герметичность и дождевание кабины. После нее мне дали системы – бытовое и кислородное оборудование кабины», – вспоминает Эльвира.

Тут же и произошла первая встреча с композитной конструкцией, которая вызвала интерес и определила новые цели, к которым сейчас стремится Сагдиева. Элементы нижней части обтекателя радиолокационной станции были композитные.
«Мы занимались только сборкой этих агрегатов, но это был для меня новый материал, до этого у меня был алюминий, титан. Я стала интересоваться их применением в новых модификациях самолетов. Это был интересный период: новая работа, испытания, представление самолета высшему руководству страны. Работала там до 2014 года. В это время мне пришло неожиданное предложение от “АэроКомпозита”, – рассказывает Эльвира. – Новый самолет, интересный проект, работа над созданием “черного крыла”. Я поняла, что это мое».

В принципе все было понятно, но работа с конструкциями из нового материала придавала стимул для преодоления очередных задач. Новая технология изготовления агрегатов и уникальная технология модульной сборки композитного крыла, ранее не применявшаяся в России, заставила молодого технолога подключить все свои компетенции и внутренние резервы.

«Я достаточно легко влилась в атмосферу работы над новым проектом. Мне помог мой предыдущий опыт с “илом”. Теперь вспоминаю первые дни на заводе “АэроКомпозит-Ульяновск”. Когда началась сборка консолей крыла и центроплана, все технологи-сборщики почти днями и ночами сопровождали процесс на сборочной линии, возникающие технические вопросы старались решить оперативно на месте. Мы чувствовали с ребятами ответственность, лежащую на нас. Не только российские коллеги, но и западные конкуренты ждали окончательного результата. Смогут ли наши специалисты сделать “черное крыло” и поднять абсолютно новый отечественный лайнер в небо?», – вспоминает Эльвира.

Результат кропотливой и плодотворной работы огромной команды специалистов, трудившихся над проектом в разных городах, увидел весь мир на торжественной церемонии выкатки МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе летом 2016 года.

«Чувства, которые мы испытывали, были схожи с рождением ребенка. Это было очень символично. Атмосфера церемонии вдохновила всех на дальнейшую работу. Это был первый шаг, за которым был первый полет, начало летных испытаний и долгожданный перелет судна из Иркутска в Раменское».

Глядя на эту хрупкую молодую девушку, сложно поверить, что она заставляет своих коллег быть ответственными за свой труд и качество работы.

«Я рада, что могу сейчас реализовать себя в этой работе. Не хочу останавливаться на достигнутом, хочу расти профессионально. Сейчас в авиацию приходят все больше женщин, они вливаются в ряды конструкторов и технологов. Главное – не бояться трудностей».

Забота о будущем


Татьяна Назарова, проработавшая в туполевском ОКБ почти сорок лет, и сегодня передает свой опыт молодым кадрам.

С 13 по 15 февраля 2018 года при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов в Москве состоялся всероссийский форум «Наставник», на котором были определены лучшие практики наставничества. В рамках проведения форума ОАК наградила благодарственными грамотами за значительный вклад в подготовку кадров для авиационной отрасли и развитие практик наставничества на предприятии лучших наставников дочерних предприятий. Одним из наставников, удостоенным награды, стала инженер-конструктор 1-й категории проектно-конструкторского центра «Каркас» компании «Туполев» Татьяна Александровна Назарова.

Татьяна Александровна пришла в конструкторское бюро «Туполев» в 1979 году молодым специалистом, окончив Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ, ныне входит в состав МАИ) по специальности «самолетостроение». «Когда я пришла работать в отдел, как таковой установленной системы наставничества на тот момент не было. Мне помогали осваивать и вникать в тонкости конструкторского дела начальник отдела Леонид Борисович Зинин и ведущий специалист Алексей Семенович Корабельников, имеющие богатый опыт работы и высокий профессиональный уровень знаний. Так, с их поддержкой, набирая опыт и знания, от не сложных конструкторских работ переходила к выполнению сложных и ответственных проектов», – вспоминает Татьяна Александровна.

Сейчас накопленные за время трудовой деятельности в конструкторском бюро «Туполев» опыт и знания Татьяна Александровна передает молодым кадрам, решившим посвятить себя профессии инженера-конструктора. «Основная задача наставника – это научить молодого специалиста применять теоретические знания, полученные им в процессе обучения, непосредственно в работе. Наставляемым помогаю освоить рабочий процесс по выпуску конструкторской документации, отвечающей всем необходимым требованиям. К каждому стараюсь найти свой, индивидуальный подход для лучшего освоения принципов работы конструктором. Наставничеством занимаюсь с удовольствием, передавая свои опыт и знания молодым кадрам “Туполева”», – делится подробностями работы наставником Татьяна Александровна.

За 11 лет наставничества Татьяна Александровна подготовила 15 молодых специалистов, многие из которых в настоящее время занимают руководящие должности на предприятии.

Небо, парашют, девушка



«Активистка, спортсменка, красавица», – так описывают друзья и коллеги Елену Чибисову, инженера-технолога цеха № 26 Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю. А. Гагарина (филиал компании «Сухой»). Елена Федоровна из трудовой династии авиастроителей. Как говорит она сама, «в нашей семье из поколения в поколение передаются преданность любимому делу, заводу, родному городу и безграничная любовь к небу».

Эту хрупкую скромную женщину сложно представить мастером спорта, тем более такого экстремального, как парашютный. Однако на счету Елены Чибисовой 1 200 прыжков.

Елена Федоровна – победитель множества соревнований по парашютному многоборью и классическому парашютизму. Абсолютная чемпионка Литвы, дважды победитель Кубка «Кузбасс» и всесоюзных соревнований «Золотая осень». Впервые в 16-летнем возрасте, сделав шаг в бескрайнюю синеву, она навсегда связала свою жизнь с небом.

Свой первый прыжок она, конечно, хорошо помнит. «Да, это было, как в песне Владимира Высоцкого: “Хорошо, что за ревом не слышалось звука, / Что с позором своим был один на один: / Я замешкался возле открытого люка – / И забыл пристегнуть карабин. / Мне инструктор помог и коленом пинок / Перейти этой слабости грань...”, – вспоминает Елена Чибисова. – Было очень страшно. Перед открывшейся у ног пустотой сработал инстинкт самосохранения. Я отказалась прыгать и отчаянно сопротивлялась при попытках выпихнуть меня насильно, но все же получила “пинок” инструктора».

После пережитого стресса самым сложным было, конечно, отважится прыгнуть снова. По словам нашей героини, во второй раз было еще страшнее. Но хотелось преодолеть страх, победить себя. И это ей удалось!
Увлечение парашютным спортом многое изменило в жизни, в образе мышления, в мироощущении. «Каждый однажды ступивший в небо не остается прежним. Увлечение переросло в желание достичь больших результатов, быть первой, – уверена Елена Чибисова. – Благодаря парашютному спорту мне довелось побывать в разных городах, встретиться с интересными людьми. В аэроклубе “Талан” я познакомилась со своим мужем – Михаилом Августовичем Копелиовичем. У нас две дочери. Старшая, Алена, между прочим, в первый раз прыгнула вместе со мной в шесть лет».

Закономерен вопрос: помогают ли спортивные навыки в работе? «Занятия любым видом спорта повышают работоспособность и помогают держать организм в тонусе, – считает наша героиня. – Спорт воспитывает характер, укрепляет силу воли, дисциплинирует. Не зря говорят: “В здоровом теле – здоровый дух!”. Самообладание и оптимизм помогают справляться со стрессом, проще относиться к проблемам. Ежегодно мы с коллегами по цеху участвуем в заводских спартакиадах, турнирах различного уровня, защищая честь цеха и предприятия. Совместные занятия спортом способствуют сплочению коллектива».
Елена Федоровна готова поделиться своим опытом с любым человеком, впервые решившимся на прыжок, посоветовать, как не отступить в последний момент. «Нужно верить, что все будет хорошо. Преодолев страх, чувствуешь неописуемый восторг, от которого хочется петь и смеяться. То, что творится в душе, когда паришь над землей под куполом парашюта, не передать словами», – говорит Елена Чибисова.
Tags: женщины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments