uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Под одной крышей с Ильюшиным: конструктор «илов» - о работе, реализованных проектах и новых планах


На даче С.С. Ильюшина

Биография Сергея Андреевича Стулева насыщена яркими событиями и неожиданными встречами. Ведущий инженер-конструктор отдела компоновки самолета работает на «Ильюшине» более 30 лет. Но сам он говорит, что эта цифра могла быть больше.

«Работать на “Ил” я пришел в 1983 году уже опытным специалистом, а мог устроиться сразу после окончания института. Всего в авиации я тружусь 40 лет».

Сергей Стулев вырос в Бурятии, там же закончил среднюю школу. Его родители – люди сурового склада характера, бережно хранящие свои идеалы сибиряки-староверы, ведущие свою родословную с 1766 года.

«Мои предки от церковного раскола сбежали в Польшу и долгое время жили там. Во времена Екатерины II переехали в Сибирь, обживали Забайкальский край.

В Улан-Удэ я близко познакомился с авиацией, сроднился с ней. Мой отец после войны долгое время работал на Улан-Удэнском авиационном заводе, и я всегда был рядом с ним. Можно сказать, я вырос на этом заводе. Мы тогда все бредили авиацией и космосом. И потому после окончания школы я твердо решил поступить в летное училище, но не прошел по здоровью. Было обидно, тем не менее я все равно хотел связать свою жизнь с самолетами и отступать не собирался».

После неудачной попытки поступления в летное училище Сергей Стулев решил попробовать свои силы в Москве, куда и отправился на пару с другом – поступать в МАИ. При каждом авиационном заводе были свои самолеты, вот на одной из таких машин Сергей и улетел в Москву. Было это в 1969 году. Правда, с первого раза столицу не удалось покорить. Для поступления в МАИ молодому сибиряку не хватило баллов. Пришлось вернуться домой, год проработать на авиазаводе, а после отдать долг Родине – отслужить положенные два года в погранвойсках на Дальнем Востоке. В армии Сергей серьезно увлекся биатлоном, участвовал в командных соревнованиях, но при этом всегда помнил, что после службы его ждет авиация. И вот 1970-м он снова уезжает покорять Москву и теперь уже поступает в МАИ на факультет «Авиационная техника» по специальности «самолето- и вертолетостроение». Как военного пограничника, Стулева назначают старостой группы и одновременно старостой потока.

Из «Туполева» на «Ильюшин»

«Первый курс я закончил очень хорошо, без троек. Летом работал в стройотряде. А на втором курсе вызывает меня наш декан факультета и говорит, что со мной хочет познакомиться Анастасия Васильевна Ильюшина. Я был крайне удивлен. Не без внутреннего волнения поехал знакомиться с Ильюшиными к ним домой. Дело в том, что в моей группе учился младший сын выдающегося авиаконструктора – Александр Ильюшин. Вот и попросила меня Анастасия Васильевна, его мама и жена Сергея Владимировича, взять над ним шефство. Я согласился. Дальше – больше. Анастасия Васильевна предложила мне поселиться у них дома. Так я целый год прожил под одной крышей с гениальным конструктором и его семьей. Сергей Владимирович Ильюшин в быту был искренним и простым человеком.

Заносчивости в нем не было совсем. Все разговоры у нас сводились к самолетам. О топливной системе много говорили, обсуждали с ним ее. С Александром мы до сих пор общаемся, перезваниваемся. Общие темы для разговоров есть и сегодня.

Я был близко знаком и со старшим сыном Сергея Владимировича Ильюшина – Владимиром. Мы много раз пересекались по работе, когда Владимир Сергеевич служил летчиком-испытателем в ОКБ П. О. Сухого, а я какой-то период моей трудовой биографии работал там же. Владимир Ильюшин делал мне штурманские расчеты, когда я трудился над проектированием сверхзвукового административного самолета. Невероятно отзывчивый и добрый был человек, с тонким чувством юмора. При всем при этом он был крайне дисциплинирован. Об отце говорил мало, но всегда с большим уважением».

И все-таки после окончания МАИ Сергей Стулев не попал на «Ил», а получил распределение в «Туполев», где и отработал шесть лет, конструируя самолеты Ту-160 и Ту-204.

Но «Ильюшин» не отпускал. В 1983 году Сергей Андреевич пришел работать на «Ил», влился в ряды ильюшинцев.

Под руководством Генриха Васильевича Новожилова, Дмитрия Владимировича Лещинера проектировал самолеты Ил-96, Ил-112, Ил-76. От начала и до конца вел Ил-114. Сергей Андреевич называет этот самолет самым любимым в своей карьере, своей лебединой песней. Много времени посвятил работе председателем профкома ОКБ. Сейчас трудится над проектами Ил-96-400М и Ил-114-300.

«Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М создается на базе Ил-96-300. До конца 2018 года должна быть завершена разработка конструкторской документации, – рассказывает Сергей Андреевич. – Первая презентация самолета запланирована на конец следующего года. Мы работаем. Ил-114-300 – это пассажирский самолет для региональных авиаперевозок. Его производство осуществляется на отечественных авиапредприятиях. Ил-114-300 интересен тем, что может взлетать и садиться с неподготовленных аэродромов».

«О самолетах могу говорить бесконечно, – смеется Сергей Стулев. – Каждый заслуживает особого внимания, у каждого самолета, как и у человека, своя жизнь». И тут же добавляет: «Самое главное в работе – это заинтересованность в ней, ведь не только из-за денег человек работает, важно реализоваться в жизни. И я считаю, что мне повезло: я иду по своей дороге, осуществляя свои самые дерзкие юношеские мечты».
И с ним сложно не согласиться.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment