uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Архитекторы цифрового производства



Что такое платформа в цифровом мире? Кем и как создаются цифровые платформы? Какие сетевые эффекты обеспечивают их развитие? Этому и многому другому был посвящен проект «Информационная система управления распределенным производством» (или «Платформа производственной кооперации»), разработанный участниками программы «Цифровая трансформация ОАК» в «Сколково».

В обычной жизни с цифровыми платформами мы сталкиваемся каждый день, заказывая такси в приложениях Uber и «Яндекс», бронируя жилье в путешествиях на Booking.com и Airbnb, совершая покупки на eBay и AliExpress или пользуясь порталом «Госуслуги».

Цифровые платформы являются информационными системами, объединяющими различные сервисы в едином информационном поле, и позволяют сократить дистанцию между теми, кто предоставляет услуги, и теми, кто является их потребителем. Так, например, «Госуслуги» – цифровая платформа, объединяющая множество различных государственных ведомств и позволяющая по принципу «одного окна» гражданину получить необходимые услуги и информацию в кратчайшие сроки и эффективно спланировать свое время.

Законы функционирования новых цифровых инструментов, уверенно вошедших в наш быт, проникают и в сферу промышленного производства. Опыт создания цифровых платформ и их эволюцию изучали участники корпоративной образовательной программы по цифровой трансформации.

В данной статье речь пойдет еще об одном проекте, разработанном участниками программы «Цифровая трансформация ОАК» в «Сколково», – «Информационная система управления распределенным производством», или «Платформа производственной кооперации».

Этот проект направлен на повышение эффективности управления производственными мощностями за счет организации мониторинга текущей загрузки производственных мощностей в реальном времени и рационального распределения заказов на производство среди имеющихся «свободных» мощностей.

Цифровая платформа в авиастроении



Обсуждение в группе "Платформа производственной кооперации"

Создание информационных систем и цифровых платформ крупными промышленными компаниями и корпорациями на сегодняшний день является эволюционным развитием их бизнес-процессов, нацеленным на повышение эффективности бизнеса, в том числе сокращение времени выхода на рынок новой продукции, а также на повышение конкурентоспособности в новых условиях за счет трансформации бизнеса в соответствии с новыми требованиями потребителей.

Таким образом, компании и корпорации осуществляют цифровую трансформацию. Становится значимой роль развития и создания новых «цифровых» сервисов, сопровождающих и поддерживающих разработку авиационных технологий, производство и эксплуатацию.

Платформы меняют традиционные модели бизнеса, позволяют вовлекать меньше людей в рутинные процессы, «сокращать» расстояния и количество посредников, объединяя участников процесса и высвобождая время для решения актуальных задач, что позволяет на несколько порядков увеличить эффективность процессов.

Сегодня в структуру ОАК входят 11 производственных площадок, распределенных по всей стране от Комсомольска-на-Амуре до подмосковных Луховиц. Представьте, что все эти площадки в виртуальном мире можно объединить в единый контур, не меняя их географическое местоположение, никуда не перемещая людей и не затрачивая больших усилий и средств. Загрузка мощностей, поставки материалов и комплектующих, производственные графики − все существует в единой системе на единой платформе производственной кооперации.

В перспективе «Платформа производственной кооперации» должна выполнять не только функции мониторинга (анализ состояния производственных объектов, загрузки мощностей и выполнения поставленных задач и т. д.). Она также будет обладать функциями предиктивного анализа, позволяющими уже на ранних этапах проектирования новых самолетов прогнозировать кооперацию, распределение производственных мощностей, трудозатраты и т. п. с учетом серийности новых самолетов.

Распределенное производство

Особенность цифрового подхода заключается в том, что каждый «оцифрованный» элемент системы заставляет другие также трансформироваться, иначе сам по себе он не будет эффективен. Цифровые модели продукции требуют продолжения своего жизненного цикла в цифровом производстве.

С помощью платформы производственной кооперации можно проводить анализ загрузки ресурсов дочерних и зависимых обществ (ДЗО), управлять схемой производственной кооперации, формировать заказы для участников распределенного производства, управлять контрактами на изготовление комплектующих, рассчитывать необходимый объем инвестиций в реконструкцию и развитие производственных мощностей и проводить оценку внешних предприятий − поставщиков.

«По мнению участников нашей группы, в которой мы проходили обучение в “Сколково”, – говорит ведущий специалист в дирекции программ Ил-86 и Ил-96 Дмитрий Митин, – одна из причин дисбаланса – переразмеренность производственных мощностей при довольно скромных объемах выручки – это неравномерность загрузки мощностей предприятий. Не зная загрузки внутри группы ОАК, мы порой развиваем однотипные производства на нескольких площадках, еще более усугубляя ситуацию. Проект по выравниванию загрузки, которым мы занимались во время обучения, призван исправить эту ситуацию. Основная ценность проекта − в повышении управляемости процесса производства».

«Проект позволяет не только количественно и качественно оценить производственные мощности ДЗО ОАК, но и отслеживать загрузку мощностей по отдельным ДЗО и проектам; позволит оперативно перераспределять производственную загрузку, планировать закупку нового и обновление существующего станочного парка, расходного инструмента и в целом оптимизировать производственные мощности под текущие и перспективные проекты», – объясняет целесообразность проекта заместитель генерального директора по производству – директор филиала компании «Ил» в г. Жуковском Андрей Рыбин.

Разработанная в ходе проекта автоматизированная система управления межзаводской кооперацией позволит значительно сократить время специалистов ОАК на принятие решений по распределению заказов между ДЗО ОАК за счет предоставления достоверной аналитической информации по загрузке, мощностям и технологическим возможностям ДЗО. Будет обеспечен контроль по выполнению заказов в режиме, близком к реальному времени.

По словам другого участника группы, начальника отдела моделирования систем и поддержки проектов правления информационных технологий Иркутского авиационного завода – филиала корпорации «Иркут» Игоря Ветрова, для ДЗО система будет полезна тем, что обеспечит оптимальную загрузку производственных мощностей, учтет техническое обслуживание и ремонт оборудования, позволит оперативно корректировать планы в зависимости от отклонений, происходящих по цепочке кооперации.
Платформа представляет собой набор взаимосвязанных сервисов, обеспечивающих определенный функционал системы.

Производственные сервисы


Павел Петренко (НАЗ им. В.П. Чкалова) слева и Андрей Рыбин (Филиал ПАО "Ил" в Жуковском).

К примеру, сервис управления ресурсной моделью предназначен для оперативного управления данными по имеющимся производственным мощностям ДЗО ОАК, участвующим в распределенном производстве, а на «Бирже мощностей» будет публиковаться информация о свободных производственных мощностях ДЗО или внешнего поставщика.

«После окончания программы обучения в “Сколково” я еще не раз убедилась в ценности данного проекта, в наличии потребности в таком инструменте», – поделилась руководитель проекта департамента инновационных цифровых технологий и венчурных проектов ОАК Алена Чистякова. – Сегодня качественная аналитика является необходимым фактором для достижения стоящих перед руководителем целей».

«Мы были первопроходцами Мне удостоилась честь из огромного коллектива Новосибирского завода численностью более 6,5 тыс. человек первым пройти обучение по “Программе цифровой трансформации”, – говорит технический директор производства гражданской авиационной техники Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова – филиала компании «Сухой» Павел Петренко. – В данной теме надо находиться постоянно. Мы все после обучения разъехались по своим предприятиям заниматься своими должностными обязанностями с применением знаний, полученных в “Сколково”. Надеюсь, что такое вовлечение специалистов предприятий продолжится, и появится оппонент, с которым можно будет обсудить и трансформироваться уже в команде».

На период до 2025 года одной из приоритетных задач корпорации является оптимизация индустриальной модели, которая на сегодняшний день отличается переразмеренностью производственных площадей и низкой эффективностью использования существующих ресурсов: персонала, оборудования и площадей. Наиболее целесообразным представляется поэтапная реализация проекта, например, последовательное подключение дивизионов к данной платформе в соответствии со степенью готовности внутризаводских процессов и информационных систем. Для запуска работы системы по дивизиону боевой авиации как одного из наиболее подготовленных, по предварительным оценкам потенциальных подрядчиков, потребуется год. Это довольно короткий срок, а полученная в результате ценность в виде точного профиля производственных площадок значительно упростит процесс принятия стратегически важных решений и систематизирует деятельность по развитию индустриальной модели.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments