uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Category:

Виктор Минашкин: «В детстве твердо решил стать летчиком и своего добился»



Заслуженный летчик-испытатель России Виктор Минашкин внес значимый вклад в испытания самолетов военного и гражданского назначения, созданных КБ Туполева. Его общий налет составляет более семи тысяч часов, в его профессиональной биографии – испытательные полеты высшей категории сложности.

В их числе – полеты на стратегическом бомбардировщике Ту-95МС на предельно малых высотах, испытания самолетов Ту-22М3, Ту-95ЛЛ с новым двигателем, Ту-95 с максимальной внешней подвеской высокоточного оружия, цикл испытаний Ту-334 на сваливание, цикл испытаний двигателя ПС-90А2 на базе летающей лаборатории Ту-204, полный цикл от первого вылета до сертификации самолета Ту-204СМ.

В 2015 году за мужество и самоотверженность, проявленные при испытании авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни, летчик-испытатель Жуковской летно-испытательной и доводочной базы (ЖЛИиДБ) – филиала компании «Туполев» Виктор Алексеевич Минашкин был награжден Орденом мужества. В этом году шеф-пилот предприятия отмечает тройной юбилей: свое 60-летие, 30 лет работы в «Туполеве» и 70-летие ставшей ему вторым домом ЖЛИиДБ.

- Виктор Алексеевич, как Вы пришли в авиацию? Многие в детстве хотят стать летчиками, но лишь немногим удается реализовать это желание во взрослой жизни. Стала ли эта профессия Вашей сбывшейся детской мечтой?

- Можно сказать и так. В детстве мне довелось вместе с родителями лететь из Свердловска в Москву, и этот опыт произвел на меня большое впечатление. Помню, очень заложило уши, но несмотря на это, я еще тогда твердо решил стать летчиком и своего добился.

- Вы 40 лет испытываете самолеты «Ту». В 2019 году исполняется 30 лет с начала Вашей работы в компании «Туполев». Поделитесь, в чем причина такого постоянства?

- Я думаю, профессиональный подход к делу – одна из причин. Чтобы в какой-то области достичь результата, нужно узнать ее специфику, а для этого требуется достаточно длительное время. Мы работаем не для того, чтобы просто продемонстрировать полет машины. Венцом нашей работы является готовность машины к эксплуатации, ее выход в серию. Даже если это не всегда удается, полученные нами наработки важны для создания других самолетов и комплексов. Поэтому переходить с одной фирмы на другую для летчика-испытателя – недальновидно и непрофессионально, с моей точки зрения. Вы не будете знать деталей, историю создания того или иного комплекса, каждого его элемента, его «детские болезни», которые вычищались и устранялись. Все эти знания помогают в нашей работе избежать многих ошибок. Я бы так косвенно ответил на Ваш вопрос. Простого ответа на него нет. Тем более, что я перешел в тяжелую авиацию с истребительной – что за этим стоит, летчики поймут.

- Вы испытали более 40 типов и модификаций самолетов. Какие из них больше всего запомнились?

- Запоминаются, прежде всего, те самолеты, которые требовали творческого подхода, например, Ту-204СМ. К сожалению, эта машина не пошла в серию. Хотя многие наработки по Ту-204СМ наши смежные организации сейчас используют и вкладывают в другие машины, в тот же МС-21. Это прекрасно, если твой труд все-таки не пропадает даром. Но когда самолет сделан, когда получен сертификат, а машина в полет не выпущена – это обидно.



- В 2005-м году Владимир Путин совершил 5-часовой полет на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Свою оценку машины он выразил фразой: «Так летают только во сне!» В мае 2019 года после посещения КАЗ Президент заявил, что сверхзвуковой ракетоносец Ту-160 становится совсем новой машиной, с новыми возможностями. Вы можете рассказать, какие изменения претерпел этот самолет 14 лет спустя?

- Базовый самолет Ту-160 – это авиационный комплекс с большими, заложенными еще при конструировании, характеристиками, которые соответствуют современным требованиям. Самолет создавался не для парадов, а для участия в боевых действиях. За это время поменялась не только концепция ведения боевых действий, но и требования к самой машине, к его комплексу бортового оборудования. Основное требование относится к системе информационного обмена. Объем необходимой информации, которую должен переработать комплекс Ту-160 возрос в разы. На старом оборудовании принимать и обрабатывать поступающую информацию уже, в принципе, было невозможно. Есть предел и у приборов, которые работают на старой элементной базе, есть предел человеческих возможностей по анализу поступающей информации. Новый комплекс, который был представлен президенту на Казанском авиационном заводе, позволяет получать необходимый объем информации, делать его первичную обработку, в частности, по взаимодействию человек-машина, выдавать эту информацию в интегральной форме для того, чтобы экипаж смог оценивать возросший уровень поступающей информации быстрее и с наименьшей вероятностью ошибок.

Еще один важный момент – это связь. Во время боевых действий, в первую очередь, пытаются вывести из строя именно коммуникации. Модернизированные Ту-160 будут оснащены новыми системами связи, закрытыми, имеющими большую степень резервирования, с лучшими возможностями. Средства радиоэлектронной борьбы, комплекс обороны на самолете тоже будут новые. Кроме этого, самолет делается с учетом перспективных разработок средств поражения, которые будут предназначены для выполнения боевых задач. То есть начинка у Ту-160 стала совершенно другой, сравнивать машины – нынешнюю и ту нельзя. Модернизация коснулась всего, в том числе и базовой платформы, которая претерпела изменения с учетом ее эксплуатации. Это сделало машину более надежной и технологичной. Ведущим летчиком на самолете Ту-160 был Александр Журавлев, он много сил и труда вложил в эту машину, участвовал в формировании ее модернизированного облика. К сожалению, летный век летчика-испытателя не бесконечен и поднимать модернизированный комплекс Ту-160 будут другие, но это жизнь.



- В декабре 2018 года первый полет совершил модернизированный Ту-22М3М. Вы принимали участие в испытаниях этой машины?

- Да. Эта машина модернизирована по тому же принципу, что и Ту-160. Хочу подчеркнуть, что замена бортового оборудования, замена старой элементной базы на новую – это не просто технические изменения. Поменялась идеология, она нацелена на то, чтобы комплекс (самолет, оборудование, вооружение, экипаж) мог работать в современных условиях.

- Если говорить о гражданской авиации, можете рассказать об испытаниях Ту-204? На базе этого самолета также создано более 20 модификаций различного назначения – пассажирские, грузовые, специализированные, VIP-модификации.

- Самолеты семейства Ту-204/214 создавались как многоцелевые для замены самолетов Ту-154 и Ил-62. С этой целью созданы и испытаны машины с различной дальностью полета и с разным запасом топлива. Эти самолеты прошли весь цикл сертификационных испытаний. На их базе в настоящее время создаются модификации для специальных задач. На базе «короткой» машины созданы самолеты бизнес-класса, а на базе самолета Ту-214 созданы модификации для нужд оборонного ведомства нашей страны.

По запросу авиаперевозчиков был сконструирован и прошел сертификацию самолет Ту-204СМ с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Этот самолет получил кабину для экипажа из двух пилотов с улучшенной эргономикой, были значительно модернизированы все системы самолета, повышены их надежность, ресурс, снижены затраты на обслуживание. От прежнего самолета остался только фюзеляж и крыло, причем предкрылки и закрылки, их управление также значительно поменялись. По сути, это новый самолет, на котором применена система контроля и управления, базирующаяся на интеллектуальной схеме.

Летчик общается с самолетом через компьютер. Эта сложная задача была успешно выполнена, она позволила значительно уменьшить риск непреднамеренных ошибок пилотов, свести к минимуму так называемый человеческий фактор. Хотя самолет Ту-204СМ не пошел в серию, технические решения, выработанные при его конструировании и доводке, вошли в архитектуру авиационных комплексов современных самолетов нашего КБ. Останавливаться на всех этапах летных испытаний самолета Ту-214/204, наверное, нет смысла, так как испытания – процесс долгий и трудный. Пока самолет живет, постоянно идут работы по его модернизации. Это процесс, необходимый для того, чтобы самолет безопасно эксплуатировался и соответствовал растущим требованиям к авиационной технике.

- Наше предприятие ведет разработки в области создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения, а также среднего военно-транспортного самолета. Вы бы хотели оказаться за штурвалом этих машин в роли испытателя?

- Этого хочет любой летчик. В то же время я понимаю, что к моменту выхода новых самолетов мой возраст будет критическим, скорее всего, летную деятельность я завершу. Но у меня есть время применить свои знания и опыт при проектировании этих комплексов. Для меня это так же важно, как и самому поднимать самолет в небо.

- Вы руководите летной службой ЖЛИиДБ с 2001 года, в этом году база отметила 70 лет со дня основания. Считаете ли Вы эту дату своим личным праздником?

- Безусловно. 70-летие – это очень серьезный срок, и без труда всех, кто работал и работает на ЖЛИиДБ, этого праздника бы не было. Были тяжелые времена, но мы выстояли. Сейчас у нас появилась перспективная работа, новая очень интересная тематика, к нам потянулась молодежь, потому что когда есть работа и перспектива, приходят молодые кадры. Наша летная служба подхватила эстафету наших ветеранов и продолжает выполнять все задачи, которые перед нами ставят. Мы обеспечиваем летные испытания самолетов, продление их жизненного цикла, модернизацию, а также разработку новых перспективных проектов, которые открывают будущее для нашего предприятия и укрепляют обороноспособность нашей страны.


Tags: Туполев, интервью, летчики
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment
легендарные профессии, крутяк , что тут скажешь
а так хочется послушать и посмотреть на ответы простого дяди Васи слесаря микрорайона , который делает всё что бы мы утром могли тупо помыться , постирать , да просто попить воды...где он еще скажет в ответах что испытал набор ключей ПО "Труд", как ночью по колено в говне починил водопровод, поставил и принес радость установкой унитаза , низкий ему поклон за горячую и холодную воду, за слив унитаза и тд и тп...
а то всё артисты, летчики испытатели , депутаты...
ни когда мы не увидем интервью с санитаркой, дояркой, продавщицей, слесарем ....да и не видели ни когда, ага
с Новым Годом!)