uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Category:

Аэродром Дзёмги: случайные люди тут не задерживаются



Расположенный на территории Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) им. Ю. А. Гагарина аэродром Дзёмги в любое время года обеспечивает взлет и посадку любых самолетов – от истребителей до тяжелых «Русланов». Для того, чтобы его полоса всегда была доступна даже в самые снежные зимы, в автопарке аэродромных служб есть не только обычные бульдозеры и шнекороторные снегоочистители, но и мощный грейдер с отвалом 3 метра, и плужно-щеточно-продувочная машина.

Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре всегда готов противостоять любым натискам погодной стихии. И это неизбежно вытекает из его двойного назначения: аэродром используется для испытания выпускаемой заводом продукции, а также играет большую роль в обеспечении обороноспособности нашей страны.

Аэродром Дзёмги

Аэродром совместного базирования государственной и экспериментальной авиации Дзёмги расположен на северо-востоке города Комсомольск-на-Амуре. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэродрома имеет длину 2,5 км, ширину 80 м, покрытие – бетон.

Слово «дзёмги» произошло от нанайского словосочетания «деревянный дом». Стойбище с таким названием находилось на берегу реки Амур. Вблизи этого стойбища в 1932 году было начато строительство авиационного завода № 126, который позже стал носить имя Юрия Гагарина.

Первоначально взлетную полосу строили заключенные Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря, после их сменили военные строители. В процессе строительства длина полосы была увеличена почти на 1 км по настоянию командующего Особой дальневосточной армией Василия Блюхера.

Дзёмги примечателен тем, что является одним из немногих аэродромов в мире, главную взлетно-посадочную полосу которого пересекает железнодорожная линия. Подобное соседство самолетов и грузовых поездов есть сегодня еще в аэропорту новозеландского города Гисборн. Раньше железная дорога пересекала также полосу аэродрома в пакистанском Пешаваре.

Аэродром с железной дорогой

Аэродром Дзёмги, который находится в ведении КнААЗ им. Ю. А. Гагарина, сложен в эксплуатации, а по некоторым позициям уникален.

Это единственный аэродром в стране, который пересекает железная дорога. Причем, не только территорию аэродрома, но и саму взлетно-посадочную полосу! Необычный участок полосы находится в зоне особого внимания аэродромных служб.

«Особенность здесь такова, что покрытие состоит из нескольких слоев, и толщина их небольшая, – объясняет заместитель начальника станции по обеспечению полетов Владислав Клименко. – Со временем могут образовываться сколы, расхождение твердых участков покрытия и так далее. Приходится ремонтировать монолитным материалом, полировать. Сложный участок».

Дзёмги – это полноценный аэродром совместного базирования с Таллинским авиаполком. С него совершаются полеты по учебно-тренировочной и боевой программе, на нем проводятся учения с привлечением средств ВКС России. Взлетно-посадочная полоса используется полноценно и транспортной авиацией, в том числе тяжелыми самолетами: Ил-76, Ан-124, топливозаправщиками Ил-78, а также вертолетами-гигантами, такими, как Ми-26.

Особые люди уникального аэродрома


На фото: Владислав Клименко

За четкой и слаженной работой этого комплекса стоит труд многих специалистов.

«На аэродроме важен перехлест компетенций, нужно, чтобы человек не замыкался в своих должностных обязанностях, а нерешенный вопрос не зависал между инструкциями, – рассказывает Владислав Клименко. – Нельзя допускать ситуацию, когда самолет в воздухе, а здесь на земле какие-то неувязки».

Каждый, кто работает в службе обеспечения полетов – специалист высокого класса не только в своем деле, но и в других смежных областях. Сам Владислав Клименко в свое время окончил Томский институт автоматизированных систем радиоэлектроники. Его сокурсник и товарищ по студенческому стройотряду Сергей Строганов командует на аэродроме объектами радиолокационной станции дальней зоны «Ландыш».

Таких асов радиоэлектроники и подобных сложных систем здесь большинство: начальник службы радиосветотехнического оборудования Дмитрий Швецов, начальник группы радиосвязи Сергей Щербаков, Андрей Николаев (выпускник Технического университета Комсомольска-на-Амуре) – всех не перечислить. Есть и династии. Руководитель группы навигации Константин Чеботарь – сын Юрия Геннадьевича Чеботаря, от отца перенял дотошность и профессионализм. Всех работников аэродрома отличает активная жизненная позиция.

«Вот смотрите, – Владислав Клименко показывает на экраны видеонаблюдения, на которых, как на ладони, виден каждый уголок аэродрома. – В свое время вопрос создания системы объективного видеоконтроля витал в воздухе. Это была инициатива руководителя Летно-испытательной станции Михаила Юрьевича Чипизубова. Он спросил – справитесь? Посоветовались и сказали – справимся. Поддержал и директор завода Александр Иванович Пекарш. То, что вы сейчас видите, сделано не сторонней организацией, а руками наших ребят: начальника группы радиосвязи Сергея Щербакова и инженера по радиолокации Юрия Гордиенко. Оптические линии связи у нас уже проведены, аэродромная кабельная сеть есть. Ребята подобрали оборудование, завод приобрел. Мы его получили, смонтировали, подключили пять камер, которые позволяют всю полосу просматривать, во время взлета и посадки. Такая система стоит у руководителя полетов и у меня».

Гараж аэродромно-технической службы оснащен по всем современным требованиям. Есть все необходимое, даже специальная тележка для измерения сцепления с грунтом.

Здесь все специалисты-практики. Регулярно проходят обучение в Санкт-Петербурге. Аэродромные рабочие – это боевые единицы, от которых безопасность и качество полетов зависит не меньше, чем от летчика. Взлетная полоса должна быть сухой и чистой, а коэффициент сцепления самолета с бетоном – не отклоняться от нормативов. В обычные дни аэродром проверяется ежедневно, в случае ухудшения погодных условий – каждые два часа.

А еще на аэродроме есть группа светотехнического обеспечения полетов, сокращенно, «СТОП». Она ухаживает за «светлячками», то есть обслуживает светосигнальные огни малой интенсивности. Зимой это очень уязвимое оборудование, его легко повредить при очистке полосы после сильного снегопада. За каждым «светлячком» – особый надзор. Без него в темное время суток самолету не приземлиться.

Аэродром – это сложный механизм, каждая часть которого незаменима. При этом принципы его работы остаются простыми: техника всегда должна быть исправной и заправленной топливом, связь – четкой, аэротехнические средства – готовыми принять любой самолет.

Tags: КнААЗ, авиация, аэродром
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments