uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Category:

Универсальный, неприхотливый и надежный: летчики-спортсмены о самолетах для первоначального обучения



Спортивно-тренировочный самолет Як-52, созданный еще в 1970-х годах, остается востребованным до сих пор как для начального обучения летчиков, так и для подготовки и выступлений пилотов-спортсменов. По мнению членов пилотажной группы «Первый полет», эта машина еще может эксплуатироваться лет 30. Для ее замены летчики хотели бы видеть новый, более легкий самолет с более мощным двигателем, но такой же универсальный, надежный и неприхотливый, как Як-52.

Двухместный Як-52 был создан в ОКБ им. А. С. Яковлева на основе пилотажного одноместного Як-50. Благодаря этому учебно-тренировочный самолет унаследовал и высокие для такой машины пилотажные способности. Серийно «52-й» производился в Румынии в 1977-1998 годах, всего было собрано около 1800 машин. Но и до сих пор этот самолет используется и для обучения, и для подготовки и выступлений летчиков-спортсменов.

«Як-52 – достаточно надежный самолет»



С просьбой рассказать о достоинствах и недостатках Як-52, оценить его перспективы, а также сформулировать требования для самолета, который мог бы заменить «52-й», мы обратились в пилотажную группу «Первый полет», в распоряжении которого есть несколько Як-52. На них летчики выступают на соревнованиях по высшему пилотажу, проводят тренировочные полеты для спортсменов и начинающих пилотов, а также выполняют групповые полеты. На вопросы «Горизонтов» ответил ведущий пилотажной группы «Первый полет» Дмитрий Самохвалов.

- Как используется Як-52 в пилотажной группе «Первый полет»?

- Это универсальный самолет с очень широким диапазоном использования по назначению. На нем можно хорошо обучать. Помня о его предшественнике Як-50, на нем можно выполнять и пилотаж. Самолет Як-52 позволяет проводить обучение технике пилотирования и основам навигации, отработке навыков простого, сложного и высшего пилотажа. Машина позволяет обеспечить профессиональный отбор, а также последующее обучение и подготовку начинающих летчиков как в военных, так и в гражданских учебных центрах, летчиков-спортсменов в ДОСААФ.

Его, действительно, очень эффективно можно использовать для начальной подготовки на высший пилотаж, за счет чего сокращается время подготовки летчиков на другие типах самолетов. Например, для подготовки к самостоятельным полетам на немецком спортивном самолете Extra достаточно отлетать на Як-52 примерно 40 часов, а потом уже на самой Extra еще 10 часов. Если же сразу готовиться только на Extra, то программа подготовки может занять до 100-150 часов и нет гарантии хорошего результата, пока на моей памяти.

- Как Як-52 показывает себя в эксплуатации?

- Он очень неприхотлив. Небольшие длины разбега при взлете и пробега при посадке позволяют эксплуатировать Як-52 с небольших по размерам грунтовых аэродромов. Он хорошо переносит жесткие полевые условия, рассчитан на открытые стоянки без ангаров. Он прост в обслуживании. Простота конструкции самолета, высокая надежность, подходы к агрегатам и коммуникациям установленных систем обеспечивают высокий уровень удобства технического обслуживания Як-52 с минимальными затратами на подготовку к совершению полетов при использовании минимального объема общедоступных аэродромных средств.

- Насколько еще хватит ресурса Як-52? Есть проблемы с запчастями?

- С запчастями и обслуживанием пока все обстоит достаточно хорошо. До «канибализации» одних самолетов для ремонта других дело не доходило.

В целом, Як-52 – достаточно надежный самолет. У машин, которые эксплуатирует пилотажная группа остается еще большой запас по ресурсу. Конечно, раньше, когда эти самолеты эксплуатировались в клубах ДОСААФ, и на одной машине летало много спортсменов, ресурс вырабатывался очень быстро. Но теперь зачастую сохранившиеся «52-е» находятся в частном владении. На каждом таком самолете летают 2-3 человека максимум. Поэтому ресурс расходуется медленнее. Думаю, Як-52 может прослужит еще лет 30, не меньше.

Самолет, имеющий свой класс

- Достаточно оборудования, имеющегося на борту Як-52, для обучения летчиков в соответствии с современными требованиями?

- Для начального обучения пилота достаточно иметь на борту 4 прибора: часы, высотомер, указатель скорости и компас. К компасу нужна еще, конечно, карта для ориентирования. Обучение на Як-52 проводится только в хорошую погоду, днем. Есть на этом самолете и авиагоризонт, другие приборы, позволяющие обучать и выполнять полеты под шторкой. Нет только возможности летать ночью, но дооснастить самолет дополнительным оборудованием нет проблем. Всего этого оборудования вполне достаточно для обучения летчика с целью получения лицензии частного пилота PPL (Private Pilot License). Для ее получения нужно знать авиационное законодательство и устройство самолета, сдать теоретический экзамен, иметь налет не менее 45 часов, из который не менее 10 часов – самостоятельный налет, не менее 1 часа налет по приборам, 5 часов самостоятельного налета по маршруту и 3 часа налета ночью.

Эта лицензия позволяет пилоту арендовать самолет и выполнять полеты с одного аэродрома на другой или на тот же аэродром. Пилот должен прийти на аэродром, оформить все необходимые документы, получить ключи, проверить самолет перед вылетом, завести его, «прогреть», вырулить, получить по радио разрешение на взлет, взлететь, выполнить намеченный полет, совершить посадку, зарулить на место парковки, перевести самолет в стояночное состояние, оформить документы о сдаче самолета и отдать ключи. Все это и позволяет сделать Як-52.

- Насколько широко используется Як-52 за рубежом?

- Он очень широко распространен по всему миру: на нем летают и в Европе, и в Америке, и в Африке, и в Азии, и в Австралии. Например, по инициативе владельцев таких самолетов из ЮАР был введен специальный класс Як-52 для проведения соревнований Чемпионат мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Они регулярно проводятся по всему миру. А широкая география эксплуатации этой машины позволяет не возить по всей Земле свои Як-52, что очень дорого. На соревнованиях в других странах мы летаем на местных машинах. Также и зарубежные пилоты прилетают на соревнования к нам и используют наши «52-е».

Двигатель – мощнее, вес – ниже



- Что хотелось бы улучшить в новом учебно-тренировочном самолете по сравнению с Як-52? Какие есть у него проблемы, от которых стоило бы теперь избавиться?

- Любой летчик хочет, чтобы у его самолета двигатель был мощнее, а вес машины меньше. Современные материалы могли бы снизить вес.
Як-52 не рассчитан на долгие перелеты. В нем трудно летать на большие расстояния. Максимум 2-3 часа. Для обучения таких долгих полетов и не нужно, для пилотажа – тем более. Як-52 рассчитан на то, что вы взлетели, отлетал пилотаж и сели. Поэтому, например, наша пилотажная группа «Первый полет» не летает на своих машинах более 2000 км.

Хорошо бы, чтобы была лучше эргономика, удобнее кресло. Выше комфорт в машине, вентиляция или даже кондиционирование. На Як-52 летом в ясную погоду в кабине очень жарко.

Очень важно, чтобы новый учебно-тренировочный самолет был не только доступным по цене, но и обходился не слишком дорого в эксплуатации. На Як-52 стоит поршневой звездообразный двигатель М-14П. В качестве топлива он использует авиационный бензин, с октановым числом не ниже 91. Только топливо в стоимости летного часа сейчас до 12 тыс. рублей. Для сравнения, у нас есть легкий одномоторный самолет Sportstar, выпускаемый Чешской фирмой Evector. Это спортивная модификация с менее мощным поршневым авиадвигателем внутреннего сгорания всего 100 л.с.. Этот двигатель работает на обычном автомобильном бензине АИ 95. За счет этого у SportSter летный час по топливу стоит всего 700 руб.

- Сейчас проходят испытания учебно-тренировочного самолета Як-152, который мог бы заменить Як-52 для первичного обучения летчиков. Как Вы оцениваете эту машину?

- Нам посчастливилось посмотреть Як-152, когда он прилетал на обслуживание на аэродром Финам в Большом Грызлово, где базируется наша група «Первый полет». Кабина Як-152 значительно удобнее, чем у Як-52. Неожиданно хорошим оказалось отображение информации на цветных многофункциональных индикаторах. Большой плюс – катапультируемые кресла. Это существенно улучшает безопасность этой машины. Кроме того, на Як-152 стоит двигатель, работающим на авиационном керосине. Такое топливо значительно упрощает эксплуатацию: керосин в достаточном количестве есть на любом аэродроме.

Уровни, классы и мастерство



Помимо начального обучения летчиков, Як-52 используется и на соревнованиях по высшему пилотажу. Это и самый зрелищный и технически сложный вид самолетного спорта, требующий использования предельных возможностей как самолета, так и летчика. В 1905 году была образована. В настоящее время ФАИ признана Международным олимпийским комитетом международной спортивной федерацией, объединяет 10 авиационных видов спорта. Самолетный спорт представлен в Международной авиационной федерации FAI (Fédération Aéronautique Internationale) двумя различными видами спорта: спортом любительской авиации (General Aviation) и высшим пилотажем (Aerobatic). Первый чемпионат мира FAI по высшему пилотажу на поршневых самолетах был проведен в Чехословакии в 1960 году, первый чемпионат Европы – в Дании в 1975 году. Чемпионаты мира и Европы проводятся, чередуясь, раз в два года. По данным сайта Федерации самолетного спорта России, чемпионаты мира и Европы на поршневых самолетах по высшему пилотажу (ПСВП) проводятся в четырех категориях:

• Unlimited (ПСВП класс неограниченный),
• Advanced (с 1995 года, ПСВП класс с ограничениями),
• Yak-52 (с 2008 года, ПСВП класс Як-52),
• Intermediate (с 2014 года, проводится по программе соревнований Як-52 на любых поршневых самолетах).

Российские уровни сложности высшего пилотажа примерно совпадают со своими международными классами-аналогами: 3-й уровень соответствует классу Primary, 2-й – Sportsman, 1-й – Advanced, а высший – Unlimited. Прямого соответствия международному классу Intermediate, предполагающему выполнение одного «неизвестного комплекса» (в российской классификации это предполагается только на 1-м уровне сложности), в российской системе нет.

Единственным исключением в этой строгой системе являются соревнования в классе Як-52. Его появление в классификаторе в 2006 году было связано с широким распространением этого типа самолета на территории бывшего СССР, стран Восточной Европы, а потом – и по всему миру. Большинство спортсменов обучались и продолжают обучаться на этом типе самолета, поскольку более новые спортивные самолеты дороги, а их число ограничено. «Класс Як-52» по уровню сложности и программе выступлений по многим параметрам совпадает с 1-м уровнем сложности. В редакции правил «Самолетный спорт» от 25 июля 2018 года в разделе 2 «Высший пилотаж на поршневых самолетах» класс Як-52 по допустимым метеоусловиям и по нижним пределам пилотирования также примерно соответствует 1-му уровню сложности класса с ограничениями.

Однако в соревнованиях по высшему пилотажу в классе Як-52 есть одна принципиальная особенность. «Основная идея этих соревнований в том, что они проходят на одном типе самолетов, легендарной машине Як-52», – говорит вице-президент Федерации самолетного спорта России Виктор Смолин. Тем самым, все участники соревнований в классе Як-52 летают на однотипных машинах, ни один из спортсменов не имеет преимущества благодаря технике, а все решает только мастерство пилота.

«Самолет уникальный»

«Я стал первым летчиком в США, кто начал летать на Як-52 на пилотаж в категории Intermediate, соревнуясь с Extra и Pitts, – рассказывал в интервью в газете “Новые Известия” в 2015 году летчик-спортсмен Евгений Комаров, переехавший за океан вместе со своим “52-м”. – Победить – сложно, но составить достойную конкуренцию и привлечь внимание – можно… Як-52 – самолет уникальный по универсальности, который подходит и для первоначального обучения, и для маршрутных полетов, и для пилотажа. Машина двухместная – на ней легче обучать курсанта с нуля. Имеет посадочные щитки и убирающиеся шасси – абсолютное исключение для пилотажной машины. Но есть и минусы: он практически в два раза тяжелее, чем “Су” и Extra, радиусы больше, вращения медленнее. Профиль крыла у него ассиметричный, поэтому обратный пилотаж, то есть фигуры вниз головой, очень затруднен».

Tags: Як-52, авиация, спортивные самолеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments