uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Categories:

«Воздушный извозчик»

75 лет назад на Комсомольском авиазаводе начали выпускать транспортно-пассажирский самолет Ли-2.





Изначально этот самолёт – отечественная модификация американского самолета ДС-3 фирмы «Дуглас» - выпускался на подмосковном авиазаводе № 84. Он был назван в честь главного инженера завода Бориса Лисунова.

В декабре 1945 года было принято правительственное решение о выпуске самолёта Ли-2 на Комсомольском авиазаводе.

Для ознакомления с технологией и организацией производства 230 специалистов и рабочих Комсомольского авиазавода были командированы в Ташкент, на завод №84, где эти машины выпускались еще с довоенных лет.


Фото Музея ВОВ

Простота конструкции Ли-2 определила технологию его производства, в основу которой был положен передовой на то время плазово-шаблонный метод. Его освоение потребовало серьезной модернизации производства. В мае 1946 года на Комсомольском авиазаводе был создан плазово-шаблонный цех, разработана оригинальная методика расчерчивания плазов. Применение на самолете большого количества деталей из прессованных профилей привело к организации специализированного участка, где действовала поточная линия. В сборочных цехах была организована поточно–стендовая сборка с закреплением операций за исполнителями, что вскоре привело к сокращению в два раза времени сборочных работ.



Первый транспортный Ли-2, построенный в Комсомольске, был поднят в небо уже в июне 1947 года. Кто пилотировал самолет в первом полете, документально не установлено, но известно, что летчик-испытатель Борис Галицкий, работавший на заводе №126 с 1942-го по 1947-й годы, проводил приемо-сдаточные испытания серийных самолетов Ли-2.

На заводе №126 было построено 335 Ли-2 в транспортном и 20 самолетов в пассажирском варианте. В 1950 году производство Ли-2 было закончено. Завод перешел к производству МиГов.

В память об этой странице истории 17 августа 1984 года один из отслуживших свое самолетов Ли-2 был установлен на территории завода.

Интересные факты



  • В оригинале все размеры в чертежах Ли-2 исчислялись в дюймовой системе. После перевода их в метрическую систему размеры обозначались числами, где после запятой стояли десятые, сотые и даже тысячные доли миллиметра.

  • В годы войны Ли-2 использовали как бомбардировщики, военно-транспортные и десантные самолеты.

  • На самолете Ли-2 в Москву из побежденного Берлина привезли акт капитуляции Германии и Знамя Победы.

  • «Воздушным извозчиком» самолёт назван за свою надежность и неприхотливость, про него летчики говорили, что «не надо только мешать ему летать».

  • Ли-2 был «героем» снятого в 1943 году художественного фильма «Воздушный извозчик».

  • В ходе серийного производства с 1939 по 1954 годы в стране было изготовлено более 12000 экземпляров самолетов Ли-2 разных модификаций.

  • Эксплуатация Ли-2 в гражданской авиации продолжалась вплоть до 1973 года, а последний летный экземпляр был утерян сравнительно недавно — в 2004 году.


Tags: авиация, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments