uacrussia (uacrussia) wrote,
uacrussia
uacrussia

Category:

Серебряный юбилей 204-го: уже четверть века самолет остается в строю



Один из первых Ту-204

25 лет назад, в феврале 1996 года первый регулярный пассажирский рейс выполнил самолет Ту-204: лайнер, принадлежавший авиакомпании «Внуковские авиалинии», перевез пассажиров из Москвы в Минеральные Воды. Этот самолет появился в сложные времена развала Советского Союза и системного кризиса. Однако во многом благодаря 204-му и его модификации Ту-214 в России удалось сохранить компетенцию производства среднемагистральных самолетов.

Тяжелый системный кризис в России, пришедшийся на конец 1980-х, 1990-е годы и начало 2000-х, болезненно отразился на отечественной авиастроительной промышленности. Созданная в советское время научно-производственная база обеспечивала возможность изготовления всего необходимого спектра авиационной техники. Однако в сложившихся условиях, исходя из имевшихся объемов ассигнований, развитие авиационных средств планировалось выборочно. Государственный заказ на пассажирскую авиатехнику практически прекратился. В результате ее производство резко сократилось. Отдельные предприятия-поставщики кооперации стали переориентироваться и даже закрылись.

Капиталовложения в реконструкцию и техническое перевооружение авиастроительной отрасли практически остановилось. Отраслевая наука прекратила свое развитие, а ориентиры для развития критических технологий размылись. В итоге в наукоемкой отечественной авиационной промышленности, оставшейся практически без поддержки государства, не только существенно снизились объемы разработок и производства, но и стали утрачиваться передовые позиции по ряду технологий, шла потеря квалифицированных специалистов.

На такой тяжелейший период пришлась реализация в компании «Туполев» проекта создания узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204. Однако этот самолет не только поднялся в воздух, но и находился пусть в ограниченной, но коммерческой эксплуатации.

Самолет с предысторией

Проработка проектов, которые легли в дальнейшем в основу самолета Ту-204, велись в ОКБ им. А. Н. Туполева с конца 1960-начала 1970-х годов как дальнейшее развитие Ту-134 и Ту-154. На базе Ту-134 в 1967 году сначала был предложен проект ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-164 (его также называли Ту-134М) с двумя двигателями Д-30 и пассажировместимостью 83-93 человека. Чуть позже Ту-164 трансформировался в проект с тремя двигателями Д-30 серии 2 на 125-152 пассажира. В качестве нового среднемагистрального пассажирского самолета был предложен проект Ту-174 (он же Ту-154М) с тремя двигателями Д-30КУ. Самолет имел удлиненный фюзеляж Ту-154 с пассажировместимостью 224-230 человек.

В 1973 году туполевское ОКБ предложило новые проекты ближнемагистральных пассажирских самолетов Ту-184 на 140-160 пассажиров и Ту-194 на 116 пассажиров (оба с двумя двигателями Д-30А). Позже под индексами Ту-184 и Ту-194 прорабатывались версии среднемагистральных пассажирских самолетов большой вместимости – соответственно на 200-220 и с удлиненным фюзеляжем на 320-350 пассажиров (обе версии с тремя двигателями Д-18).

В те же годы ОКБ им. А. Н. Туполева начало проработку проекта ближнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ту-204 на 160-180 пассажиров с двумя двигателями НК-8-2У в хвостовой части фюзеляжа. К 1975 году проект трансформировался в семейство пассажирских самолетов, оснащенных двумя двигателями Д-30А или Д-30КУ. Семейство должно было включать ближнемагистральные Ту-204-100 и Ту-204-150, среднемагистральные Ту-204-200 и Ту-204-250. Позже, в 1977-78 годах рассматривались два основных варианта среднемагистрального самолета для замены Ту-154 – двухдвигательный Ту-204-200 и трехдвигательный Ту-204-300.

В 1979 году было решено вновь изменить силовую установку самолета на перспективный двигатель Д-90 разработки ОКБ, руководимым П. А. Соловьевым (ныне – компания «ОДК – Авиадвигатель»). В августе 1981 года вышло постановлением Совета министров СССР о разработке проекта трехдвигательного среднемагистрального пассажирского самолета на 208 пассажиров. В июле 1982 года министерства гражданской авиации и авиационной промышленности СССР совместно утвердили техническое задание на Ту-204-300. В том же году был готов эскизный проект и макет самолета.

Однако уже через год проект был переработан в двухдвигательный вариант с размещением двух моторов Д-90А (в 1987 году он был переименован в ПС-90А в память о своем главном конструкторе Павле Соловьеве) с тягой 16 т под крылом. Скорректированное техзадание заказывающие министерства утвердили в декабре 1983 года. Базовая версия Ту-204 имела дальность полета 4,9 тыс. км с 210 пассажирами в салоне одноклассной компоновки. Конструкция самолета должна была изготавливаться из новых алюминиевых и титановых сплавов, а также композиционных материалов. Использование отработанной к тому моменту технологии производства и обработки длинномерных панелей позволило существенно сократить в конструкции число стыков.

На опытном производстве туполевской фирмы – машиностроительном заводе «Опыт» в Москве в 1988 году был изготовлен первый прототип Ту-204 (регистрационный номер RA-64001). Он выполнил первый полет 2 января 1989 года. Вторая машина (RA-64002) была изготовлена для статических испытаний.

Ульяновские и казанские версии



С 1987 года на Ульяновском авиационном промышленном комплексе (ныне предприятие «Авиастар-СП») началась подготовка к серийному производству Ту-204. Первый серийный Ту-204 (RA-64003) выполнил первый полет 17 августа 1990 года. Летные испытания Ту-204 продолжались до 1993 года, в марте-декабре 1993 года в авиакомпании «Внуковские авиалинии» прошли пробные эксплуатационные полеты. 12 января 1995 года Госавиарегистр РФ выдал на Ту-204 сертификат летной годности. Первый регулярный пассажирский рейс был выполнен 23 февраля 1996 года самолетом Ту-204 (RA-64011) авиакомпании «Внуковские авиалинии» по маршруту Москва – Минеральные Воды.

С этого момента на ульяновском «Авиастар-СП» был организован серийный выпуск нескольких сертифицированных пассажирских версий Ту-204. Базовыми для них стали 210-местный (в одноклассной компоновке) самолет Ту-204-100 с дальностью 4,4 тыс. км и укороченный (164 места в одноклассной компоновке) Ту-204-300 с увеличенной до 5,6 тыс. км дальностью. Была создана и грузовая версия Ту-204C с боковым люком, способная с максимальной коммерческой загрузкой до 30 т совершать рейсы на дальность 3,3 тыс. км. Все варианты оснащались двигателями ПС-90A производства «Пермский моторный завод» (ныне – компания «ОДК – Пермские моторы»).

Кроме того были созданы пассажирская версия Ту-204-120 и грузовая Ту-204-120С с двигателями RB.211-535E4B британской компании Rolls-Royce. Такие лайнеры планировалось поставлять возможным зарубежным заказчиком, первым из которых стала египетская компания Sirocco – Cairo Aviation. Были также разработаны другие коммерческие модификации Ту-204: для Кубы – пассажирский Ту-204-100Е и грузовой Ту-204-100СЕ (самолеты с двигателем ПС-90А и англоязычной кабиной), для Китая – грузовой Ту-204-120СЕ (самолет с двигателем RB.211-535E4B и англоязычной кабиной). Причем, китайская версия самолета получила сертификат типа на соответствие требованиям не только российским нормам летной годности АП-25 (в январе 2004 года) и китайским нормам (в октябре 2007 года), но и европейским авиационным правилам JAR-25 (в октябре 2008 года).

Начиная с 1993 года в ОКБ им. А. Н. Туполева разрабатывалась версия Ту-204-200 с увеличенной до 6,2 тыс. км дальностью полета и максимальной вместимостью 210 мест (в одноклассной компоновке). По сути, это уже был узкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. В 1994 году его под индексом Ту-214 начало производить Казанское авиапроизводственное объединение им. С. П. Горбунова (ныне – Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, филиал компании «Туполев»). Взлетная масса самолета возросла до 110,75 т, а коммерческая нагрузка с 21 до 25 т.
Первый полет первого собранного в Казани Ту-214 (бортовой номер RA-64501) состоялся 21 марта 1996 года. Серийное производство развернулось с 2000 года, а 10 января 2001 года на самолет был получен сертификат летной годности по нормам АП-25. Первые два серийных самолета получила авиакомпания «Дальавиа»: первый рейс Ту-214 с пассажирами на борту состоялся 4 июля 2001 года.

Сравнения с конкурентами

С момента своего рождения проект Ту-204 позиционировался как преемник Ту-154, выпущенного в количестве около 1000 штук. В начале 1980-х годов планировалось, что Ту-204 будет не менее массовым самолетом. Однако этого не произошло в силу ряда проблем. В период экономического спада в России в 1990-х годах, да и позже отечественные авиаперевозчики второго эшелона предпочитали покупать не новые 204-ки, а подержанную, но более дешевую импортную авиатехнику. Крупнейшие же российские авиакомпании закупали новые «эрбасы» и «боинги».

Кроме того, сыграл отрицательную роль и «советский» имидж самолета. Зачастую не обоснованная критика проекта привела к тому, что Ту-204 стал восприниматься в средствах массовой информации, а через них – и потенциальными покупателями, как устаревшая, а потому неэкономичная модель.

Однако летно-технические характеристики Ту-204 были вполне сопоставимы с основными зарубежными конкурентами. Надо заметить, что зачастую 204-й не совсем корректно сравнивали с семействами более легких среднемагистральных самолетов Airbus A320 и Boeing 737, оптимизированных на маршруты меньшей дальности. Из этих семейств наиболее близки к Ту-204 такие модификации, как А321-200 (максимальная взлетная масса 93,5 т, максимальная дальность 5,6 тыс. км, 185-220 пассажиров), 737-800 (79,0 т, 5,5 тыс. км, 162-189 пассажиров) и 737-900 (79,2 т, 5,1 тыс. км, 177-189 пассажиров). Наиболее близким же аналогом Ту-204 является самолет Boeing 757, производившийся в 1982-2005 годах (115,7-123,6 т, 6,4-7,3 тыс. км, 200-289 пассажиров).

Сравнение Ту-204 с основными аналогами



* – расчет для типичного среднего маршрута с полной загрузкой пассажирской кабины

В 2009 году детальный анализ технического совершенства среднемагистральных самолетов провел тогдашний директор дирекции программ гражданской авиации ОАК, доктор технических наук Андрей Пухов. Этот анализ показал, что по интегральным критериям сравнения (таким, как весовая отдача, плотность компоновки, удельная нагрузка на крыло, транспортная эффективность, удельная производительность, энергетический критерий, весовые затраты на пассажирское кресло и пр.) семейства самолетов Ту-204, A321, 737 и 757 находятся в среднем на одном техническом уровне с разбросом в 12-15 %.

Анализ аэродинамического совершенства выявил равные несущие способности компоновок в пределах заявленных полетных чисел Маха. А по характеристикам взлетно-посадочных устройств и базирования значительно в худшую сторону выделяется семейство 757, а в лучшую – Ту-204-100. Анализ аэродинамических характеристик самолетов показал, что крыло Ту-204 имеет преимущества на 5-7 % как в крейсерской, так и во взлетно-посадочной конфигурации.

«Однако, в отличие от аналогичных самолетов Boeing и Airbus, самолеты семейства Ту-204 в течение ряда лет кардинально не дорабатывались по данным их эксплуатации, – писал тогда Андрей Пухов. – Поэтому анализ состава масс по агрегатам и системам показывает, что значительного успеха в улучшении массовой отдачи конструкции Ту-204 можно было бы достичь при модернизации комплекта оборудования, комплектующих систем электроснабжения, управления, кондиционирования и переходе к альтернативному составу комплектующих и в первую очередь силовой установки. Конструкция крыла и фюзеляжа Ту-204 не требуют значительных конструктивных доработок. Эти мероприятия могут привнести 5-7-процентное улучшение по весовой отдаче пустого снаряженного самолета».

Сложности с эксплуатантами



Пассажирские Ту-204-100, Ту-204-300 и Ту-214 поставлялись в десяток отечественных авиакомпаний. Однако этому самолету катастрофически не везло с эксплуатантами. Первичный заказчик Ту-204-100 – компания «Внуковские авиалинии» обанкротилась в 2001 году, «Кавминводыавиа» – в 2011-м, заказавшая такие же самолеты «Омскавиа» обанкротилась в 2008-м. Более солидные «Аэрофлот» и S7 отказались от эксплуатации «тушек», передав свои 204-100 в другие авиакомпании.

Крупным эксплуатантом «сотки» была авиакомпания Red Wings. Всего с 2006 года она получила 13 Ту-204-100 и один Ту-214. Однако на сегодня компания использует лишь одну «сотку», восемь машин находятся на хранении, четыре были переданы другим эксплуатантам, еще одна потеряна в катастрофе.

Появившийся в 2003 году Ту-204-300 с увеличенной дальностью в 2004-2008 годах поступил в количестве 6 штук к стартовому заказчику – авиакомпании «Владивосток Авиа». Эксплуатация Ту-204-300 была успешной. Налет самолетов достигал более 400 часов в месяц. Однако в ноябре 2011 года контрольный пакет акций этой компании приобрел «Аэрофлот», сделав из него свое региональное подразделение, которое стало осуществлять перевозки исключительно на Дальнем Востоке. Все «трехсотки» были возвращены в Ульяновск.

Также печально сложилась судьба трех отечественных эксплуатантов Ту-214: «Красноярские авиалинии» обанкротились в 2008 году, «Дальавиа» в 2009-м, «Трансаэро» в 2015-м.

Приостановили эксплуатацию 204-х и два зарубежных оператора – кубинская Cubana de Aviacion (у нее были 2 пассажирских Ту-204E и 2 грузовых Ту-204СE) и египетская Sirocco – Cairo Aviation (3 Ту-204-120, 2 Ту-204-120С).
На сегодня в коммерческой эксплуатации за рубежом у северокорейской авиакомпании Air Korea находятся один Ту-204-300 и один Ту-204-100В, а у киргизской Sky KG Airlines – два Ту-204-100.

В России коммерческую эксплуатацию 204-х ведет авиакомпания «Авиастар-ТУ», специализирующаяся на грузовых перевозках. В ее парке – один пассажирский Ту-204-100 и четыре грузовых Ту-204С. Один из «грузовиков» с 2008 года летает в желтой ливрее DHL – он находится в лизинге у этой международной компания экспресс-доставки, перевозя для нее грузы и документы. Второй грузовой Ту-204С в 2019 году получил ливрею компании Cainiao Smart Logistics Network Ltd – логистического оператора китайской компании Alibaba Group, работающей в сфере интернет-коммерции. Теперь эта «тушка» используется для доставки клиентам посылок из Китая. Еще два Ту-204-100С (самолеты с увеличенной взлетной массой, увеличенной коммерческой нагрузкой и модернизированным под требования Евроконтроля оборудованием) в сентябре 2016 года были покрашены в темно-синюю ливрею Почты России, получив личные имена «Петр I» и «Екатерина II».

В мае 2013 года был получен сертификат летной годности АР МАК на самолет Ту-204СМ. Цель программы Ту-204СМ заключалась в создании современного среднемагистрального пассажирского самолета, отвечающего перспективным требованиям эксплуатантов и вновь вводимым в действие требованиям авиационных властей по безопасности, экологичности, точности навигации. Самолет оснащен новыми двигателями ПС-90А2 с повышенными ресурсами (ресурс горячей части не менее 10 000 циклов, холодной части – не менее 20 000). Однако из-за неготовности двигателя ПС-90А2 к серийной эксплуатации и по ряду других причин дальнейшее развитие проекта в настоящее время не ведется.

В ожидание МСа



Тем ни менее проект Ту-204/214 стал, по сути, «спасательным кругом» для российского гражданского авиастроения. Во многом благодаря ему в России удалось сохранить компетенцию производства среднемагистральных самолетов до 2020-х годов, когда стартует серийный выпуск нового МС-21.

Благодаря Ту-204 два крупных авиастроительных предприятия – в Ульяновске и Казани – имели в 1990-2000-е годы пусть небольшие, но стабильные заказы. Многие предприятия кооперации также выжили, благодаря контрактам на поставку комплектующих изделий для «тушек».

И именно 204-й и его модификации обеспечили в среднемагистральном классе пополнение парков государственных авиаперевозчиков, для которых принципиально важно иметь самолет, построенный в России и все основные компоненты которого производятся внутри страны. В этом сегменте Ту-204, а особенно Ту-214 стали настоящими бестселлерами. Только в распоряжении специального летного отряда «Россия» Управления делами президента Российской Федерации находится около двух десятков самолетов различных модификаций Ту-204 и Ту-214. Они обеспечивают авиационные перевозки президента России, председателя Правительства, других должностных лиц государства.
Еще два Ту-204-300, носящие имена «Юрий Гагарин» и «Сергей Королев», приписаны к Звездному Городку. Они используются в первую очередь для перевозки космонавтов – на космодром перед стартом в космос и обратно после приземления.

Несколько Ту-204-100 и Ту-204-300 летают в VIP-компоновке, используемые различными российскими структурами. Один из них с бортовым номером RA-64053 в 2018 году получил ливрею в корпоративном стиле ОАК, став символическим «бортом №1» корпорации. Это стало признанием заслуг этого семейства самолетов с такой непростой судьбой.

Tags: авиация, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments