Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

«Белый лебедь» стратегического назначения



12 апреля 2018 года создатель легендарного самолета Ту-160 Валентин Иванович Близнюк отмечает свое 90-летие.

Валентин Иванович Близнюк - советский авиаконструктор, руководитель работ по самолету Ту-160. Обладатель звания «Почетный авиастроитель», орденов Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», лауреат Государственной премии СССР.

С момента начала работ по стратегическому ракетоносцу Ту-160 Валентин Близнюк активно участвовал в проектировании этого уникального по своим характеристикам самолета. В 1975 году был назначен Главным конструктором, руководителем работ по новой машине и, одновременно, заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» - А.А.Туполева. Под его руководством проводились сложнейшие работы по оптимизации аэродинамической схемы самолета и его силовой установки в аэродинамических трубах и на специальных стендах, на летающих лабораториях и опытных образцах Ту-160.

Collapse )

Вертикально, на взлет: спустя полвека в России вновь планируется строить «вертикалки»



51 год назад, в конце декабря 1967 года, вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1166-413 «О создании легкого штурмовика вертикального взлета и посадки Як-36М». Оно санкционировало разработку в яковлевском ОКБ первого и пока единственного отечественного серийного самолета Як-38, способного взлетать и садиться вертикально. Было изготовлено 236 машин этого типа.

1977 год. На экраны выходит фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны». В «далекой-далекой» галактике космические истребители десятками поднимаются со своих взлетных площадок и отправляются в бой для уничтожения «Звезды смерти». Говорят, для съемки этого момента Лукас использовал кадры взлета Harrier – самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) из состава Корпуса морской пехоты США. Потому в фильме была передана вся динамика взлета этого самолета, его характерное покачивание. Интересная деталь: все космические истребители в фильме стартуют вертикально. Нет ни одного, для которого была бы нужна взлетно-посадочная полоса. То же самое можно увидеть в огромном количестве других фантастических фильмов. Напрашивается очевидный вывод: режиссеры и авторы сценариев фантастических блокбастеров не представляют себе истребителей будущего иначе, чем стартующими вертикально. Аэродром – это анахронизм, который останется в прошлом.

Collapse )

Морские дозорные: мировой рынок базовых патрульных самолетов


C295-Maritime-Patrol-Aircraft-MPA

Важное место среди противолодочных средств, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, занимают противолодочные самолеты базовой и авианосной авиации. Эксперты прогнозируют устойчивый рост рынка самолетов патрульной авиации и морского наблюдения ежегодно на 7,4 % в период с 2017 по 2026 год.

Появление в разгар холодной войны атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, ставших одной из основных составляющих триады стратегических ядерных сил, активизировали разработку противолодочных средств, в частности базовых патрульных самолетов (БПС).

Collapse )

«Ищейки» подлодок: на смену «Новелле» придет новый противолодочный спецборт



ОАК успешно продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолетов Ил-38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации (ВМФ России). В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолет нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование – подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолеты Ил-38 с магнитными обнаружителями».

Надо отметить, что силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, «в ходе учения был осуществлен поиск “аварийной” подводной лодки, легшей на грунт на глубине около 50 метров, с помощью самолета Ил-38». Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасен».

Collapse )

Информирует, управляет: разработка ОКБ Сухого по достоинству оценена российским правительством



Идея создания информационно-управляющей системы для современных самолетов в ОКБ Сухого изначально родилась в обликовых исследованиях по проекту истребителя пятого поколения. Однако первой она реализовалась на многофункциональном истребителе Су‑35. Благодаря этой системе новая машина с одним пилотом сразу продемонстрировала преимущества, совершая более десяти боевых вылетов ежедневно. Благодаря поддержке руководства ОКБ Сухого за прошедшие 15 лет в нем сложилась передовая школа бортового программирования.

Распоряжением председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева от 25 октября 2017 года № 2345-р группе ведущих сотрудников компании «Сухой» присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2017 год. Наряду с прорывными проектами в области атомной энергетики, медицины и космоса высокую оценку руководства страны получила инновационная разработка российских авиаконструкторов — информационно-управляющая система (ИУС) многофункционального истребителя Су‑35/35С.

Collapse )

Испытатель композитов: бывший военный осваивает мирный фронт



Игорь Резван не понаслышке знает о прочности и надежности конструкций компании «АэроКомпозит». После увольнения в запас отставной подполковник уже в мирной жизни изучает композиты: подвергает ударам и растяжениям, нагревает и охлаждает жидким азотом. Накопленные знания говорят, что надежность разработки мирной компании вполне может соперничать с самыми передовыми технологиями.

После окончания Пермского авиационно-технического училища молодой лейтенант отправился служить в Туркестанский военный округ. Выпуск состоялся в 1981 году, и время службы было очень напряженным. Истребительный авиационный полк, где служил Игорь, часто поднимался по тревоге, чтобы пресечь попытки соседей-иранцев пересечь границу. Резван поддерживал в боевой готовности МиГ-23 и частенько наблюдал, как наши летчики демонстрировали свои знания и навыки не только в учебных боях.

Collapse )

«Голубь мира» над «Китти Хоком»: самолет-разведчик, посрамивший американский флот, остается в строю



Этот самолет появился в рядах отечественных военно-воздушных сил в середине 1980-х годов. Он до сих пор остается на боевом посту, прекрасно справляясь со стоящими перед ним задачами. Ему уже ставят памятники, отдавая дань заслугам и возможностям. Он поучаствовал в нескольких вооруженных конфликтах, но славу ему принесли полеты в мирное время. За рубежом он стал широко известен, когда «посрамил» американское авианосное соединение.

Тактические разведчики в СССР зачастую создавались путем модернизации уже выпускавшихся серийно истребителей и бомбардировщиков. В 1950-е годы таким самолетом стал Ил-28Р (производство в 1949–1955 годах, снят с вооружения в начале 1960-х годов), созданный на базе первого советского реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Ему на смену пришли машины яковлевского КБ: сначала Як-27Р (производство в 1958–1962 годах, снят с вооружения в середине 1970-х годов) на базе барражирующего истребителя-перехватчика Як-27, затем Як-28Р (производство в 1966–1970 годах, снят с вооружения 1994 году), основой для которого послужил сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28. Кстати, Як-28Р за полное отсутствие вооружения на борту получил в войсках шутливое прозвище «голубь мира». Параллельно с ним использовался тактический самолет-разведчик МиГ-21Р (производство в 1965–1971 годах, снят с вооружения в начале 1990-х годов), созданный на базе всепогодного перехватчика МиГ-21ПФ. Однако он обладал недостаточной для разведчика дальностью полета.

Заменить их, предоставив новые возможности ведения тактической разведки, смог в середине 1980-х годов самолет Су-24МР, созданный в ОКБ Сухого – филиале компании «Сухой».

Collapse )

Не только для обнаружения: AWACS стали ключевым компонентом современных воздушных операций


Самолет E-767 ВВС Японии на Аляске

Наиболее раннее радиолокационное обнаружение средств воздушно-космического нападения противника всегда считалось одним из важнейших слагаемых успешного отражения массированных авиационных ударов. Идея поднять радар в воздух и увеличить дальность обнаружения воздушных целей появилась сразу после его создания.

Но самого факта обнаружения налета авиации противника недостаточно, дальнейшей логичной и более важной задачей является наведение истребительной авиации по линиям радиосвязи голосом или в автоматизированном режиме на средства воздушно-космического нападения противника и их поражение.

Авиационные комплексы, сочетающие бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) для дальнего радиолокационного обнаружения и воздушный пункт управления и наведения, получили название AWACS (Airborne Warning and Control System). В качестве платформ могут использоваться различные летательные аппараты, самолеты, вертолеты и даже дирижабли. Наибольшее распространение получили системы, размещенные на самолетах. В дальнейшем обозначение AWACS стало общепризнанным синонимом для всех систем, выполняющих аналогичные задачи.

Первым зарубежным комплексом AWACS эпохи реактивной авиации стал американский E-3 Sentry, предназначенный для замены поршневого EC-121 Warning Star, созданного на базе среднемагистрального пассажирского самолета L-1049.

Collapse )

П.И. Баранов: «Я знаю, это трудное дело, но наш воздушный флот будет первым в мире»



В сентябре 2017 года исполняется 125 лет со дня рождения Петра Ионовича Баранова, с именем которого связано становление советской авиации. Сын водовоза стал одним из самых эффективных государственных деятелей того периода. Шесть с половиной лет, с декабря 1924 по июнь 1931, он возглавлял Военно-воздушные силы Красной армии, а затем в течение двух лет, вплоть до трагической гибели в 1933 году, руководил авиапромышленностью страны. Он погиб на взлете в буквальном смысле этого слова, не дожив всего нескольких дней до своего 41-летия, но след, который он оставил в истории, заслуживает доброй памяти.

Collapse )

Умный «Лебедь»: новые цифровые технологии позволят ускорить модернизацию сверхзвукового «стратега»



В советское время над проектированием самого крупного в мире сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 трудились несколько тысяч конструкторов в течение десятилетия. Сегодня, в обеспечение воспроизводства самолета в новом облике, в компании «Туполев» создается Единая Информационная Среда (ЕИС), обеспечивающая цифровые методы проектирования и производства.

Collapse )